Механизмы реализации государственной политики занятости

В соответствии с принятой классификацией по обеспеченно­сти трудовыми ресурсами регионы подразделяются на:
- трудообеспеченные - регионы, располагающие балансом меж­ду наличием рабочих мест и обеспеченностью рабочей силой. К таким регионам относят Центральный и Приволжский фе­деральные округа;
- трудоизбыточные - характеризующиеся высоким уровнем естественного и механического прироста населения и недо­статком рабочих мест (Южный федеральный округ);
- трудодефицитные - испытывающие недостаток в квалифици­рованной рабочей силе. Как правило, эти регионы отличают­ся сложными природно-климатическими условиями, слабо­развитой социально-производственной сферой, технической и социальной инфраструктурой и недостаточной адаптированностью рабочих кадров.
К ним относят Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные ок­руга20.
Несмотря на определенные положительные результаты в обла­сти регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обсле­дований населения), российский рынок труда еще не сложился. На нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам. Главная причина разбалансированности рыночных регуляторов - сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную систему исполь­зования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу, заниженным требованием к ее каче­ству, значительной долей в экономике оборонного комплекса. Одно из обстоятельств, затрудняющих формирование рынка тру­да, - существование многих градообразующих предприятий, подавляющая часть которых относится к оборонному комплек­су, испытывающему особые экономические трудности. Разбалансированность рынка труда усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспек­тивных в отношении сбыта продукции отраслей хозяйства (уголь­ная и легкая промышленность, частично сельское хозяйство).
Следствием перемен на рынке труда стала существенная диверсификация видов занятости. Это явление способствует фор­мированию гибкого рынка труда, дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранить яд­ро трудовых коллективов и предотвратить массовую безработицу.
Государственное регулирование занятости и рынка труда предполагает изучение и использование совокупности институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на динамику основных параметров трудовой сферы в соответствии со стоящими перед обществом стратегическими и тактическими задачами ее развития.
Генеральной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. При этом создание максимально благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ее ищет и готов работать, должно стать неотъемлемой составной частью стратегических целевых установок государства. Необходимы механизмы «встраивания» политики занятости в систему макроэкономического регулирования.
Так, программирование занятости населения в экономике должно осуществляться на этапе выработки сценария социально-экономического развития страны и ее территорий в соответствии с разрабатываемыми социально-экономическими ориентирами и учетом демографического фактора. В рамках программирования занятости необходимо, прежде всего, определить ожидаемую экономическую активность населения или потребность населения в работе, а также уровень ее удовлетворения, или собственно занятость населения в экономике. На этой основе достигается конечная цель программирования - определение параметров ожидаемой в перспективном периоде безработицы. Однако, как показывает практика, в среднесрочных прогнозах и программах действия Правительства по социально-экономическому развитию, разрабатываемых за последнее время, параметры безработицы и занятости населения не предусматриваются.
Одной из форм государственного регулирования рынка труда в России является разработка и реализация федеральных целевых программ содействия занятости населения, программ по созданию и сохранения рабочих мест. Этому, как правило, предшествуют обоснования и концептуальные проработки направлений политики занятости, а также планы действий по реализации намечаемых мероприятий в этой области.
К примеру, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-р была одобрена Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы21. В Концепции определены основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
Механизм реализации Концепции предполагал разработку и осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития рынка труда и содействия занятости населения.
В результате исчезли неоправданные федеральные целевые программы, целиком финансируемые из госбюджета. На смену им пришли максимально приближенные к нуждам территорий программы занятости, совместно финансируемые за счет федерального, регионального, либо муниципального бюджетов. К примеру, это могут быть программы по организации общественных работ, по обеспечению самозанятости населения, его профилирования либо перепрофилирования и т.д.
В соответствии со ст. 14 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» во всех субъектах Российской Федерации действуют территориальные программы содействия занятости населения, которые разрабатываются территориальными органами службы занятости и согласовываются со своим Министерством.

К примеру, в 2003 году Минтруд России рассмотрел и согласовал 36 территориальных программ содействия занятости на 2004 год и последующие годы. Однако не секрет, что все эти меры, осуществляемые за счет скудных ресурсов регионов, направленные на поддержание занятости населения и предотвращение роста безработицы, оказались явно недостаточны.
Регулирование процессов на национальном рынке труда не может обходиться без таких значимых общественных институтов как институт социального партнерства, где важная роль отводится государству. В системе социального партнерства государство реализует функции гаранта основополагающих гражданских прав и независимого регулятора в системе социально-трудовых отношений, разрабатывая правовые основы и организационные формы социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон, обоснованные размеры и порядок определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и др.).
Негативные последствия социально-экономических преобразований на постсоветском пространстве привели в регионах Российской Федерации к развитию противоположных по своей направленности миграционных процессов, породив деформации по линии спроса и предложения труда: переизбыток малоквалифицированной рабочей силы в одних регионах и недостаток специалистов высокой квалификации в других.
Успешное функционирование регионального рынка труда возможно только при наличии доступного, но не избыточного количества трудовых ресурсов определенного качественного состава, важную роль в формировании которого играет трудовая миграция, выступающая частью постоянного движения трудовых ресурсов.
Если внутренняя (внутри страны между регионами) и внешняя (легальная из-за рубежа) трудовая миграция еще подлежат регулированию, поскольку в первом случае зависит от способности мигранта к временному трудоустройству, а во втором - реализуется при наличии соответствующих квот на получение работы, то самой большой проблемой на сегодня является нелегальная трудовая миграция.

По разным оценкам масштабы накопленного потенциала нелегальной трудовой миграции составляют от 5 до 10 млн. чел. Нелегальная трудовая миграция оказывает на российский рынок труда неоднозначное воздействие. С одной стороны, происходит: сдерживание роста оплаты труда по соответствующим профессиям, уход в теневую сферу, сокрытие налогов и криминализация деятельности, что несет угрозу национальной безопасности, с другой стороны - заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнеса, что в целом работает на экономику регионов.
Вместе с тем нельзя не отметить и наличие негативных тенденций внутренней трудовой миграции, характеризующихся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами, и притоком населения в Южную и Центральную части России, где и без того высокая плотность населения и значительно уже сфера приложения труда.22 Учитывая современные особенности демографической ситуации в России, основным механизмом по укреплению демографических составляющих рынка труда должна стать активизация миграционной политики, которая предусматривает работу по двум основным направлениям регулирования процессов: а) внутренней трудовой миграции; б) внешней трудовой миграции23.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р осуществлялась работа по выполнению Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В течение 2008 г. в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом продолжается работа по согласованию федеральными органами исполнительной власти 60 проектов программ переселения второй очереди, разработанных субъектами Российской Федерации. По данным ФМС России за 2008 год в субъекты Российской Федерации, начавшие реализацию Государственной программы, прибыло около 8,5 тысяч переселенцев вместе с членами семей24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: