Когнитивная природа прагматических условий

Сформулированные в классической теории речевых ак­тов условия успешности имеют, как правило, когнитив­ную природу. К ним относятся, например, такие условия, как:

(i) говорящий знает, что р

(ii) говорящий думает, что р

(ш) говорящий хочет р

(iv) говорящий считает, что р — хорошо, и т.д.

Участвующие в формулировке этих условий понятия рас­сматриваются в прагматике как примитивы, не разложи­мые и не анализируемые ни концептуально (например, в терминах эпистемической логики), ни эмпирически. Оче­видно, однако, что, если прагматическая теория претен­дует на эмпирическую релевантность, тогда все эти кон­цепты должны быть отнесены к собственно психологиче­скому уровню и рассмотрены на фоне имеющихся экспе­риментальных результатов с учетом выводов, получен­ных в работах по искусственному интеллекту. Точнее го­воря, нужно исследовать, какие когнитивные процессы ле­жат в основе наших представлений об „успешности" рече­вого акта в коммуникативной ситуации. В какой степени сформулированные условия являются „идеализациями", то есть насколько они „отстоят" от действительного про­цесса принятия/понимания речевых актов?

Несмотря на то что прагматические условия имеют когнитивную основу, необходимо помнить, что конечной целью прагматической теории языка является установле­ние связи между высказываниями (и, следовательно, грамматикой), с одной стороны, и различными видами-взаимодействия (и, следовательно, социальными наука­ми)— с другой. Это может означать, например, что все, что говорящий на самом деле знает, думает или хочет в процессе выполнения речевого акта, не является столь уж важным, если его поведение может быть проинтерпре-


"


тировано или социально осмыслено как поведение, выра­жающее эти различные внутренние состояния.

Однако из этого методологического предостережения отнюдь не следует, что когнитивный анализ прагматиче­ских концептов не является релевантным. Напротив, ре­альная коммуникация бесспорно включает действитель­ные знания, мнения и желания. Существует даже общее условие, а именно условие искренности, которое требует прямой связи между содержанием мысли и содержанием высказывания. Более того, можно даже сказать, что соб­ственно социальные условия, вовлеченные в формулиров­ку прагматических правил, такие, как авторитет, власть, ролевые отношения и отношения вежливости, являются когнитивно обусловленными, то есть они релевантны лишь постольку, поскольку участники коммуникации знают эти правила, способны использовать их и могут связать свои интерпретации того, что происходит в ком­муникации, с этими «социальными» характеристиками контекста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: