Машиностроение - основа подъема

промышленного сектора экономики страны.

Программой социально-экономического развития России на период 2002 - 2004 годы определены напряженные задачи развития страны для роста благосостояния народа.

Внутренний валовый продукт должен увеличиваться ежегодно на 3,5... 4,5 %, что в первую очередь должно быть достигнуто за счет прогрессивного развития производст­венного сектора экономики страны. Возрождение утраченного в последнее десятилетие уровня машиностроения становится одной из главных задач. Известно, что развитое ма­шиностроение обеспечивает более эффективное использование природных богатств.

Существенная роль в достижении поставленных целей Минпромнауки РФ отводит­ся станкостроению, которое должно обеспечить основу базы для эффективного развития машиностроительных предприятий. Существующий станочный парк морально устарел и в основном физически изношен. На модернизацию его потребуются большие затраты.

В Минпромнауки РФ 16 сентября 2002 г. на заседании коллегии был рассмотрен вопрос «О проблемах обновления и модернизации станочного парка промышленности России в условиях формирования рынка машиностроительной продукции». Отмечалось, что существующий станочный парк существенно ограничивает возможности наращивания выпуска продукции, отвечающей современному уровню. Основной целью развития про­мышленности России является повышение технического уровня производства на иннова­ционной основе, которую невозможно реализовать без современных технологий.

Опыт экономического роста Южной Кореи, Китая показывает, что направление промышленного развития за счет приобретения и широкого использования новых техно­логических процессов, современного оборудования и материалов для производственных целей оказывается оправданным. Позволяет в короткие сроки выйти на выпуск продукции машиностроения мирового уровня.

В среде промышленников индустриально развитых стран Запада существует непи­саное правило: «не берись производить то, что можешь купить».

Однако без собственного станкостроения процесс модернизации промышленности может затянуться на долгие годы. Свое станкостроение позволит приобретать образцы нового оборудования, многие элементы производственных комплексов создавать с меньшими затратами, значительно повысить уровень эксплуатации станочного парка про­мышленности.

Минпромнауки РФ рассмотрен проект концепции «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 г.».

Концепция предусматривает много важных, действенных мер для поднятия уро­вня станкоинструментальной промышленности, но мало внимания уделяется развитию литейного производства, которое практически не обеспечено ни современным оборудова­нием, ни требуемыми материалами и имеет в основном крайне отсталую технологию.

Литые детали в большей части продукции машиностроения составляют до 45 % по массе и 60 % по трудоемкости изготовления.

Российская ассоциация литейщиков выступила с предложениями о включении в концепцию мер государственной поддержки реформирования и развития литейного произ­водства в России. Эти меры сводятся к следующему:

•сформировать государственную политику в области развития литейного производ­ства в рамках Федеральной целевой программы;

•разработать специализированную инвестиционную программу для определения
форм и объемов финансовой поддержки производства литых заготовок, предоставления

субсидий, государственных гарантий по кредитам частным инвесторам, льгот зарубежным поставщикам современного литейного оборудования и прогрессивных технологий;

•восстановить и развить системы среднего профессионального образования для
подготовки рабочих литейных специальностей, программы охраны труда и здоровья в ли­тейном производстве;

•восстановить деятельность проектных и научно-исследовательских организаций, поручив им участие в инвестиционных программах и техническом перевооружении опре­деленных приоритетных объектов, способных дать отдачу в сжатые сроки.

Эти меры являются типичными в мировой практике и характерны для большинства стран на разных этапах развития, когда возникает проблема модернизации технологиче­ского ресурса или обостряется конкурентная борьба на рынке промышленной продукции.

Ведущую роль в машиностроении занимает автомобильная промышленность. Она оказывает серьезное влияние на процессы экономического и социального развития стра­ны. Развитая автомобильная промышленность является важным элементом обеспечения экономической безопасности государства, во многом определяет технический уровень со­стояния машиностроения в целом. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек, а вместе с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отрас­лей промышленности около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

На сегодня отечественное автомобилестроение существенно отстает от автомобиль­ных предприятий индустриально развитых стран по многим параметрам, в том числе: по применению новых материалов, точности и качеству изготовления машин, технологиче­ской трудоемкости и некоторым другим параметрам. Многие автозаводы требуют корен­ного технологического перевооружения.

Из-за деструктивных экономических факторов в России в последнее десятилетие значительно упал уровень собственного станкостроения, производства ряда химических и некоторых других материалов, сплавов, требующихся машиностроительному производст­ву, комплектующих изделий. В такой обстановке для поддержания безопасности государ­ственной экономики требуется применение неординарных и решительных мер.

Существует такое понятие, что технология определяет идеологию и архитектуру производства, закладывает и формирует научно-технический прогресс. Привлечение но­вых разработок и технологий в действующее производство послужит основным направ­лением повышения технического уровня и конкурентоспособности продукции, а также снижения энерго- и трудозатрат на ее производство.

Конструкторские и технологические службы отечественных автомобильных и дру­гих машиностроительных предприятий сотрудничают с рядом известных фирм Европы в области новых и современных технологий, эффективного использования достижений фирм на заводах отечественной промышленности.

Опыт крупнейших автомобильных заводов - ВАЗ'а, КамАЗ'а, ГАЗ'а, показывает, что только при комплексной интеграции западных и отечественных технологий гаран­тируется выпуск конкурентоспособной продукции.

Развитию информационного поля и, как следствие, научно-технического сотрудни­чества с зарубежными партнерами способствует расширение возможностей для участия специалистов российских предприятий и научно-технических организаций в проводимых международных выставках и конгрессах, маркетинговых симпозиумах, тематических се­минарах, презентациях ведущих иностранных фирм.

Специалисты ведущих автомобильных и ряда машиностроительных предприятий активно работают над проблемами повышения качества и конкурентоспособности выпус­каемой техники, экологии, охраны труда.

Большое значение и эффективность для хозяйственной деятельности имеет рост квалификации инженерных кадров.

Зарубежный опыт показывает, что на эффективность деятельности машиностроения для государства, рост конкурентоспособности выпускаемой техники в большой степени оказывает влияние наличие и состояние специализированных заготовительных производств и производств компонентов автомобильной техники. К сожалению этому пока уделялось мало внимания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации 16 июля 2002 г. № 978-р одобрена Концепция развития автомобильной промышленности России.

Концепция определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности. Учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государст­венной политики в области развития автомобилестроения.

Целью Концепции определено создание условий, обеспечивающих развитие россий­ской автомобильной промышленности, ее интеграции в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобиль­ной техники, удовлетворяющей потребности населения и государства.

Одним из приоритетных направлений развития производства автомобильной тех­ники предусмотрено повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной промышленности.

Повышение конкурентоспособности автомобильной техники достигается путем проведения институциональных преобразований, развития производства высокотехноло­гичных автомобильных компонентов и материалов, применения государственных стан­дартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения.

Подтверждение соответствия автомобильной техники, комплектующих изделий и запасных частей действующим стандартам должно осуществляться в форме обязательной их сертификации или декларирования изготовителями или продавцами.

Особое внимание уделено развитию производства автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и качество автомобильной техники, в том числе дви­гателей, агрегатов, трансмиссий, тормозных систем, рулевого управления, элементов под­вески и др. Разработка и производство автомобильных компонентов должны осуществ­ляться специализированными фирмами, поставляющими продукцию широкой номенкла­туры и разных типоразмеров изготовителям транспортных средств. При этом совершен­ствование компонентов должно обеспечивать повышение конкурентоспособности автомо­бильной техники.

Проведение активной государственной политики в области развития автомобиле­строения предполагает осуществить комплекс основных мер, в том числе:

- развитие специализированных мощностей по изготовлению узлов и агрегатов, в
том числе двигателей внутреннего сгорания;

- выделение заготовительных, вспомогательных и агрегатных производств в само-­
стоятельные предприятия (юридические лица);

- создание инвестиционно привлекательных условий для организации совместно с
ведущими зарубежными компаниями специализированного производства автомобильных компонентов.

Предусматривается снижение таможенных пошлин на технологическое оборудова­ние для автомобилестроения, не производимое в Российской Федерации.

Концепция развития автомобильной промышленности России определила програм­му развития отрасли до 2010 года и интеграцию в мировое автомобилестроение, меры го­сударственной поддержки, главные направления деятельности руководителей и собст­венников предприятий отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: