Практическое задание на семинарские занятия по теме: «Следственные действия и СЭ»

1.Решите следующие задачи:

Задача 1

В районный отдел внутренних дел поступило заявление от гражданина Воробьева о совершении в отношении него и его семьи разбойного нападения.

Из сообщения Воробьева следовало, что двое мужчин обманом ворвались в его квартиру, и, угрожая пистолетом ему, его жене и сыну, потребовали выдать все ценные вещи. Забрав выданные деньги и ценности, нападавшие скрылись.

Через 15 дней следователь вызвал Воробьева и, предъявив ему фотографии четверых человек, предложил опознать нападавших.

На двух снимках потерпевший узнал грабителей. Следователь составил протокол предъявления для опознания, который был подписан потерпевшим Воробьевым.

Соответствуют ли действия следователя в условиях данной задачи регламентированному Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядку производства предварительного расследования?

Задача 2

Гражданка Волкова привлечена в качестве обвиняемой по уголовному делу о заведомо ложном доносе, повлекшем обвинение гражданина Федотова в совершении особо тяжкого преступления – разбойного нападения на отделение банка в целях завладеть имуществом в особо крупном размере.

Следователь по своему мотивированному постановлению произвел выемку корреспонденции обвиняемой Волковой в учреждении связи. Доказательством по делу стало письмо Волковой к подруге, в котором Волкова признается в совершении заведомо ложного доноса на своего несносного соседа Федотова и о том, что она солгала, заявив, что видела его в маске, выходящим из квартиры.

В судебном разбирательстве защитник указал на существенное нарушение уголовно-процессуального закона, заключавшееся, по его мнению, в том, что выемка корреспонденции была произведена на основании постановления следователя, а не решения суда, как того требуют Конституция Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс.

Прав ли защитник?

Какое решение должен принять суд?

Задача 3

По уголовному делу о неправомерных действиях при банкротстве следователь по ходатайству обвиняемого Климова назначил производство судебной экспертизы, поставив на ее разрешение один вопрос: имело ли место нарушение обвиняемым Климовым законодательства о банкротстве?

Производство данной судебной экспертизы следователь поручил своему бывшему преподавателю – профессору кафедры гражданского права юридического факультета университета.

Верно ли использовал свои полномочия следователь по условиям данной задачи?

Какое информационное значение в рамках расследования указанного в задаче уголовного дела может иметь точка зрения, высказанная профессором – правоведом?

Задача 4

По уголовному делу о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, следователь назначил производство судебной автотехнической экспертизы.

Для исследования в государственное судебно-экспертное учреждение (научно-исследовательскую лабораторию судебных экспертиз - НИЛСЭ) направлено данное уголовное дело.

Руководитель НИЛСЭ возвратил уголовное дело и постановление о назначении судебной автотехнической экспертизы следователю, указав, что все уголовное дело полностью не может составлять совокупность материалов, предоставляемых судебному эксперту. В уголовном деле могут находиться и противоречивые данные, например, в показаниях различных свидетелей. Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения просил уточнить, какие данные в предоставленных на экспертизу материалах должны стать исходными для судебно-экспертного исследования?

Правомерно ли ходатайство руководителя НИЛСЭ?

Правомерен ли его отказ от немедленного поручения экспертизы сотрудникам НИЛСЭ?

Задача 5

Следователь, готовясь предъявить обвинение подозреваемому З., который ранее отказался от дачи показаний, а также к допросу его в качестве обвиняемого, решил осуществить звукозапись. Он попросил Ч., оператора диктофонного центра, имевшегося при следственном отделении, послушать через наушники начало допроса и в случае, если З. станет давать показания, включить диктофон.

Перед началом допроса З. был предупрежден, что будет произведена звукозапись его показаний. Когда он начал отвечать на вопросы, следователь позвонил Ч. и спросил: «Как дела?». Ч. ответила, что диктофон включен и звукозапись идет. После того как З. заявил, что ему нечего добавить к данным показаниям, следователь еще раз позвонил Ч. и попросил ее принести магнитофонную ленту с записью.

В своем кабинете в присутствии Ч. следователь составил протокол допроса обвиняемого, используя при этом фонограмму допроса. В одном месте фонограмма оборвалась на небольшой период времени, который потребовался оператору для того, чтобы поставить в диктофон новую кассету. Эту часть допроса следователь записал по памяти.

В конце протокола было указано, что по его содержанию, а также по содержанию фонограммы допроса 3. замечаний не имеет.

Оцените действия следователя в связи с применением звукозаписи при допросе, а также доказательственное значение подготовленной фонограммы.

Задача 6

В ходе осмотра гаража, принадлежащего обвиняемому в совершении серии квартирных краж (ч. 2 ст. 158 УК РФ) Малышеву было обнаружено 8 телевизоров, 7 видеомагнитофонов, 20 ювелирных изделий из золота, 20 тыс. долларов США и несколько других ценных предметов (золотые и серебряные ложки, иконы, подсвечники).

Определите, какие именно следственные действия необходимо произвести в связи с обнаружением этих предметов?

Какие меры необходимо предпринять следователю для сохранения ценных предметов и денежных средств?

Задача 7

В физико-математической школе объявили, что режиссер с помощниками ищет исполнителя главной роли в новом фильме. Нужен юноша, владеющий приемами каратэ. В спортивном зале боролось человек тридцать. Ребята по очереди вставали, называли себя. Девушка-ассистент, которая пришла вместе с режиссером, всматривалась в стоящего, потом что-то шептала режиссеру, и тот называл фамилию следующего. А потом объявил, что на роль никто не подходит.

Оказалось, что режиссер — вовсе не режиссер, а оперуполномоченный, выполняющий задание следователя по установлению лица, совершившего преступление в отношении М., выполнявшей роль ассистентки. Она узнала среди каратистов О., который, по ее мнению, ранее участвовал в разбойном нападении с незаконным проникновением в ее квартиру. Об опознании был составлен протокол. Его подписали помощники-понятые. Протокол был передан следователю качестве информации для решения вопроса о задержании О.

Имеются ли в полученной информации основания для уголовно-процессуалъного задержания О.?

Можно ли результаты подобного опознания использовать в качестве доказательства виновности О.?

Задача 8

При расследовании дела об авиационной катастрофе было установлено, что в момент посадки разбился пассажирский самолет, имелись человеческие жертвы. Все члены экипажа остались живы.

Комиссия по выявлению причин катастрофы пришла к выводу, что в момент посадки все системы самолета находились в исправном состоянии; причиной неудачной посадки явилась случайная ошибочная перекладка командиром корабля стабилизатора на малых высотах из посадочного положения в полетное, после чего самолет стал резко снижаться и ударился об землю в 475 м от начала посадочной полосы.

Следствием было установлено, что штурман, отвлеченный замечанием проверяющего, несвоевременно выполнил одно из важных условий командира корабля, из-за чего командир корабля был лишен возможности установить необходимый режим полета. Создался дефицит времени для выполнения предпосадочных операций. Экипаж в целом действовал неслаженно. Например, второй пилот выпустил шасси только после повторного приказа командира корабля.

Опыт и квалификация экипажа, и в первую очередь, командира корабля не давали оснований для объяснения их ошибок, в частности, такого грубого промаха, как неправильная перекладка стабилизатора, недостаточной профессиональной подготовкой.

Какая экспертиза должна быть назначена следователем, и какие вопросы будут поставлены перед экспертом?

Задача 9

Группа подростков неоднократно совершала половые акты с несовершеннолетней Ж., при этом она значительного сопротивления не оказывала и о случившемся никому не рассказывала.

Какие экспертизы в данном случае должны быть назначены по уголовному делу, если бы Ж. обратилась с заявлением о привлечении к уголовной ответственности?

Какие вопросы будут поставлены перед экспертом?

Задача 10

К. обвиняется в том, что, работая прорабом в СМУ-2, составлял фиктивные наряды на вымышленных лиц, от имени которых получал деньги и присваивал их.

Виновность К. в хищении подтвердилась следующим. Эксперт Н., проведя почерковедческую экспертизу, дал категорическое заключение о том, что подписи в платежных ведомостях о получении денег от имени тех, чьи фамилии перечислялись, выполнены К. Однако, как выяснилось, две ведомости, представленные ему следователем, эксперт не проанализировал.

В заключении судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт Н., проводивший по данному делу ревизию, указал, что К. в соответствии с документами присвоил 95 720 руб.

Дайте определение заключению эксперта.

Оцените доказательственное значение заключения эксперта Н. Можно ли говорить о его полноте?

Необходимо ли в данном случае назначить дополнительную или повторную экспертизу? Укажите в чем их отличие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: