Свободная экономическая зона является сложной организацией. Для осуществления процесса управления деятельностью СЭЗ формируется специальный механизм, который представляет собой совокупность экономического, правового, социального, организационного, теоретико-методологического и методического аспекта.
Организационно-экономический механизм управления деятельностью СЭЗ должен отвечать следующим требованиям:
- соответствовать применяемым в России условиям хозяйствования;
- удовлетворять требованиям экономической политики страны;
- регулироваться общими и специальными нормативными и законодательными актами.
При формировании экономического механизма управления деятельностью СЭЗ решается важная задача создания необходимых предпосылок для постепенного распространения на экономику окружающего региона наиболее действенных элементов рыночного механизма, используемых для стимулирования и ускорения процесса перехода к рыночной ориентации национальной экономики.
|
|
Экономический механизм управления СЭЗ как составная часть организационно-экономического механизма СЭЗ охватывает несколько направлений: инвестиционный режим; политику налогообложения; финансово-кредитную систему; валютный режим; таможенное регулирование ВЭД.
Экономический механизм СЭЗ базируется в зависимости от цели и решаемых задач на системе льгот, разного рода преференций, стимулов и условий, которые и образуют режим хозяйственной деятельности.
Создание СЭЗ требует значительных финансовых вложений со стороны страны-учредителя.
Во-первых, это инвестиции в территорию, на которой будет) размещаться зона.
Во-вторых, это инвестиции в инфраструктуру (включая подъездные дороги, обустройство территории, снабжение водой, электроэнергией, обеспечение канализацией и средствами связи).
В-третьих, это инвестиции в производственные здания и сооружения.
В-четвёртых, это инвестиции на содействие развитию зоны.
Объем финансирования может быть различным в зависимости от местоположения зон и от страны, где зоны создаются.
Страхование является одним из элементов финансового механизма СЭЗ. Страхование относится к экономическим финансовым отношениям, связанным с выполнением специфических функций в экономике. Развитие обособленных, с точки зрения владения определенными видами собственности, хозяйственно независимых субъектов рыночной экономики требует наличия в системе экономических отношений специализированной системы перераспределительных отношений, позволяющей гарантировать непрерывность хозяйственной деятельности таких субъектов путем представления им страховой защиты при наступлении неблагоприятных событий.
В СЭЗ особую актуальность приобретает страхование инвестиционных рисков, которое могут осуществлять только крупные страховые компании. Финансовые ресурсы российских страховых компаний крайне ограничены по сравнению с объемом требуемого страхового покрытия.