Меры пресечения

Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Основаниями для избрания указанных мер пресечения являются доказательства, дающие достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора (ч.1 ст.117 УПК). В качестве таковых, в частности, могут выступать следующие обстоятельства: характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства (ч.2 ст.117 УПК). Из них можно сделать опосредованный вывод о возможности совершения обвиняемым (подозреваемым) неправомерных действий.

При отсутствии необходимости в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Статья 119 УПК закрепляет следующий порядок применения мер пресечения.

О применении, изменении либо отмене меры пресечения государственные органы и должностные лица, ведущие производство по делу, выносят постановление (определение), которое должно быть мотивированным, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.

На стадии предварительного расследования заключение под стражу, домашний арест и залог могут применяться прокурором, Председателем СК, Председателем КГБ, органом дознания, следователем с санкции прокурора, а на стадии судебного разбирательства – судом.

Постановление (определение) о применении, изменении либо отмене меры пресечения должно быть объявлено подозреваемому или обвиняемому, которым должен быть разъяснен порядок его обжалования, а также вручена копия данного постановления (определения). Выполнение указанных действий удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и должностного лица, объявившего постановление (определение) о применении меры пресечения.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость. Она также может изменяться на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции или по указанию прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его заместителя.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Подписка о невыезде и надлежащем поведении заключается во взятии у подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Постоянное или временное место жительства — это любое жилое помещение, в котором гражданин проживает на законных основаниях. Регистрация по месту жительства или пребывания является одним из доказательств наличия места жительства или пребывания.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки к нему может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему должно быть объявлено при взятии подписки.

Подписку о невыезде следует отличать от сходного с ней обязательства о явке. Обязательство о явке не относится к мерам пресечения, не требует вынесения постановления, не запрещает лицу покидать место его пребывания.

Личное поручительство. Личное поручительство заключается в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.

Применение в качестве меры пресечения личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Личное поручительство в меньшей степени, чем подписка о невыезде, ограничивает свободу передвижения. Обвиняемый также должен являться по вызовам, сообщать о перемене места жительства, однако вправе покидать его без разрешения следователя.

Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснены сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого он дает поручительство, ответственность поручителя.

Если поручитель или поручители убедятся в. невозможности гарантирования надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого, они должны немедленно заявить ходатайство об отказе в ранее взятом обязательстве органу, ведущему уголовный процесс. Отказ освобождает поручителя от возможности применения в отношении его денежного взыскания и влечет замену личного поручительства на иную, возможно более строгую меру пресечения.

В случае совершения подозреваемым или обвиняемым противоправных действий на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин. Основанием для этого является протокол о нарушении, составленный органом уголовного преследования.

Это уголовно-процессуальная ответственность за уголовно-процессуальное правонарушение, необходимым элементом которого является вина. Поэтому теоретически кроме факта нарушения обвиняемым меры пресечения требуется доказать вину и бездействие поручителя, недобросовестность исполнения им своих обязанностей. Однако на практике это доказать очень сложно, поскольку действия поручителя, обеспечивающие надлежащее поведение обвиняемого, имеют непроцессуальный характер, точно не предусмотрены законом. Проблема решается с помощью презумпции виновности: поручитель освобождается от ответственности, если докажет, что добросовестно выполнял свои обязательства (несмотря, например, на то, что обвиняемый скрылся).

Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части. Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят учебные или иные сборы (занятия) подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения.

В соответствии с законом «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих имеют:

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе обучающиеся в военных учебных заведениях;

- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

- граждане, проходящие службу в резерве, – при нахождении на занятиях или учебных сборах, определенных программами подготовки резервистов;

- военнообязанные – при нахождении на военных или специальных сборах.

Командованию, под наблюдение которого передается подозреваемый или обвиняемый, вручается копия постановления (определения) о применении указанной меры пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части письменно уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащий на время действия меры пресечения находится под постоянным наблюдением непосредственных командиров, начальников, суточного наряда. Его не назначают в караул или наряды, связанные с ношением оружия или специальных средств, а также он не может быть направлен на производство работ за пределы расположения части. Он лишается и права увольнения, ему не предоставляется отпуск. Командование для выполнения возложенной на него обязанности по наблюдению за подчиненными ему подозреваемым или обвиняемым вправе принимать и другие соответствующие меры, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь, которые способны обеспечить надлежащее поведение этих лиц. Вызов подозреваемого или обвиняемого в орган, ведущий уголовный процесс, при применении этой меры пресечения должен осуществляться через командование воинской части, которому поручено осуществлять наблюдение за их надлежащим поведением.

По истечении срока службы военнослужащего или по окончании времени сборов эта мера пресечения должна быть изменена.

В случаях совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена данная мера пресечения, командование обязано немедленно сообщить об этом органу, применившему эту меру пресечения.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства о том, что несовершеннолетние подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр указанных лиц возможна лишь по их письменному ходатайству. При этом они ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру.

На лиц, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства может быть наложено судом денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин. Основанием для этого является протокол о нарушении, составленный органом уголовного преследования.

Залог. Залог заключается во внесении самим подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в депозит органа предварительного расследования или суда денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

Сумма залога определяется с учетом тяжести преступления, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения залогодателя. При определении конкретной суммы залога следует исходить из того, что размер залога не должен прямо зависеть от причиненного ущерба или суммы заявленного гражданского иска, так как для их обеспечения применяется наложение ареста на имущество. Залог эффективен, когда обвиняемому грозит наказание в виде штрафа и сумма залога с ним сопоставима. При этом минимальная сумма залога составляет сто базовых величин.

Залог не может применяться в отношении лиц, не возместивших имущественный вред, причиненный преступлением, а также лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняются сущность подозрения, обвинения лица, в отношении которого применяется данная мера пресечения. Копия постановления (определения) вручается залогодателю для внесения залога.

В случае уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования и суда мера пресечения изменяется на более строгую, а залог обращается в доход государства по судебному решению. Основанием для этого является протокол о нарушении подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом.

В остальных случаях при разрешении дела по существу залог возвращается залогодателю.

Домашний арест. Домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением ряда правоограничений.

Домашний арест может сопровождаться следующими мерами, применяемыми как в отдельности, так и в допустимой совокупности:

1) запретом выхода из жилища полностью или в определенное время;

2) запретом телефонных переговоров, отправления корреспонденции и использования средств связи;

3) запретом общаться с определенными лицами и принимать кого бы то ни было у себя;

4) применением электронных средств контроля и возложением обязанности носить при себе эти средства и обслуживать их работу;

5) возложением обязанности отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого;

6) установлением наблюдения за подозреваемым или обвиняемым или его жилищем, а также охраной его жилища или отведенного ему в жилище помещения;

7) другими подобными мерами, обеспечивающими надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.

При установлении и исполнении конкретных запретов следует иметь в виду, что не могут быть ограничены процессуальные права обвиняемого и подозреваемого на участие в судебных заседаниях; на отправку письменных жалоб, получение по почте повесток и других процессуальных документов, ведение устно или по телефону переговоров с защитником и т.д. Устанавливаемые судом ограничения должны обеспечивать цели мер пресечения, а не ущемление прав обвиняемого (подозреваемого).

Основания и порядок применения в качестве меры пресечения домашнего ареста, установления и продления его срока, отмены домашнего ареста регулируются соответствующими нормами УПК, относящимися к мере пресечения в виде заключения под стражу.

Мера пресечения в виде домашнего ареста при нарушении возложенных на подозреваемого или обвиняемого обязанностей и установленных для них правоограничений может быть изменена на заключение под стражу.

О применении меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий уголовный процесс, сообщает в Министерство иностранных дел Республики Беларусь по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде домашнего ареста для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под домашний арест иностранного гражданина или лица без гражданства.

Заключение под стражу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления.

В исключительных случаях рассматриваемая мера пресечения может быть применена:

- по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если подозреваемый, обвиняемый не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, или не установлена их личность;

- к подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания.

В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы ее избрания.

При решении вопроса о даче санкции или вынесении постановления о заключении под стражу прокурор или его заместитель либо руководители СК, КГБ обязаны изучить все собранные материалы и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.

В случае отказа в даче санкции повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.

О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить лиц, указанных в ч. 1 ст. 115 УПК, а также при применении этой меры пресечения в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, – не позднее следующего дня после принятия указанного решения уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей, при применении этой меры пресечения в отношении пенсионера – уведомить орган, выплачивающий ему пенсию, при применении этой меры пресечения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства – по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под стражу иностранного гражданина или лица без гражданства.

Мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать двух месяцев. Данный срок исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. При этом в него засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания и иных местах содержания арестованных в органах внутренних дел и иных органах, ведущих досудебное производство), время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства в связи с выдачей его Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, а также время принудительного пребывания в психиатрическом стационаре, иной государственной организации здравоохранения лица, помещенного в этот стационар (эту государственную организацию) с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению Председателя СК, Председателя КГБ или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению (определению) суда.

Срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен до трех месяцев прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями лишь в случае невозможности закончить расследование в установленный срок при отсутствии оснований для применения в отношении обвиняемого иной меры пресечения. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до шести месяцев.

Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается лишь в отношении:

- лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений;

- лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Республики Беларусь;

- лиц, содержащихся под стражей в иностранном государстве в связи с выдачей их Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования.

В этих случаях продление срока содержания под стражей осуществляется заместителями Генерального прокурора на срок до двенадцати месяцев, Генеральным прокурором – на срок до восемнадцати месяцев.

Срок содержания под стражей лица, выдаваемого Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, свыше восемнадцати месяцев может быть продлен Генеральным прокурором на время, необходимое:

1) для выдачи лица Республике Беларусь;

2) для окончания предварительного расследования по уголовному делу после выдачи лица Республике Беларусь, но не более чем на шесть месяцев. При этом срок содержания под стражей не может превышать предельного срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за преступление, в совершении которого лицо обвиняется.

Следователь, считая необходимым продление срока содержания обвиняемого под стражей, выносит мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляют его соответствующему прокурору не позднее чем за пять суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении указанного срока более шести месяцев – за десять суток.

В постановлении указываются: обстоятельства совершения преступления (преступлений); кем, когда и по какой статье УК возбуждено уголовное дело и принято к производству; сведения об основных процессуальных действиях и решениях по материалу и уголовному делу (задержании подозреваемого, предъявлении ему обвинения, применении мер пресечения и др.); данные о личности обвиняемого; причины, по которым не может быть изменена мера пресечения и окончено расследование. В случае, если окончанию предварительного следствия препятствует отсутствие заключения судебных экспертиз или актов ревизии, указывается когда они были назначены и какой предполагаемый срок их окончания; процессуальные действия, которые необходимо еще выполнить по уголовному делу.

При повторном возбуждении ходатайства о продлении сроков содержания перед соответствующим прокурором в постановлении, наряду с вышеуказанными реквизитами, должно быть отражено, в каком объеме выполнены следственные и процессуальные действия, для проведения которых ранее испрашивалась и была получена санкция прокурора.

Продление срока содержания под стражей свыше максимально возможных восемнадцати месяцев во время предварительного следования не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению из-под стражи. При этом в отношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения.

После окончания предварительного расследования и предъявления обвиняемому и его защитнику уголовного дела для ознакомления срок содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления с делом, продлевается в указанном выше порядке.

В случае, когда ознакомление до истечения предельного срока (т.е. 18 месяцев) невозможно, Генеральный прокурор вправе не позднее десяти суток до этого момента возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом. Данное ходатайство рассматривается судьей Верховного Суда единолично с участием прокурора. По усмотрению суда в судебном заседании могут участвовать обвиняемый, его законный представитель, защитник.

Судья в срок не позднее пяти суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом, но не свыше шести месяцев;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства и об освобождении лица из-под стражи.

По поступившему в суд делу продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется судом, в производстве которого находится дело. Вопрос о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей рассматривается судом в срок не более десяти суток до истечения каждого месяца срока содержания обвиняемого под стражей.

Обвиняемый не может содержаться под стражей более шести месяцев со дня поступления уголовного дела в суд и до постановления приговора, а по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, – более двенадцати месяцев.

Срок содержания обвиняемого под стражей со дня постановления приговора и до его вступления в законную силу не может превышать трех месяцев, а по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, – шести месяцев.

По уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, суд вправе не позднее десяти суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда о продлении этого срока. Председатель Верховного Суда не позднее пяти суток со дня получения данного ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

1) о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела судом, но не свыше шести месяцев;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства суда.

При направлении уголовного дела в суд для нового судебного разбирательства после отмены приговора продление срока содержания под стражей производится по общим правилам.

При возвращении прокурором дела для производства дополнительно предварительного расследования продление срока содержания под стражей производится надзирающим прокурором в пределах одного месяца. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом всего времени пребывания обвиняемого под стражей в общем порядке.

Прокурор по делу, поступившему для направления в суд, может продлить срок содержания под стражей до пяти суток, по сложным и многоэпизодным делам – до пятнадцати суток, а в случае заявления обвиняемым ходатайства об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 881 УК, – на время, необходимое для рассмотрения данного ходатайства.

Следует также отметить, что, в соответствии с законом «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» руководитель администрации места содержания под стражей обязан не позднее чем за семь суток до истечения срока содержания лица под стражей уведомить об этом орган, ведущий уголовный процесс, а также прокурора, осуществляющего надзор в местах содержания под стражей.

В случае, если по истечении срока заключения под стражу соответствующее решение об освобождении лица из-под стражи либо о продлении срока содержания лица под стражей не поступило, руководитель администрации места содержания под стражей либо прокурор, осуществляющий надзор в местах содержания под стражей, освобождают его своим постановлением с уведомлением органа, ведущего уголовный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: