Рекомендовано Декан факультета
на заседании кафедры Коммерции и маркетинга
Международной торговли Д.Д. Костоглодов
и таможенного дела
Протокол № 12 _______________________
29.06.2011г. 29.06.2011г.
Зав. кафедрой ___________ П.В. Таранов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины «Свободные экономические зоны»
Цикла ОПД Общепрофессиональные дисциплины
По специальности 080115 «Таможенное дело»
Составитель В.Р. Гаспарян
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из ГОС ВПО по дисциплине (применительно к специальностям) | 3-12 | |
2. | Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник) | 13-31 | |
3. | Методические указания к выполнению курсовой работы, а также методические указания в целом | ||
4. | Методические указания (рекомендации): | 31-37 | |
- по прохождению практик | 31-37 | ||
- по выполнению курсовых работ и рефератов | |||
- по самостоятельной работе студентов с контрольными вопросами, заданиями, тестами, перечнями литературы и вопросов к экзамену (зачету) | |||
- по выполнению практических и лабораторных работ | |||
5. | Контроль знаний (тесты, билеты, вопросы для экзамена, зачета) | 38-41 | |
6. | Сведения о ППС (по установленной форме) | ||
7. | Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении практических занятий и лабораторных работ, в том числе и мультимедийные | 41-45 | |
8. | Использование инновационных методов | ||
9. | Дополнительный материал (словари, глоссарии) | 45-46 | |
Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из ГОС ВПО
|
|
по дисциплине (применительно к специальностям)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:
ДИСЦИПЛИНЫ Проректор Н.П.Маслова
___________________________
ОПД.Р.2 «Свободные экономические зоны»
(индекс) (наименование)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
080115 «Таможенное дело»
(код) (наименование)
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
080115-01 «Таможенные платежи и валютный контроль»
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ | Коммерции и маркетинга | |
КАФЕДРА | Международной торговли и таможенного дела |
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. | ГОС | уч. план | Очная форма | Заочная форма |
5 лет | 5 лет 6 мес. | 3 года 6 мес. | ||
Всего аудиторных занятий, час, в том числе: | ||||
- лекций, по семестрам | ||||
9 сем | 5 курс | 2 курс | ||
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам | – | – | – | |
– | – | – | ||
- практические занятия, по семестрам | – | – | ||
9 сем | – | – | ||
Индивидуальная работа, час | – | – | – | |
Всего самостоятельной работы, час, в том числе: | ||||
- контрольные работы по семестрам | – | – | – | |
- курсовые работы по семестрам | – | – | – | |
- курсовые проекты по семестрам | – | – | – | |
- др. виды работы по семестрам | – | – | – | |
Зачеты, по семестрам, час | 9 сем | 5 курс | 2 курс | |
Экзамены, по семестрам, час | – | – | – |
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
|
|
ОСНОВАНИЕ: Учебный план по специальности 080115 «Таможенное дело» специализация 080115-01 «Таможенные платежи и валютное регулирование» одобрен ученым советом вуза 30.06.2009 протокол № 9.
Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.,)
АВТОР д.э.н., профессор | В.Р. Гаспарян | ||
(ученая степень, звание, должность) | (подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) |
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой МТиТД | П.В. Таранов | ||
(наименование) | (подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) |
Учебно-методическим советом специальности | П.В. Таранов |
Учебно-методическим управлением |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Основной целью преподавания курса «Свободные экономические зоны» является: -изучение теоретических и практических проблем организации и функционирования свободных экономических зон как в промышленно развитых странах, так и в большой группе развивающихся странах. -приобретение студентами знаний и практических навыков в области формирования внешнеэкономической политики, изучение мирового опыта СЭЗ на экономику стран. -выявление приоритетных направлений на формирование особых экономических зон (ОЭЗ) в РФ. Основными задачами курса являются: - ознакомить студентов с эволюционным процессом создания и функционирования СЭЗ; - проанализировать передовой опыт функционирования СЭЗ в разных государствах; - выявить организационно-экономические и административно-правовые условия организации СЭЗ и ОЭЗ в РФ; - определить роль и место СЭЗ в экономике страны. - выявить негативные моменты, препятствующие эффективному развитию СЭЗ; - определить основные организационно-правовые аспекты формирования ОЭЗ в РФ; - привить студентам навыки практической деятельности таможенных органов связанных с проблемами ОЭЗ. |
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать теоретические и методологические основы создания и функционирования свободных экономических зон в мирохозяйственной системе, а также основные проблемы и нормативно-правовые акты создания особых экономических зон в РФ. |
Студент должен уметь использовать теоретические и методологические знания для анализа и оценки функционирования отдельных свободных экономических зон в разных государствах мира, определить основные организационно-экономические и правовые механизмы формирования и функционирования особых экономических зон в РФ с учетом опыта передовых и успешно действующих зон мира. |
Студент должен иметь представление о: -теоретических предпосылках создания и функционирования СЭЗ и ОЭЗ; -роли и месте СЭЗ в экономике страны; -дать оценку негативных факторов функционирования ОЭЗ, препятствующих их дальнейшему развитию на территории РФ; -совершенствовании процесса создания и управления ОЭЗ в РФ. |
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Основы таможенного дела – структура таможенной инфраструктуры; таможенно-тарифное регулирование; развитие таможенного дела в РФ. Таможенно-тарифное регулирование; тарифные меры регулирования ВЭД; льготные меры развития ВЭД и их применение в особых экономических зонах. Международная торговля – особые экономические зоны как элемент совершенствования международной торговли; системы и методы совершенствования международной торговли. | Основы таможенного дела; История таможенного дела и таможенной политики России; Таможенная и околотаможенная инфраструктура; Международная торговля; Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. |
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
|
|
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
|
|
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя | Кол. час | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ | |||
Введение. Предмет, метод, структура и задачи курса. Исторические предпосылки формирования СЭЗ. Сущность, основные понятия, и роль свободных экономических зон в мировой экономике. Цели и задачи курса. Предмет, методы, и структура курса. Свободные экономические зоны в национальном хозяйстве. Классификация свободных экономических зон. | М, П | ||
Мировой опыт создания свободных экономических зон (СЭЗ). Формирование и функционирование первых свободных экономических зон на мировом уровне. Эволюция развития новых форм СЭЗ и их характеристика. Общие принципы создания СЭЗ. Подходы создания СЭЗ и их критическая оценка. Современная особенность создания СЭЗ и их формирование в развитых и развивающихся странах. | М, П, Д | ||
3-4 | Организационно-хозяйственный механизм регулирования деятельности СЭЗ. Организационно-правовые аспекты формирования и функционирования СЭЗ. Инструменты экономического регулирования деятельности СЭЗ. Финансовый механизм создания и функционирования СЭЗ. Кадровое обеспечение подготовки и переподготовки кадров для СЭЗ. Механизм управления и планирования в СЭЗ. Иностранные и национальные инвесторы в свободной экономической зоне. Содействие развитию свободных экономических зон в РФ. Внутренние и внешние хозяйственные связи свободных экономических зон. Специальные экономические зоны, их классификация и характеристика в функциональной деятельности. | М, П | |
Международная практика функционирования свободных экономических зон. Сущность и функционирование свободных экономических зон в международной практике: критические оценки функционирования СЭЗ в разных государствах: 1. Первые СЭЗ в мировой экономике. 2. Свободные зоны США. 3. Свободные зоны в Венгрии. 4. Свободные экономические зоны Китая. 5. Свободные экономические зоны Польши. 6. Свободные экономические зоны Туниса. Основные направления программ развития свободных экономических зон в развитых и развивающихся странах. Особенности функционирования СЭЗ в разных странах. | М, Э | ||
Оффшорные компании: сущность, виды, задачи и механизм функционирования. Сущность, виды, задачи оффшорных компаний. Основные принципы их создания и функционирования (мировой опыт). Юридические и организационно-экономические аспекты создания фирм и компании в оффшорных зонах. Оценка деятельности оффшорного бизнеса за рубежом: Кипр, Ирландия, Панама, Дакар, Швейцария, Гибралтар, остров Мэп, Каймановы острова. Принципы и методы регламентации деятельности в оффшорных зонах. Перспективы развития оффшорного бизнеса в России: Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия. | М, П | ||
Опыт создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации. Сущность и основные принципы организации СЭЗ в России. Первые свободные экономические зоны России: в Выборге, Новгороде, Находке. Законы и другие нормативные акты, регулирующие создание и функционирование СЭЗ в РФ («о создании зон свободного предпринимательства», «об иностранных инвестициях», проект федерального закона «о свободных экономических зонах» и т.д.). Основные проблемы функционирования СЭЗ в России. Содействие в формировании и развитии СЭЗ в РФ. | М, Д | ||
Нормативно-правовая база создания особых экономических зон в РФ. Понятия ОЭЗ и их основные типы: условия создания и прекращения существования ОЭЗ; управление ОЭЗ; процедура создания и функционирования ОЭЗ; налогообложение резидентов ОЭЗ и таможенного региона ОЭЗ; о федеральном агентстве по управлению ОЭЗ. | Э, Д, М | ||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | |||
Сущность, основные понятия и классификация свободных экономических зон. 1. Объективная необходимость создания СЭЗ. 2. Сущность, основные понятия СЭЗ. 3. СЭЗ в национальной экономике, основные цели и задачи. 4. Предмет, метод и структура курса. 5. Классификация СЭЗ. | М, Э | ||
Мировой опыт: создания и функционирования СЭЗ. 1. Общие принципы создания СЭЗ и их характеристика. 2. Основные подходы к созданию СЭЗ. 3. Концентрация создания и функционирования СЭЗ. 4. Особенности организации СЭЗ в современных условиях. | Э, М, Д | ||
Организационно-хозяйственный механизм регулирования деятельности СЭЗ. 1. Организационно-правовые аспекты формирования СЭЗ. 2. Инструменты экономического регулирования СЭЗ. 3. Финансовый механизм создания и функционирования СЭЗ. 4. Кадровое обеспечение функционирования СЭЗ. 5. Содействие развитию СЭЗ в РФ. | М, Э | ||
Международная практика функционирования СЭЗ. 1. Принципы функционирования СЭЗ в международной практике. 2. Сравнительная оценка функционирования СЭЗ в разных странах. 3. Основные направления развития СЭЗ в развитых странах. 4. Этапы развития СЭЗ в отдельных странах (США, Канада, Польша, Кипр и т.д.). | М, Д | ||
5-6 | Оффшорные компании: сущность, виды, задачи и механизм функционирования. 1. Сущность, задачи и основные виды оффшорных зон. 2. Основные принципы создания и функционирования оффшорных зон. 3. Юридические и организационно-экономические основы регулирования деятельности в оффшорных зонах. 4. Оффшорный бизнес за рубежом (мировой опыт). 5. Перспективы развития оффшорного бизнеса в России. | И, М, Э | |
Опыт создания и функционирования свободных экономических зон в РФ. 1. Сущность и основные принципы организации СЭЗ в России. 2. Опыт создания и функционирования СЭЗ в РФ. 3. Законы и другие нормативные акты, регулирующие деятельность в РФ. 4. Анализ деятельности СЭЗ РФ. 5. Основные проблемы функционирования СЭЗ в России. | И, М, Э | ||
Законодательная база создания и функционирования ОЭЗ в РФ. 1. Оценка правительственных документов о законодательной базе создания и функционирования ОЭЗ в РФ. 2. Проблемы управления ОЭЗ в РФ | М, Д |
2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. | Методы |
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ | |||
Подготовка докладов и рефератов на студенческую научно-практическую конференцию | Д, И, Э | ||
Подготовка и проведение, разбор конкретной ситуации по теме «Проблемы развития и функционирования ОЭЗ в РФ» | Д, Э, П, | ||
Подготовка предложений по созданию ОЭЗ в Ростовской области | Д, Э, И | ||
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ | |||
Подготовка докладов, рефератов и домашних заданий по отдельным темам дисциплины | Д,Э, И,М,П | ||
Проектирование формирования ОЭЗ в РФ. Основные проблемы и пути их решения | Д, М, Э | ||
ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ | |||
Подготовка отдельных докладов, рефератов и домашних заданий по созданию и эффективному функционированию ОЭЗ в РФ, и в частности ЮФО | Д, Э, И |
2.3. Самостоятельная работа студента
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Методы |
Очная форма обучения | |||
В течение семестра | Разработка принципов и подходов по созданию свободных экономических зон в мирохозяйственной системе | И | |
Подготовка докладов и научных сообщений для выступления на научно-студенческих конференциях | ПГ | ||
Изучение основных результатов деятельности ОЭЗ в разных странах мира | П | ||
Проведение сопоставительного анализа деятельности ЛЭЗ в мире | П | ||
Изучение основных факторов и условия, влияющие на эффективность функционирования ОЭЗ в РФ | И, ПБ | ||
Заочная форма обучения | |||
Сбор и обработка нормативно-правовых актов регулирующих создание и функционирование ОЭЗ | И | ||
Выбор специальной литературы для изучения курса ОЭЗ | М,Э | ||
Сбор и обработка необходимой информации для изложения рефератов по курсу ОЭЗ | П | ||
Подготовка к сдаче зачета по курсу Свободные экономические зоны | ПБ |
2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных методов | Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения |
1. | Использование информационных ресурсов и баз данных | Информационные материалы по функционированию СЭЗ в мире |
2. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | – |
3. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | – |
4. | Применение предпринимательских идей в содержании курса | – |
5. | Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук | – |
6. | Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. | Применение методов анализа и оценки функционирования ОЭЗ в РФ |
7. | Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) | Изучение конкретных факторов и условий создания ОЭЗ в РФ |
8. | Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач | Подготовка рефератов для выступления на конференциях |
9. | Другие | – |
3. Средства обучения
3.1. Информационно-методические
№ | Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре |
Основная литература: | |
1. | Закон РФ «О свободных экономических зонах» от 24.06.1997 г. – 5 шт. |
2. | Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991г. – 5 шт. |
3. | Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 24 июля 2005г. № 855 – 10 шт. |
4. | Федеральный закон «О внесении изменений в некоторых законодательных актах РФ в части создания туристско-рекрационных особых экономических зон» от 03 июня 2006г. № 76 – 10 шт. |
5. | Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей. Басенко.А.М. Ростов – на- Дону изд-во РГУ 2002 – 30 шт. |
6. | Свободные экономические зоны (учебно-методическое пособие) В.Р. Гаспарян, А.М. Басенко. РГЭУ «РИНХ», Ростов-на-Дону, 2004 – 20 шт. |
7. | Теоретико-методологические проблемы формирования СЭЗ в мирохозяйственных системах. А.Д. Гомцян. РГЭУ «РИНХ», Ростов-на-Дону, 2004 – 5 шт. |
8. | СЭЗ в системе мирового хозяйства. Я.С. Друзяк, М., 2001 – 5 шт. |
9. | Свободные экономические зоны (проблемы создания и функционирования). Учебно-методическое пособие. А.М. Басенко, А.К. Балкаров. РГЭУ «РИНХ», Ростов-на-Дону, 2003 – 10 шт. |
10. | ОЭЗ как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций. Ж. Солевева, журнал «Межународная экономика» № 3, 2007 – 3 шт. |
11. | Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: проспект, 2007 – 30 шт. |
12. | СЭЗ: Мировой опыт и Россия. А.Ю. Крылов. М., 2002 – 5 шт. |
Дополнительная литература: | |
1. | Зоны свободного предпринимательства. Под редакцией С.Н.Ворошина М.1998 – 5 шт. |
2. | СЭЗ-ы в развитии национальной экономики. Павлов П.В. Таганрог, изд-во ТИУиЭ, 2005 – 5 шт. |
3. | Оффшорный бизнес в управлении компаниями за рубежом. А.Р.Горбунов. М.1997 – 5 шт. |
4. | Международный оффшорный бизнес. О.В. Климовец. Феникс. Ростов-на-Дону, 2004 – 5 шт. |
5. | Создание особых экономических зон. А.Базарова. журнал «Аудит и налогообложение» № 10, 2007 – 10 шт. |
6. | Особые экономические зоны рекрационно-туристического типа как перспективного направления развития региона. Т.Клочкова, журнал «Предпринимательство» № 3, 2007 – 3 шт. |
7. | Правовое регулирование ОЭЗ в России, журнал «Таможенное регулирование и таможенный контроль» № 2, 2007 – 3 шт. |
8. | Свободные экономические зоны в зарубежных странах в России В.В.Ивченко М.1999 – 5 шт. |
3.2. Материально-технические
№ ауд. | Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия | Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов. |
602, 603, 605, 604, 334 | Компьютерная техника, ноутбук, экран для мультимедийных занятий, телекарточки для аудиторий с ТВ, ТСТК (технические средства таможенного контроля) на таможенных пунктах пропуска ЮТУ во время практических занятий и прохождения практики. |
4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
№ | Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену |
1. | Тесты по дисциплине «Свободные экономические зоны» 1. В какой стране были созданы первые свободные экономические зоны (СЭЗ): а) в Гибралтаре; б) в Югославском городе; в) в Ирландском городе; г) в Итальянском городе. 2. Основными подходами создания СЭЗ считаются: а) отраслевой подход; б) комплексный подход; в) режимный подход; г) функциональный подход; д) территориальный подход. 3. Главными целями создания СЭЗ являются: а) обеспечение экономической безопасности государства; б) региональное использование совокупных производственных ресурсов страны; в) создание особо благоприятных условий для привлечения иностранного капитала; г) специализация отдельных регионов по производству отдельных видов товаров и услуг. 4. Основными критериями классификации СЭЗ считаются: а) по территориальному назначению; б) по функциональному назначению; в) по уровню технического развития; г) по уровню рентабельности. 5. Основными функциями СЭЗ являются: а) привлечение инвестиции; б) координация деятельности региональных производственных подразделений; в) повышение рентабельности работ и услуг; г) подготовка и повышение квалификации работников. 6. При создании СЭЗ правительство учитывает следующие факторы: а) уровень технического развития производства; б) возможность развития внешнеэкономических связей; в) исторический опыт развития государства; г) соотношение объема экспорта и импорта товаров. 7. В каком году был создан первый СЭЗ: а) 1517г.; б) 1547г.; в) 1630г.; г) 1740г. 8. Оффшорные компании: а) полностью освобождаются от налогов; б) частично освобождаются от налогов; в) полностью оплачивают налоги по действующему законодательству. 9. Определите правильный вариант определения СЭЗ: а) территория, стимулирующая внешнеэкономическую деятельность; б) территория, имеющая полную самостоятельность, особый режим управления и благоприятные условия осуществления хозяйственной деятельности; в) территория, стимулирующая выпуск новой продукции и услуг. 10. В России созданы следующие типы СЭЗ: а) комплексные или многопрофильные типы; б) узкоспециализированные типы; в) межрегиональные типы; г) межотраслевые типы. 11. К основным проблемам функционирования СЭЗ в РФ относятся: а) отсутствие законодательной базы; б) отсутствие нормативной базы; в) отсутствие заинтересованности местных органов власти; г) отсутствие стратегии развития государства. 12. Главной сферой деятельности оффшорных компаний являются: а) производственно-промышленная; б) банковско-страховая; в) технико-технологического обслуживания. 13. Что не является источником финансирования создания СЭЗ: а) собственные финансовые ресурсы инвесторов; б) ассигнования из бюджетов и внебюджетных фондов; в) часть налоговых выручек государства; г) денежные средства государства. 14. При создании СЭЗ на одно рабочее место норматив начального вложения капитала является: а) 3 тыс. долл. США; б) 5 тыс. долл. США; в) 10 тыс. долл. США; г) 20 тыс. долл. США. 15. При функционировании СЭЗ налоги выполняют следующие функции: а) предупредительную; б) регулирующую; в) распорядительную; г) контролирующую. |
2. | Вопросы к зачету по дисциплине «Свободные экономические зоны» 1. Предмет, метод, структура и задачи курса. 2. Сущность, основные понятия, черты и возможности СЭЗ. 3. Роль и значение СЭЗ в национальном и мировом хозяйстве. 4. Классификация свободных экономических зон. 5. СЭЗ – как региональная форма организации и управления хозяйственными связями. 6. Общие принципы создания СЭЗ (мировой опыт). 7. Основные концепции и цели свободных экономических зон. 8. Особенности организации СЭЗ в современных условиях. 9. Современные особенности организационных принципов создания СЭЗ в развитых и развивающихся странах. 10. Организационно-хозяйственный механизм регулирования деятельности СЭЗ. 11. Инструменты экономического регулирования деятельности СЭЗ. 12. Финансирование создания свободных экономических зон и фактор риска и времени. 13. Подготовка персонала для работы в свободной экономической зоне, развитие предпринимательской деятельности и управление свободными зонами. 14. Иностранные и национальные инвесторы в СЭЗ. 15. Развитие внутренних и внешних связей СЭЗ. 16. Сущность и принципы функционирования СЭЗ в международной практике. 17. Основные направления программ развития СЭЗ в развитых и развивающихся странах. 18. Первая особая зона в мировой экономике – Шеннон (Ирландия). 19. Свободные экономические зоны США. 20. Свободные экономические зоны Центральной и Восточной Европы. 21. СЭЗ Китая. Особенности развития и функционирования. 22. Оффшорные компании за рубежом: сущность, виды и задачи. 23. Перспективы развития оффшорного бизнеса в России. 24. Содействие развитию СЭЗ в Российской Федерации. 25. Законодательная база создания и функционирования СЭЗ в Российской Федерации. 26. Экономическая сущность ОЭЗ и их основные типы. 27. Основные условия создания и функционирования ОЭЗ в РФ. 28. Законодательная база регулирования деятельности ОЭЗ в РФ. 29. Система управления ОЭЗ в РФ. 30. Налогообложение и таможенные режимы ОЭЗ в РФ. |
5. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______
Следующие записи относятся к п.п. |
Автор |
Зав. кафедрой |
Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________