Понятие и виды международной правовой помощи по уголовным делам. Субъекты международной правовой помощи

В основе правовой помощи лежит межгосударственное сотрудничество, и его целью является обеспечение решения проблем, возникающих в реализации правоприменительного юридического процесса с участием иностранного элемента.

Институт международной правовой помощи по уголовным делам представляет собой предусмотренную международными нормативно-договорными актами (договорами, конвенциями) или реализуемую на основе принципа взаимности систему уголовно-процессуальных мер, механизмов, посредством которых одно государство обеспечивает другому государству содействие своих публичных служб и судебных институтов в производстве по уголовным делам.

В соответствии с законом «О международной правовой помощи по уголовным делам», международная правовая помощь оказывается в рамках международных договоров или на основе принципа взаимности (в соответствии с принципом взаимности, международная правовая помощь оказывается на основе письменного обязательства от имени государства оказать аналогичную правовую помощь при отсутствии соответствующего международного договора). В первом случае используется порядок, предусмотренный договором. При этом надо учитывать, что если международным договором Республики Беларусь он не определен, то при оказании правовой помощи применяется порядок, установленный УПК. Этот же порядок, который нашел свое закрепление в главе XV УПК, реализуется во втором случае.

Видами международной правовой помощи являются:

1. Производство процессуальных и иных действий по обеспечению производства по уголовным делам:

1.1) производство следственных действий;

1.2) вручение документов;

1.3) вызов лиц для участия в процессуальных действиях;

1.4) передача лиц для участия в процессуальных действиях;

1.5) передача предметов;

1.6) розыск и арест денежных средств и имущества, полученных преступным путем;

1.7) розыск и арест денежных средств и имущества гражданских ответчиков;

1.8) осуществление оперативно-розыскных мероприятий;

1.9) производство иных действий.

2. Уголовное преследование.

3. Выдача для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания.

4. Передача лица для отбывания наказания.

5. Транзитная перевозка лица.

Нужно отметить, что рассматриваемый институт является проявлением только одной из форм международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства – прямого (непосредственного) сотрудничества государств по оказанию правовой помощи (путем передачи компетенции запрашиваемому государству). Наряду с ней существует такая форма, как сотрудничество в рамках международных организаций (опосредованное сотрудничество).

Сотрудничество в рамках международных организаций может осуществляться в следующих видах: а) взаимодействие с органами предварительного расследования иностранного государства путем направления и исполнения запросов через международную организацию (Интерпол, Европол); б) передача подозреваемых (обвиняемых) лиц международным уголовным судебным учреждениям; в) исполнение просьб международных уголовных судебных учреждений и международных следственных органов о сотрудничестве.

Все международные органы уголовной юстиции можно разделить на две группы: международные органы, непосредственно осуществляющие уголовное преследование и органы, способствующие его осуществлению.

Международные органы, непосредственно осуществляющие уголовное преследование – это органы специальной компетенции. В их состав входят: международные уголовные судебные учреждения (Трибунал по бывшей Югославии, Трибунал по Руанде, Международный уголовный суд) и международные следственные органы.

Среди международных органов, способствующих уголовному преследованию другими органами, особо заметную роль играют: ООН, Интерпол, Европол, Евроюст, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег.

В рамках ООН рассматриваются проблемы предупреждения преступности, принимаются конвенции по борьбе с различными видами преступлений и резолюции, содержащие общие принципы сотрудничества в уголовной сфере, а также создаются специальные органы и комитеты по борьбе с ними.

Одной из основных задач Интерпола является оказание помощи полиции стран-членов Интерпола в обмене информации о розыске лиц с помощью системы международных розыскных циркуляров. Существуют циркуляры для розыска преступников, пропавших без вести лиц, идентификации неопознанных трупов, уведомления о представляющих опасность лицах и лицах, склонных к совершению преступлений.

Согласно Конвенции о Европоле, в первую очередь, он должен поддерживать расследования в государствах-членах путем передачи необходимой информации. Однако при этом должностные лица Европола имеют право участвовать в совместных следственных группах. Кроме того, на государства-члены возложена обязанность рассматривать запросы Европола, касающиеся вопросов инициирования, проведения и координации уголовного расследования. Между Интерполом и Европолом заключено соглашение о взаимодействии, что дает возможность через Интерпол получить доступ к информационным базам Европола.

Международное сотрудничество государств в сфере борьбы с преступностью развивается в трех основных направлениях: универсальное (всеобщее) сотрудничество, региональное сотрудничество, двустороннее сотрудничество.

Международное сотрудничество в данной сфере на универсальном уровне направлено, как правило, на искоренение, предотвращение совершения либо установление ответственности за совершение различных уголовных преступлений международного характера.

К универсальным международным договорам Республики Беларусь в сфере борьбы с преступностью относят, в том числе: Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года; Конвенцию о рабстве от 25 сентября 1926 года; Дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 года; Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 года; Международную конвенцию о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами от 11 октября 1933 г.; Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года (дополнена Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 года и Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 15 ноября 2000 года); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года; Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года; Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года; Международную конвенцию против апартеида в спорте от 10 декабря 1985 года; Токийскую конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна от 14 сентября 1963 года; Гаагскую конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; Монреальскую конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 года (дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию от 24 февраля 1988 года); Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 года; Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 года; Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников от 18 декабря 1979 года; Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года; Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 года;

Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года; Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года; Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года; Конвенцию о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 года; Международную конвенцию по борьбе с подделкой денежных знаков от 20 апреля 1929 года; Международную конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 года; Соглашение о борьбе с распространением порнографических изданий, подписанное в Париже 4 мая 1910 года, с изменениями, внесенными Протоколом, подписанным в Лейк Соксес, Нью-Йорк, 4 мая 1949 года; Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года.

К основным региональным международным договорам Республики Беларусь в сфере борьбы с преступностью можно отнести: Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года (Кишиневская Конвенция); Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Минская Конвенция); Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года; Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 года; Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата от 5 октября 2007 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями от 3 июня 2005 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на транспорте от 15 сентября 2004 года; Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 года.

Основой двустороннего сотрудничества Республики Беларусь являются международные договоры по вопросам оказания помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Международные договоры, предусматривающие оказание правовой помощи по уголовным делам, заключены Республикой Беларусь в настоящее время с государствами-членами СНГ (Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной), а также Грузией, Ираном, Вьетнамом, Польшей, Латвией, Литвой, Китаем, Венгрией, Кубой, Чехией, Словакией, Болгарией, Египтом, Венесуэлой.

Вопросы выдачи урегулированы в рамках международных договоров, заключенных с Индией, Вьетнамом, Латвией, Китаем, Литвой, Кубой, Чехией, Словакией, Венгрией, Болгарией.

Законодательство Республики Беларусь в данной сфере основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 года «О борьбе с терроризмом», Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией», Закон Республики Беларусь от 27 июня 2007 года «О борьбе с организованной преступностью» и иные нормативные правовые акты, регулирующие осуществление международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, а также акты о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров и нормативные правовые акты Республики Беларусь, направленные на реализацию международных договоров.

Одним из характерных признаков международной правовой помощи по уголовным делам является наличие специфических субъектов данной деятельности и особый характер их участия в уголовном процессе. Таковыми являются государственные органы, должностные лица, физические и юридические лица, которые имеют процессуальные права и обязанности, реализуемые ими посредством уголовно-процессуальной деятельности по собственной инициативе либо вследствие предписаний закона.

В целом, субъекты международной правовой помощи можно разграничить на три группы: запрашивающая сторона, запрашиваемая сторона, лица, относительно которых запрашивается помощь.

Запрашивающая и запрашиваемая стороны, в свою очередь, представлены определенными государственными органами и должностными лицами (как правило, органами прокуратуры и полиции, начиная от местных аппаратов и заканчивая центральными органами, органами министерства юстиции и судами).

В Республики Беларусь единственными органами, компетентными принимать решения по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности, являются Генеральная прокуратура и Верховный Суд.

Согласно ст. 494 УПК, Генеральная прокуратура Республики Беларусь принимает решения по просьбам органов иностранных государств и просьбам органов уголовного преследования, содержащим положения о (об):

1) вручении процессуальных и иных документов по уголовным делам;

2) вызове лица для производства процессуальных действий с его участием в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителя, свидетеля, эксперта;

3) передаче на время лица, которое отбывает наказание в виде лишения свободы, для производства процессуальных действий с его участием в качестве свидетеля или потерпевшего;

4) передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является;

5) применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу с целью его выдачи для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания;

6) принятии мер по установлению местонахождения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления либо осужденного, а также лица, пропавшего без вести;

7) выдаче лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания;

8) выдаче на время лица, которое отбывает наказание в виде лишения свободы, для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого;

9) уголовном преследовании лица;

10) транзитной перевозке лица, в отношении которого принято решение о его передаче на время для производства процессуальных действий с его участием в качестве свидетеля или потерпевшего, либо о передаче для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, либо о его выдаче для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, либо о выдаче на время для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого;

11) передаче предметов, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или добыты преступным путем, либо других предметов и документов, которые могут служить средствами по обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств уголовного дела, выявлению виновных либо опровержению обвинения;

12) производстве иных процессуальных действий.

Верховный Суд Республики Беларусь принимает решения по просьбам органов иностранных государств и просьбам судов, содержащим положения о (об):

1) вручении процессуальных и иных документов по уголовным делам, находящимся в производстве судов;

2) исполнении судебных решений по уголовным делам.

Международные соглашения, регламентирующие оказание международной правовой помощи, уголовно-процессуальный закон закрепляют особые положения в части обеспечения надлежащей правовой защиты лиц (граждан), вовлекаемых в данную сферу. В частности, согласно ст. 9 Минской Конвенции, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представитель, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пресечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

Лица, задержанные либо к которым применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства, наделяются обширными правами, включая право иметь защитника, обжаловать решения о выдаче их иностранным государствам, требовать возмещения причиненного им вреда (гл. 55-57 УПК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: