Фреймы знаний и понимание речевых

АКТОВ


временных работах по искусственному интеллекту под об­щим наименованием фреймов. Когнитивная теория праг­матики в качестве одной из своих задач должна, исполь­зуя понятие когнитивных фреймов, дать объяснение на­шей способности совершать и понимать речевые акты, а также „влиять" на это понимание.



ОСНОВАНИЯ ПРАГМАТИКИ

Философское и лингвистическое изучение прагматики требует анализа ее оснований. Фундамент, на котором строятся прагматические теории, является, с одной сторо­ны, концептуальным (что проявляется, например, при об­щем анализе деятельности и взаимодействия), а с другой стороны — эмпирическим (это видно из исследований пси­хологических и социальных особенностей порождения и восприятия речи в процессе коммуникации).

В качестве одного из главных компонентов общей тео­рии коммуникативно-языкового взаимодействия высту­пает когнитивная теория употребления языка. Эта теория должна не только открывать доступ к процессам и струк­турам, обеспечивающим продуцирование, понимание, за­поминание, репродуцирование и другие виды когнитив­ной обработки предложения и высказывания, но и объяс­нять, как происходит планирование, производство и пони­мание речевых актов. Когнитивная теория прагматики этого типа особенно должна стремиться к прояснению ха­рактера связей между различными когнитивными (кон­цептуальными) системами и условиями успешности рече­вых актов в конкретных ситуациях. Помимо таких когни­тивных феноменов, как представления желания, предпоч­тения, нормы и оценки, велика также роль конвенциональ­ного знания. Его можно считать основным (и к тому же со­циальным по своему характеру) фактором, определяю­щим функционирование других систем, обеспечивающих коммуникацию. Эти системы изучают, в частности, в со-

* Teun A. v a n D i j k. Studies in the Pragmatics of Discourse. Ch.9: Con­text and Cognition: Knowledge Frames and Speech Act Comprehension. The Hague, etc.: Mouton Publishers, 1981, p. 215—241.

© 1981 by Mouton Publishers. The Hague, The Netherlands.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: