Ситуационные модели и реальные ситуации

Если ситуационные модели в памяти могут быть поня­ты как формы когнитивной реконструкции таких фраг­ментов мира, которые мы назвали ситуациями, то возмо­жно, что структура таких реальных ситуаций в чем-то ана­логична моделям. Впрочем, в онтологии и эпистемологии давно предполагали, что структура „того, что суще­ствует", тесно связана с тем, „что мы (можем) знать" о действительности. В самом деле, как указывает Джон­сон-Лэйрд (1983), мы постигаем действительность только через наши модели (см. также L i p p m a n п, 1922). Это зна­чит, что наши интуитивные, общепринятые понятия и ка­тегории, используемые для интерпретации действитель­ности, на самом деле являются понятиями и категориями, составляющими наши модели действительности. Так, мы обычно выделяем различные дискретные сущности, такие, как предметы и лица, а не представляем себе действитель­ность как недискретную массу. Подобным же образом мы выделяем разные естественные категории разного рода сущностей, например столы, стулья, женщин, теории. Кроме того, единичные объекты, принадлежащие к какой-либо категории, могут рассматриваться как обладающие определенными свойствами или участвующие в каких-либо отношениях. И, наконец, объекты, обладающие та­кими свойствами или находящиеся в таких отношениях, производят процессы, события или действия, то есть „факты" некоторой реальной или воображаемой ситуа­ции. Эти различные типы явлений фигурируют и в логиче­ских моделях, упомянутых выше. Но между реальными ситуациями и их когнитивными соответствиями суще­ствуют и различия, например:

1. Поскольку мы не можем и не должны знать все фак­
ты, относящиеся к миру, для когнитивных моделей типич­
на фрагментарность и неполнота.

2. Модели могут репрезентировать реальные ситуа­
ции на различных уровнях обобщения. Так, мы можем
в самом общем виде представить в модели сложное дей­
ствие „Джон побывал в поездке по Португалии",тог да
как в действительности это действие заключает в себе чрез­
вычайно сложную и непрерывную последовательность со­
бытий, действий, объектов и людей, только небольшое
подмножество которых фигурирует в модели.

3. Входящие в модель понятия не произвольны, они
отражают социально значимую интерпретацию ситуаций


Например, передача предмета от одного лица другому в определенной социальной ситуации может рассматрива­ться как „подарок".

4. Несмотря на социальную обусловленность концеп­туального представления ситуаций, когнитивные модели являются, конечно, личными, то есть субъективными. Од­на и та же ситуация может быть проинтерпретирована различными способами, с различных точек зрения, с раз­личными целями, если это делают разные люди.

Эти и другие специфические черты когнитивных моде­лей были описаны, иногда в различных терминах, в ряде исследований в области социальных наук, и их следует принимать во внимание в нашей теории структуры моде­лей в памяти. И, напротив, наша теория когнитивных мо­делей предлагается как систематическое объяснение хо­рошо известных особенностей „понимания мира", упомя­нутых выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: