Ситуация № 3. 11 июня 2014 г. в 21 час 00 минут Сильнова Д.К

11 июня 2014 г. в 21 час 00 минут Сильнова Д.К. возвращалась после работы домой. Недалеко от завода ЖБИ по ул. Магистральной к ней подбежал незнакомый парень, сорвал золотую цепочку стоимостью 1800 (одна тысяча восемьсот) рублей, а затем, наставив обрез, потребовал отдать сумочку, где у нее находились 150 рублей денег и косметичка, после чего скрылся. В этот же вечер по приметам, указанным Сильновой, преступник был задержан.

Следователь, которому поручено расследование уголовного дела, вызвал Сильнову в РОВД для проведения опознания.

Задание и рекомендации к проведению деловой игры по предлагаемой ситуации:

Проведите опознание личности подозреваемого.

Состав участников деловой игры

1 Следователь.

2 Потерпевшая.

3 Опознаваемый.

4 Два человека, предъявляемых для опознания.

5 Двое понятых.

6 Оперативный работник, помогающий в проведении опознания личности.

7 Два эксперта, осуществляющие наблюдение за игрой и дающие оценку.

8 Преподаватель, выполняющий роль консультанта.

Подготовка и порядок проведения деловой игры

Подготовка проведения данного следственного действия аналогична проведению вышеуказанных деловых игр.

Здесь необходимо преподавателю обратить внимание студента, играющего роль следователя, на заблаговременную подготовку проекта допроса потерпевшей об обстоятельствах, при которых было совершено ограбление, о приметах и особенностях преступника, по которым она сможет его опознать.

Накануне проведения игры преподаватель должен проверить проект допроса и помочь студентам в разрешении возникших проблемных моментов.

В начале практического занятия преподаватель проверяет готовность студентов и предоставляет игрокам возможность перейти к процедуре проведения следственного действия. Процессуальный порядок проведения опознания личности регламентирован ст. 193 УПК РФ.

1) Следователь предварительно проводит допрос опознающего с тем, чтобы выяснить необходимые обстоятельства, приметы, особенности совершенного преступления и преступника.

2) Опознаваемый предъявляется в группе лиц (не менее 3-х человек) по возможности сходных с ним по внешним данным.

3) Опознающий должен быть предупрежден об ответственности по ст. ст. 307-308 УК РФ.

4) Следователь предлагает опознаваемому занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем делается соответствующая пометка в протоколе опознания.

5) Если опознающий указал на одно из предъявляемых лиц, то ему предлагается объяснить, по каким приметам и особенностям он опознал данное лицо.

6) Ход и результаты опознания личности отражаются в протоколе в соответствии со ст. ст. 166-167 УПК РФ.

Данную деловую игру можно усложнить и разнообразить при взаимном желании студентов и преподавателя следующим образом:

- разыграть предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего, пояснив необходимость проведения следственного действия наличием угроз со стороны преступника или его окружения. При этом должны быть соблюдены требования закона, закрепленные в ст. ст. 193 УПК РФ;

- разыграть вариант предъявления для опознания по фотографии в порядке, предусмотренном ст. ст. 193 УПК РФ;

- предъявить предметы, похищенные у потерпевшей, для опознания и провести следственное действие в соответствии со ст. 193 УПК РФ.

Разбор деловой игры и подведение итогов.

В данном случае, как и в предыдущих двух ситуациях, необходимо преподавателю предоставить право высказаться поочередно с оценочными суждениями экспертам, затем предоставить аналогичное право присутствующим студентам, и, в конечном итоге, высказаться самому преподавателю с тем, чтобы отметить положительные моменты и отрицательные стороны подготовки и проведения деловой игры. По окончании выставляются оценки в журнал всем студентам, задействованным в деловой игре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: