Лабораторная технология изготовления металлокерамических протезов требует специальной подготовки зубного техника и соответствующего комплекса материалов, инструментов и оборудования.
Проводится она в определенной последовательности:
1.Получение комбинированной модели,
2.Моделирование каркаса металлокерамического протеза из воска,
3.Отливка и обработка металлического каркаса,
4.Нанесение и обжиг грунтового, дентинного и прозрачного слоев фарфора,
5.Глазурование.
Получение комбинированной модели
После поступления в лабораторию двухслойный оттиск промывают и обрабатывают антисептическим раствором. Для получения комбинированной модели в двухслойный оттиск отпечатка каждого опорного зуба устанавливают хвостовики с учетом их параллели, которые укрепляют с помощью стандартных восковых проволок. Далее проводят заливку первого слоя гипсом повышенной твердости в оттиск на ⅓ длины хвостовика. Затем осуществляют вторичное заполнение оттиска обычным гипсом, предварительно смазав вазелиновым маслом свободную часть хвостовика и близлежащий участок гипса для последующего свободного выталкивания штампика из модели.
Полученную комбинированную модель обрабатывают, после появления на ее основании восковых шариков (которые устанавливают на верхушке каждого хвостовика до отливки модели) выпиливают штампик каждого опорного зуба на толщину супергипса и постукиванием выталкивают его из модели.
Полученные штампики опорных зубов необходимо подготовить к моделированию. Для этой цели зубной техник с помощью фрезового бора начинает обрабатывать штампик по периметру, иссекая участки гипса со стороны хвостовика до дна десневого желобка (кармана). Здесь уместно вспомнить вышеописанные методы ретракции десны при получении двухслойных оттисков. При успешной и правильной ретракции десны на двухслойном оттиске и в последующем на гипсовой модели должны отобразиться ткани краевого пародонта — пришеечный уступ опорного зуба, десневой гребешок и десневой желобок (карман) на всю глубину. Поэтому при условии полноценного отображения перечисленных тканей на модели (штампике) при иссечении гипсовых участков до дна десневого кармана десневой гребешок свободно отваливается (или его легко скалывает зубной техник), а пришеечный уступ остается в истинном отображении. В случае неполучения точного оттиска с полноценным пришеечным отображением тканей протезного поля зубной техник вынужден условно (ориентировочно) гравировать пришеечные участки, что в последующем, несомненно, негативно отразится на качестве цельнолитого каркаса и всей металлокерамической конструкции.
В практике некоторые специалисты моделируют каркас цельнолитого протеза на монолитной гипсовой модели без разъединения каждого опорного зуба (штампика). Такой упрощенный подход значительно сокращает время лабораторной технологии, но не всегда позволяет получить точное соотношение края опорных коронок металлокерамической конструкции с тканями протезного поля в пришеечной зоне (особенно если имеется множество рядом стоящих опорных зубов) и является неоправданным.
Моделирование каркаса металлокерамического протеза из воска
Для исключения деформации восковой композиции и компенсации усадки сплава при литье каркаса на комбинированной модели проводят двукратное нанесение компенсационного лака и штамповку полимерных колпачков (адапты). Первый слой лака наносят на опорный зуб ниже уступа на 2—3 мм, второй — не доходя до уступа 0,5—1,0 мм. Второй слой компенсационного лака следует наносить только после полного высыхания предыдущего слоя. Компенсационный лак выпускают отечественная промышленность и зарубежные фирмы. Хорошо зарекомендовал себя Stumflac, выпускаемый фирмой «Ивоклар» (Германия). Назначение компенсационного лака определяется его названием, т. е. компенсирует усадку при отливке цельнолитого каркаса.
Беззольные полимерные колпачки состоят из пластин толщиной 0,1 и 0,6 мм. Их одновременно разогревают над пламенем и выдавливают в специальную массу штампиком. После затвердевания колпачки снимают и подрезают по периметру уступа: внутренний (0,1 мм) — на 2—3 мм, внешний (0,6 мм) — на 1 мм выше уступа. При моделировании каркаса воском восстанавливают анатомическую форму зубов с учетом толщины фарфоровой облицовки.
Средняя толщина смоделированных металлокерамических коронок с адаптой должна быть около 0,5 мм. Промежуточная часть мостовидного протеза должна отстоять от слизистой оболочки альвеолярного гребня на 1,5 мм. Для получения этого промежутка зубной техник обжимает на гипсовой модели соответствующий участок альвеолярного отростка разогретой пластинкой бюгельного воска, толщина которого 2 мм. Кроме того, при моделировании каркаса с оральной стороны (по показаниям) создают вступающую полосу — «гирлянду» шириной около 2 мм. После моделирования каркаса создают литниковую систему. На каждую смоделированную единицу будущего каркаса изготавливают литник толщиной 2—3 мм и длиной 3—4 мм. В свою очередь, каждый литник соединяют с питателем (депо) толщиной 5—6 мм, концы которого прикрепляют к литниковой дуге. Затем восковую композицию с литниковой системой снимают с модели, удаляют внутреннюю адапту (0,1 мм) и приступают к отливке металлического каркаса.
В последнее время появились предложения моделировать каркас без применения полимерных колпачков. Это стало возможным в связи с разработкой восков, которые имеют определенную прочность и упругость.
Изготовление колпачков способом погружения в воск, имеющий форму кристаллов, отличается равномерной толщиной стенок и оптимальным прилеганием в пришеечной зоне без необходимости дополнительного нанесения воска. На всех гладких штампах и металлических поверхностях этот воск является самоизолирующим материалом.
В некоторых случаях (при заболевании пародонта и по эстетическим показаниям) возможно моделирование каркаса без гирлянды. При пародонтите это связано с тем, что на поверхности фарфора зубная бляшка аккумулируется в меньшем количестве, чем на поверхности металла.
Отливка и обработка металлического каркаса
Отливку металлического каркаса проводят безопочным методом с применением формовочного материала, обладающего высокой прочностью и обеспечивающего большую точность. Для отливки каркаса могут быть использованы как отечественные (КХС), так и зарубежные (Viron, Ultratek, Degulor и др.) сплавы. После отливки металлический каркас очищают в пескоструйном аппарате и отрезают литниковую систему. Металлический каркас должен быть гладким, без трещин и пор. После соответствующей обработки толщина стенок коронок должна быть (0,4±0,1) мм в зависимости от используемого сплава, а межокклюзионное пространство — около 1,5 мм.
Получение оксидной пленки
Цельнолитой металлический каркас предварительно обрабатывают для получения оксидной пленки, которая необходима для прочного соединения фарфора с металлом. Это соединение происходит за счет химической связи, осуществляемой через невосстановимые оксиды, общие для металла и фарфора. Диффузия элементов из сплава в фарфор и наоборот образует по всей поверхности непрерывную электронную структуру. Кроме того, не менее важно наличие механической связи за счет возникающих лакун после обработки в пескоструйном аппарате.
Таким образом, после припасовки каркаса в полости рта его обрабатывают в пескоструйном аппарате, для лучшей очистки кипятят в дистиллированной воде в течение 5—7 мин, далее помещают в печь и выдерживают при температуре 1000° С. После этого цельнолитой каркас обезжиривают в 96°-ном спирте, высушивают и приступают к нанесению трутового слоя фарфоровой массы. Поверхность высушенного каркаса должна быть серо-матового цвета.
Есть предложения некоторых фирм, например «Bredent» (Германия) и др., не проводить обжиг цельнолитого каркаса для получения оксидной пленки. Разработан специальный состав (хромокобальтовый бонддинг), который является промежуточным сцепляющим слоем между металлом и фарфором. До нанесения сцепляющего слоя цельнолитой каркас обрабатывают в пескоструйном аппарате, кипятят в дистиллированной воде (или обрабатывают горячим паром) и высушивают. После замешивания хромокобальтового бондинга дистиллированной водой кисточкой наносят полученную массу на каркас одинарным тонким слоем. Следует знать, что хромокобальтовый бондинг — однократного применения. Высохшая масса непригодна для повторного использования. После нанесения сцепляющей массы каркас помещают в печь и обжигают в вакууме при температуре 980°С. Цельнолитой каркас после обжига должен иметь золотисто-желтый цвет. В дальнейшем фарфоровую массу наносят на каркас, соблюдая обычные правила.
Нанесение и обжиг слоев фарфора
Этот этап наиболее сложный и трудоемкий, включающий моделирование, обжиг и коррекцию шлифованием.
Первым слоем, наносимым на каркас фарфоровой массы, является грунтовой (опаковый), который имеет толщину (0,4±0,1) мм. Наносят его небольшими порциями на каркас, который удерживают чистым пинцетом или зажимом в руках и конденсируют движениями рифленого инструмента по удерживаемому пинцету или зажиму. Обжиг грунтового слоя проводят в вакууме дважды до предотвращения просвечивания металлического каркаса.
В настоящее время разработаны грунтовые слои фарфоровых масс в виде паст. Это удобно для работы зубного техника, так как нет необходимости замешивать порошок для приготовления фарфоровой массы. Кроме того, при применении пастообразных грунтовых масс возможно истончение наносимого слоя на 15—20%, т. е. толщина покрытия цельнолитого каркаса может быть снижена до 0,2—0,3 мм. Обжиг грунтового слоя с применением пастообразных фарфоровых масс также проводят в вакууме дважды до предотвращения просвечивания металлического каркаса.
В некоторых случаях после обжига грунтового слоя проводят (по показаниям) нанесение красителей на определенные участки цельнолитого каркаса. Чаще всего это жевательная поверхность в области премоляров и моляров. Делается это с целью получения фиссур с соответствующими оттенками на готовой металлокерамической конструкции.
После обжига грунтового слоя наносят плечевую массу (массу для уступа). Для этой цели на гипсовой модели обрабатывают уступ специальным раствором для создания когезивности при нанесении фарфоровой массы. После высыхания обработанных участков (уступов) на опорные зубы накладывают цельнолитой каркас, облицованный грунтовым слоем, и наносят плечевую фарфоровую массу. После нанесения плечевой массы наносят дентинный слой фарфоровой массы по всей поверхности цельнолитого каркаса, а также эмалевую массу (прозрачный слой фарфоровой массы) на участки от режущего края (или жевательной поверхности) до середины экватора и обжигают.
Дентинный (второй) и прозрачный слои фарфоровой массы имеют толщину 0,7—0,8 мм, и обжиг их проводят дважды в вакууме. Нанесение фарфоровой массы проводят на модели, уплотняя ее рифлением и удаляя избыток влаги.
Двухэтапный обжиг дентинного слоя при изготовлении нескольких единиц металлокерамической конструкции в монолите связан с необходимостью получения полноценной сепарации межзубных промежутков. Поэтому нанесение фарфоровых масс проводят через единицу протеза (зуб или коронку). После обжига проводят обработку и шлифование обожженных единиц металлокерамического протеза, а межзубные промежутки обрабатывают специальным лаком-сепаратором. Затем приступают к нанесению слоев фарфора на промежуточные единицы и обжигают их. После выведения из печи получают четкую и глубокую сепарацию межзубных промежутков. Использованный лак-сепаратор не позволяет фарфоровым массам сливаться в монолите в процессе обжига. Тактика некоторых специалистов, проводящих межзубную сепарацию тонкими алмазными дисками после одновременного обжига всей металлокерамической конструкции, не всегда позволяет получить протез, отвечающий эстетическим требованиям.
После припасовки в клинике цельнолитого каркаса с фарфоровой облицовкой приступают к глазурованию. На этом этапе по показаниям проводят подкрашивание протеза с применением красителей. Обжиг проходит в атмосферных условиях. При этом образуется глянец (глазурь) за счет расплавления флюсов по поверхности, что придает конструкции естественный блеск.
В настоящее время разработано большое количество фарфоровых масс для облицовки цельнолитых каркасов. Отечественной промышленностью выпускаются фарфоровые массы «МК» (СанктПетербург), «Радуга России» (Воронеж) и др. Из зарубежных фарфоровых масс хорошо зарекомендовали себя «Vivadent», «VMK-68» (Германия), «Flexo-Ceram» (Голландия), «Biodent» (США) и др.
В табл. 7—9 приведены температурный режим и условия обжига наиболее широко применяемых в практике фарфоровых масс.
Следует отметить, что каждая фарфоровая масса (и каждый слой в ней) имеет индивидуальный температурный режим обжига, который может несколько меняться (10°—20°С) в зависимости от модели печи. Печи для обжига фарфора выпускаются отечественной промышленностью (Москва, Московская область, Екатеринбург, Краснодар, Таганрог и др.) и зарубежными фирмами (Programat, Austromat, Vita — Германия; Shofu — Япония; Centurion — США; Forum — Израиль и др.).