Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)

В последние 10-15 лет АТР опережает другие регионы мира по темпам роста, в частности в наукоемких отраслях, что резко повысило конкурентоспособность большой группы стран АТР на мировом рынке.

Для сравнения позиций можно привести список некоторых стран мира (по данным Всемирного экономического форума), ранжированных по индексу конкурентоспособности. Данные приведены ниже.

В АТР сложились четыре основных экономических центра: Япония – Китай – НИС - АСЕАН. «Новые индустриальные страны» (НИС) объединяют ряд стран, приступивших к модернизации в разное время, но к концу ХХ века уже достигших высоких результатов. НИС первой волны (начало преобразований – конец 40х гг ХХ в) – Южная Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур. К этой же группе относят НИС Латинской Америки – Аргентину, Бразилию, Мексику. НИС второй волны (начало преобразований – 60е гг 20 в) – Малайзия, Таиланд, Индия, Чили. НИС третьей волны (начало преобразований – начало 90х гг 20 в) – Кипр, Тунис, Турция, Индонезия, Вьетнам, Лаос. НИС четвертой волны – Филиппины, Южные провинции Китая.

Индексы международной конкурентоспособности

Страна Занимаемое место в мире Страна Занимаемое место в мире Страна Занимаемое место в мире
           
США     Чили     Армения -  
Сингапур     Малайзия     Грузия -  
Гонконг     Таиланд     Кения -  
Япония     Египет     Камбоджа -  
Швейцария    
Германия     Китай     Камерун -  
Нидерланды     Мадагаскар -  
Нов. Зеландия     Турция     Непал -  
Дания     Греция     Уганда -  
Норвегия     Мексика     Замбия -  
Тайван ь     Польша    
Канада     Венгрия     Зимбабве -  
Австрия     Венесуэла     Эфиопия -  
Австралия     Россия     Мозамбик -  
Швеция     Казахстан -   Чад -  
Финляндия     Азербайджан -   Бурунди -  
Франция     Перу -   Ангола -  
Великобритания     Гватемала -        
Бельгия     Украина -        

Тайвань, Гонконг, Сингапур называют азиатскими «драконами», Малайзию, Таиланд, Южную Корею, Индонезию, Вьетнам, Лаос, Филиппины – азиатскими «тиграми».

Индексы международной конкурентоспособности некоторых стран НИС в 2009 году: Гонконг – 2 место (98.146); Сингапур – 3 место (95.740); Малайзия – 18 место (77.162); Тайвань–23 место (75.390); Таиланд – 26 место (70.762) и др.

Первые тридцать мест отчёта 2013—2014:[2][3]

1. Швейцария 5.67 (—)

2. Сингапур 5.61 (—)

3. Финляндия 5.54 (—)

4. Германия 5.51 (+2)

5. США 5.48 (+2)

6. Швеция 5.48 (−2)

7. Гонконг SAR 5.47 (+2)

8. Нидерланды 5.42 (−3)

9. Япония 5.40 (+1)

10. Великобритания 5.37 (−2)

11. Норвегия 5.33 (+4)

12. Китайская Республика 5.29 (+1)

13. Катар 5.24 (−2)

14. Канада 5.20 (—)

15. Дания 5.18 (−3)

16. Австрия 5.15 (—)

17. Бельгия 5.13 (—)

18. Новая Зеландия 5.11 (+5)

19. ОАЭ 5.11 (+5)

20. Саудовская Аравия 5.10 (−2)

21. Австралия 5.09 (−1)

22. Люксембург 5.09 (—)

23. Франция 5.05 (−2)

24. Малайзия 5.03 (+1)

25. Республика Корея 5.01 (−6)

26. Бруней 4.95 (+2)

27. Израиль 4.94 (−1)

28. Ирландия 4.92 (−1)

29. КНР 4.84 (—)

30. Пуэрто-Рико 4.67 (+1)

Россия находится на 64 месте (+3) сразу после Венгрии и перед Шри-Ланкой.[4] Прошлогоднее место России (67) занялаЧерногория. Из других стран СНГ, Украина за год опустилась с 73 места на 84, Молдавия с 87 на 89, Казахстан поднялся с 51 на 50, Киргизия со 127 места на 121, Армения с 82 на 79, Азербайджан с 46 на 39[3].

АСЕАН – ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967г., объединяет Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней (1984г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1998 г.).

Существенным фактором интеграции в регионе являются настроения азиатской солидарности. Основное взаимодействие происходит в области торговли, инвестиций, межфирменного партнерства. Но специфика взаимоотношений состоит в том, что каждый центр развивается самостоятельно и очень динамично, экономики стран не переплетаются и взаимно не дополняют друг друга.

В русле общих региональных тенденций в 1989г. была образована новая интеграционная группировка – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединившая как развитые страны (США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию,), страны АСЕАН, так и Китай, Республику Корея, Мексику, Папуа-Новая Гвинея, Перу и Россию (1998 г.). Развитые и развивающиеся страны выступают как равноправные партнеры.

Вместе с тем, наиболее полно интеграционные процессы охватывают микроуровень через деятельность ТНК – японских, американских, канадских, тайваньских и южно-корейских местных филиалов. Все это отражает специфику этих процессов в сравнении с опытом ЕС, НАФТА и МЕРКОСУР.

В 1995 г. в Осаке была принята программа дальнейшего развития АТЭС, наметившая следующие цели:

· Создать зону свободной торговли и инвестирования;

· Придать интеграционным процессам в АТР всеобъемлющий характер;

· Постепенно сокращать тарифы и унифицировать тарифные режимы стран-участников;

· Развивать сотрудничество в области энергетики, транспорта и др.

Несмотря на неполное взаимодействие и взаимопроникновение экономик интеграционные процессы в АТЭС развиваются и имеют большое будущее в мировой экономике.

БРИКС

БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (B razil, R ussia, I ndia, C hina, S outh Africa). Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нейлом (англ. Jim O'Neill), аналитиком Голдман-Сакс в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Голдман-Сакс, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks – «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

Голдман-Сакс не предполагал наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИКС образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако, со временем появились признаки, что страны БРИКС стремятся сформировать политический клуб или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние“». Один из признаков – саммиты министров иностранных дел и глав этих стран.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

· Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией

· Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов

· Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы

· Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов

· Южно-Африканская республика — природные ресурсы

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста.

Динамика ВВП на душу населения в странах БРИК в 1998—2009 годах,

в долларах США

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

4. Таможенный союз (внешняя и взаимная торговля стран-членов ТС и ЕЭП, углубление интеграционных процессов)

Мы намерены активно позиционировать евразийскую экономическую интеграцию, наш Таможенный союз на международной арене. И Россия, и Таможенный союз в целом должны стать активными субъектами мировой торговой политики. За 2012 год суммарный внешний и внутренний оборот стран Таможенного Союза превысил один триллион долларов (1,002 трлн. $), таким образом анализ внешней и взаимной торговли Российской Федерации возможен только с учетом крупнейшего на постсоветском пространстве экономического объединения. ТС занимает долю в 3,6% от общемирового экспорта.

В первом полугодии 2013 года в мировой торговле сложились непростые условия, что отражается в темпах роста ниже прогнозных значений. Однако даже на этом фоне суммарный торговый оборот стран Таможенного Союза приблизился к 0,5 млрд. $

Внешняя торговля

В I полугодии 2013 г. объем внешней торговли товарами стран ТС с третьими странами составил 447 млрд.$. По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. объем внешней торговли сократился незначительно на 1,8% (8,2 млрд.$), что укладывается в рамки общемировых значений.

Обращает на себя внимание значительный рост экспорта из ТС по группе товаров «машины, оборудование и транспортные средства» на 11,9%, что выше среднемировых значений.

Взаимная торговля.

Объем взаимной торговли в I полугодии 2013 г. между странами ТС составил 31,6 млрд. $ и без учета топливно-энергетических товаров вырос на 4,3 %.

В июле к июню 2013г., отмечается положительная динамика взаимной торговли, рост на 13,5% с 5,2 (июнь) до 5,9 (июль) млрд.$.

Структура взаимной торговли

Экономики стран Таможенного Союза характеризуются высокой степенью комплиментарности. В рамках взаимной торговли Белоруссия поставляет в Россию: молочную и мясную продукцию (18,7% общего объема), машины и оборудование (15%), средства наземного транспорта (14,2%). В импорте Белоруссии из России преобладает топливо минеральное (54,5%). Значимы объемы поставок черных металлов и изделий из них (9,5%), машин и оборудования (8,8%)

В экспорте Казахстана в Россию составляют руды металлические 25,6% от общего объема, черные металлы и изделия (15,9%), минеральное топливо (10,9%). Импортирует Казахстан из России, в основном, минеральное топливо (25,6%), черные металлы и изделия (14,9%), машины и оборудование (11,7%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: