промышленного сектора экономики страны.
Программой социально-экономического развития России на период 2002 - 2004 годы определены напряженные задачи развития страны для роста благосостояния народа.
Внутренний валовый продукт должен увеличиваться ежегодно на 3,5... 4,5 %, что в первую очередь должно быть достигнуто за счет прогрессивного развития производственного сектора экономики страны. Возрождение утраченного в последнее десятилетие уровня машиностроения становится одной из главных задач. Известно, что развитое машиностроение обеспечивает более эффективное использование природных богатств.
Существенная роль в достижении поставленных целей Минпромнауки РФ отводится станкостроению, которое должно обеспечить основу базы для эффективного развития машиностроительных предприятий. Существующий станочный парк морально устарел и в основном физически изношен. На модернизацию его потребуются большие затраты.
В Минпромнауки РФ 16 сентября 2002 г. на заседании коллегии был рассмотрен вопрос «О проблемах обновления и модернизации станочного парка промышленности России в условиях формирования рынка машиностроительной продукции». Отмечалось, что существующий станочный парк существенно ограничивает возможности наращивания выпуска продукции, отвечающей современному уровню. Основной целью развития промышленности России является повышение технического уровня производства на инновационной основе, которую невозможно реализовать без современных технологий.
Опыт экономического роста Южной Кореи, Китая показывает, что направление промышленного развития за счет приобретения и широкого использования новых технологических процессов, современного оборудования и материалов для производственных целей оказывается оправданным. Позволяет в короткие сроки выйти на выпуск продукции машиностроения мирового уровня.
В среде промышленников индустриально развитых стран Запада существует неписаное правило: «не берись производить то, что можешь купить».
Однако без собственного станкостроения процесс модернизации промышленности может затянуться на долгие годы. Свое станкостроение позволит приобретать образцы нового оборудования, многие элементы производственных комплексов создавать с меньшими затратами, значительно повысить уровень эксплуатации станочного парка промышленности.
Минпромнауки РФ рассмотрен проект концепции «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 г.».
Концепция предусматривает много важных, действенных мер для поднятия уровня станкоинструментальной промышленности, но мало внимания уделяется развитию литейного производства, которое практически не обеспечено ни современным оборудованием, ни требуемыми материалами и имеет в основном крайне отсталую технологию.
Литые детали в большей части продукции машиностроения составляют до 45 % по массе и 60 % по трудоемкости изготовления.
Российская ассоциация литейщиков выступила с предложениями о включении в концепцию мер государственной поддержки реформирования и развития литейного производства в России. Эти меры сводятся к следующему:
•сформировать государственную политику в области развития литейного производства в рамках Федеральной целевой программы;
•разработать специализированную инвестиционную программу для определения
форм и объемов финансовой поддержки производства литых заготовок, предоставления
субсидий, государственных гарантий по кредитам частным инвесторам, льгот зарубежным поставщикам современного литейного оборудования и прогрессивных технологий;
•восстановить и развить системы среднего профессионального образования для
подготовки рабочих литейных специальностей, программы охраны труда и здоровья в литейном производстве;
•восстановить деятельность проектных и научно-исследовательских организаций, поручив им участие в инвестиционных программах и техническом перевооружении определенных приоритетных объектов, способных дать отдачу в сжатые сроки.
Эти меры являются типичными в мировой практике и характерны для большинства стран на разных этапах развития, когда возникает проблема модернизации технологического ресурса или обостряется конкурентная борьба на рынке промышленной продукции.
Ведущую роль в машиностроении занимает автомобильная промышленность. Она оказывает серьезное влияние на процессы экономического и социального развития страны. Развитая автомобильная промышленность является важным элементом обеспечения экономической безопасности государства, во многом определяет технический уровень состояния машиностроения в целом. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек, а вместе с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.
На сегодня отечественное автомобилестроение существенно отстает от автомобильных предприятий индустриально развитых стран по многим параметрам, в том числе: по применению новых материалов, точности и качеству изготовления машин, технологической трудоемкости и некоторым другим параметрам. Многие автозаводы требуют коренного технологического перевооружения.
Из-за деструктивных экономических факторов в России в последнее десятилетие значительно упал уровень собственного станкостроения, производства ряда химических и некоторых других материалов, сплавов, требующихся машиностроительному производству, комплектующих изделий. В такой обстановке для поддержания безопасности государственной экономики требуется применение неординарных и решительных мер.
Существует такое понятие, что технология определяет идеологию и архитектуру производства, закладывает и формирует научно-технический прогресс. Привлечение новых разработок и технологий в действующее производство послужит основным направлением повышения технического уровня и конкурентоспособности продукции, а также снижения энерго- и трудозатрат на ее производство.
Конструкторские и технологические службы отечественных автомобильных и других машиностроительных предприятий сотрудничают с рядом известных фирм Европы в области новых и современных технологий, эффективного использования достижений фирм на заводах отечественной промышленности.
Опыт крупнейших автомобильных заводов - ВАЗ'а, КамАЗ'а, ГАЗ'а, показывает, что только при комплексной интеграции западных и отечественных технологий гарантируется выпуск конкурентоспособной продукции.
Развитию информационного поля и, как следствие, научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами способствует расширение возможностей для участия специалистов российских предприятий и научно-технических организаций в проводимых международных выставках и конгрессах, маркетинговых симпозиумах, тематических семинарах, презентациях ведущих иностранных фирм.
Специалисты ведущих автомобильных и ряда машиностроительных предприятий активно работают над проблемами повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой техники, экологии, охраны труда.
Большое значение и эффективность для хозяйственной деятельности имеет рост квалификации инженерных кадров.
Зарубежный опыт показывает, что на эффективность деятельности машиностроения для государства, рост конкурентоспособности выпускаемой техники в большой степени оказывает влияние наличие и состояние специализированных заготовительных производств и производств компонентов автомобильной техники. К сожалению этому пока уделялось мало внимания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации 16 июля 2002 г. № 978-р одобрена Концепция развития автомобильной промышленности России.
Концепция определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности. Учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения.
Целью Концепции определено создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, ее интеграции в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющей потребности населения и государства.
Одним из приоритетных направлений развития производства автомобильной техники предусмотрено повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной промышленности.
Повышение конкурентоспособности автомобильной техники достигается путем проведения институциональных преобразований, развития производства высокотехнологичных автомобильных компонентов и материалов, применения государственных стандартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения.
Подтверждение соответствия автомобильной техники, комплектующих изделий и запасных частей действующим стандартам должно осуществляться в форме обязательной их сертификации или декларирования изготовителями или продавцами.
Особое внимание уделено развитию производства автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и качество автомобильной техники, в том числе двигателей, агрегатов, трансмиссий, тормозных систем, рулевого управления, элементов подвески и др. Разработка и производство автомобильных компонентов должны осуществляться специализированными фирмами, поставляющими продукцию широкой номенклатуры и разных типоразмеров изготовителям транспортных средств. При этом совершенствование компонентов должно обеспечивать повышение конкурентоспособности автомобильной техники.
Проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения предполагает осуществить комплекс основных мер, в том числе:
- развитие специализированных мощностей по изготовлению узлов и агрегатов, в
том числе двигателей внутреннего сгорания;
- выделение заготовительных, вспомогательных и агрегатных производств в само-
стоятельные предприятия (юридические лица);
- создание инвестиционно привлекательных условий для организации совместно с
ведущими зарубежными компаниями специализированного производства автомобильных компонентов.
Предусматривается снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование для автомобилестроения, не производимое в Российской Федерации.
Концепция развития автомобильной промышленности России определила программу развития отрасли до 2010 года и интеграцию в мировое автомобилестроение, меры государственной поддержки, главные направления деятельности руководителей и собственников предприятий отрасли.