Международный уголовный суд

Известно, что впервые вопрос о создании Международного уголовного суда (МУС) был поставлен Генеральной Ассамблеей ООН перед Комиссией международного права еще в 1948 г. В то время он непосредственно связывался с осуществлением правосудия в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида и других правонарушений, отнесенных к компетенции Суда. В связи с нерешенностью вопроса об определении агрессии и незавершенностью разработки проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества идея создания МУС была отложена на неопределенное время.

Новый этап рассмотрения в Комиссии международного права проблемы создания МУС начался в 1990 г., а 17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции полномочных представителей в Риме под эгидой ООН был принят Статут Международного уголовного суда.

В основе документа лежат три принципа. Первый, принцип дополнительности (комплементарности), устанавливает, что юрисдикция Суда вводится только в том случае, когда национальные правовые системы не могут или не желают осуществлять юрисдикцию. Таким образом, в случаях совпадения юрисдикций между национальным судом и Международным уголовным судом первый из них в принципе имеет приоритет. МУС не ставит целью заменять национальные суды, но действует только тогда, когда они не действуют.

Второй принцип заключается в том, что Статут предназначен для работы только с наиболее серьезными преступлениями, касающимися всего международного сообщества в целом. Этот принцип повлиял на отбор преступлений, а также на определение случаев, в которых возможно обращение в Суд, - предполагается, что он позволит избежать загруженности Суда делами, с которыми вполне справились бы национальные суды. Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными международными преступлениями. К ним отнесены: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.

Третий принцип заключается в том, что Статут должен оставаться, насколько это возможно, в области общего международного права. В основе данного принципа лежит идея того, чтобы сделать Статут наиболее приемлемым.

Международный уголовный суд может устанавливать юрисдикцию в отношении отдельных лиц на двух основаниях. Они могут быть привлечены к ответственности, если являются гражданами государства - участника Статута или если преступление было совершено на территории государства - участника Статута. Однако это условие не применяется, если ситуация передана Суду Советом Безопасности. В этом случае Суд будет иметь юрисдикцию в отношении преступлений, даже если они были совершены в государствах, не являющихся участниками Статута, гражданами этих государств и в отсутствие согласия государства, которому принадлежит территория, на которой было совершено деяние, или гражданство лица, обвиняемого в совершении данного преступления.

Особое значение имеет ст. 21 Статута, определяющая применимое право. Суд применяет:

во-первых, свой Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания;

во-вторых, где это уместно, применимые договоры, а также принципы и нормы международного права (имеются в виду специальные принципы);

в-третьих, общие принципы права, выводимые Судом из национальных правовых систем мира, включая там, где это уместно, внутренние законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного дела.

В дополнение к этой иерархии Суд может заимствовать из своей правовой практики решения по предыдущим делам.

Одно из достоинств Римского статута состоит в том, что он в деталях определяет важнейшие принципы международного уголовного права, которым посвящена часть 3 "Общие принципы уголовного права". Она состоит из двенадцати статей и представляет собой важнейшую часть Статута, включая основания для индивидуальной уголовной ответственности и основания для освобождения от уголовной ответственности.

В состав Суда входят: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства, Канцелярия прокурора и Секретариат. Судьи избираются государствами - участниками Статута в количестве 18 человек сроком на девять лет. Они не могут быть переизбраны на новый срок. По аналогии с Международным судом ООН состав Суда должен обеспечить представительство основных правовых систем мира, справедливое географическое представительство и справедливое представительство мужчин и женщин. Судьи независимы при выполнении своих функций и не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Председатель и два вице-председателя избираются судьями сроком на три года и образуют Президиум Суда, который осуществляет управление делами. Апелляционное отделение состоит из председателя и четырех других судей; Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят из шести судей каждое. Канцелярия прокурора несет ответственность за осуществление уголовного преследования. Она действует независимо как отдельный орган Суда и возглавляется прокурором. Сам прокурор и его заместители избираются не Судом, а государствами - участниками Статута сроком на девять лет.

Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определенном Судом из списка государств, выразивших готовность принимать осужденных. При выборе Суд учитывает: справедливое распределение бремени между государствами; соблюдение государством принятых международных стандартов обращения с заключенными; желание и гражданство осужденного. Местопребывание Суда - г. Гаага, Нидерланды.

Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. По состоянию на 1 апреля 2008 г. документ ратифицировали 106 государств. На начало 2008 г. на рассмотрении Суда находятся четыре ситуации: в Демократической Республике Конго, в Уганде, в Дарфуре (Судан) и в Центрально-Африканской Республике (решение было принято прокурором 22 мая 2007 г.).

Смешанные (гибридные) уголовные трибуналы. Одной из главных тенденций формирования системы международной уголовной юстиции с начала нового тысячелетия стало создание так называемых смешанных (гибридных) трибуналов и интернационализированных судов.

К таким судебным органам относятся сегодня: специальные судебные палаты по серьезным преступлениям в Тиморе-Лешти (2000 г.); смешанные судебные коллегии в Косово (2000 г.); Специальный суд по Сьерра-Леоне (2002 г.); Судебная палата по расследованию военных преступлений в Боснии и Герцеговине (2005 г.); Чрезвычайные судебные палаты в Камбодже (2006 г.); Специальный трибунал по Ливану (2007 г.). Кроме того, в августе 2007 г. была учреждена Международная комиссия по борьбе с безнаказанностью в Гватемале - независимый орган по расследованию деятельности незаконных вооруженных формирований в стране.

Юридической основой функционирования каждого конкретного судебного органа являются различные по своей правовой природе акты, однако все они принимаются по инициативе Организации Объединенных Наций, а именно в соответствии с резолюциями Совета Безопасности.

Каждый гибридный трибунал или суд имеет особые предпосылки создания, которые, несомненно, отражаются на его юрисдикции, как предметной, так и персональной. Поскольку почти все они созданы в постконфликтных обществах, общим для всех, как правило, является включение в предметную юрисдикцию военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида. Составы базируются на нормах международного гуманитарного права, кроме того, задействуются положения Уставов Трибуналов ad hoc по бывшей Югославии и Руанде, а также Статута Международного уголовного суда. Персональная и временная юрисдикция смешанных органов, как правило, ограниченна. Круг лиц, привлекаемых к индивидуальной уголовной ответственности, сужен до тех, кто несет основную ответственность за совершение преступлений, а также охватывает конкретный период, в течение которого было совершено большинство преступлений, подпадающих под юрисдикцию трибуналов.

Состав, структура и порядок судопроизводства в судебных органах несколько различаются в зависимости от того, является ли такое учреждение самостоятельным судебным органом смешанного типа или интернационализированным национальным судом. Однако общим для них является то, что в составе судей и обвинителей присутствуют лица, назначаемые Генеральным секретарем ООН.

Меры наказания определяются в соответствии с национальной и международной практикой в виде лишения свободы на определенные сроки, максимальный срок составляет пожизненное заключение.

§ 9. О международном уголовно-процессуальном праве

В последние годы в связи с увеличением в международном уголовном праве нормативно-правовых актов процессуального характера и формированием международной системы уголовного правосудия в отечественной доктрине активно развивается концепция выделения из международного уголовного права группы норм, регулирующих процессуальные правоотношения. Целый ряд ученых ставят вопрос о становлении новой отрасли в международном публичном праве - международном уголовно-процессуальном праве. По вопросу о содержании указанной отрасли имеется несколько точек зрения, и одна из них представлена вашему вниманию.

Некоторые юристы-международники рассматривают данную отрасль как нормы, регулирующие сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными в международных договорах. Однако в этом случае вне рамок остаются проблемы сотрудничества в борьбе с общеуголовными преступлениями, а также деятельность международных правоохранительных органов.

Другие ученые включают в предмет отрасли механизм сотрудничества в борьбе с преступностью, обязательства государств по борьбе с преступлениями международного характера и правовую помощь по уголовным делам. Однако при таком подходе в нее не входят: вопросы ответственности за международные преступления; международные стандарты национального уголовного процесса; международная правоохранительная деятельность и некоторые другие сферы отношений.

Ряд авторов считают, что отрасль охватывает систему международно-правовых принципов и норм, определяющих составы международных преступлений и преступлений международного характера, регулирующих деятельность органов международной уголовной юстиции, а также вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам. Думается, однако, что предмет регулирования намного шире. Международные нормы определяют не только составы международных преступных деяний, но и пределы уголовной юрисдикции государства, преюдициальное значение актов иностранных правоохранительных органов, соучастие, повторность преступлений, смягчающие и отягчающие обстоятельства и другие вопросы.

Как видим, когда говорят о международном сотрудничестве в борьбе с преступностью, речь прежде всего идет об уголовно-правовых аспектах; уголовно-процессуальные вопросы представлены в основном правовой помощью по уголовным делам. Однако данная отрасль регулирует широкий круг общественных отношений, сводить ее содержание лишь к этим вопросам неверно. В сфере борьбы с преступностью отчетливо выделяются две группы норм, которые регулируют отношения, отличающиеся качественным своеобразием: а) международное уголовное право (МУП); б) международное уголовно-процессуальное право (МУПП). В сфере борьбы с преступностью имеются также несколько комплексных институтов (сотрудничество в сфере ОРД, международное пенитенциарное право и др.).

МУПП регулирует следующие крупные блоки общественных отношений.

I. Отношения по реализации международно-правовых норм в национальном уголовном процессе. Нормы МУПП предусматривают обязательность нормотворческой деятельности государства по обеспечению исполнения международных обязательств.

II. Отношения, складывающиеся в национальном уголовном процессе, а также отдельные правила производства по уголовным делам.

Международно-правовое регулирование затрагивает все стадии национального уголовного процесса и касается как принципов национального уголовного процесса, так и частных вопросов уголовного судопроизводства. Нормы МУПП:

- закрепляют задачи национального уголовно-процессуального законодательства, определяют типы (формы) уголовного процесса, уточняют пределы действия уголовно-процессуального закона;

- фиксируют элементы состязательности уголовного процесса (разделение функций обвинения, защиты и правосудия, обеспечение независимости судей и подчинение их только закону, судебный контроль применения мер принуждения и т.д.);

- регламентируют различные аспекты деятельности субъектов уголовного процесса (органы и должностные лица, ведущие производство по уголовным делам; вопросы подследственности; подсудность и др.);

- закрепляют основные принципы национального уголовного процесса (публичность, равенство перед законом и судом, охрана чести и достоинства личности, осуществление правосудия только судом, право на защиту и доступ к правосудию, самостоятельность и независимость судей и судов, гласность судопроизводства, презумпция невиновности и т.д.) и конкретизируют их содержание;

- регулируют также отношения, связанные с возбуждением уголовного дела (органы и лица, имеющие право возбуждать уголовное дело; поводы и основания к возбуждению уголовного дела; обстоятельства, исключающие производство по делу, и др.);

- имеют большое значение для стадии предварительного расследования (виды предварительного расследования, задержание и допрос подозреваемого и обвиняемого, предъявление и изменение обвинения, следственные действия и т.д.);

- затрагивают вопросы доказательств и доказывания в уголовном процессе (понятие и виды доказательств, относимость и допустимость доказательств, их оценка, передача доказательств иностранным учреждениям юстиции и т.д.);

- касаются судебной стадии производства по уголовным делам (определяют условия производства в суде первой инстанции; в суде присяжных; производство в кассационной инстанции; порядок пересмотра вступивших в силу судебных актов);

- подробно регламентируют вопросы исполнения приговора (обращение приговора к исполнению, признание и исполнение приговоров иностранных судов и т.д.);

- фиксируют особенности производства по отдельным категориям дел (по делам частного и частно-публичного обвинения, по делам несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера и т.д.).

Таким образом, нормы МУПП закрепляют как общие стандарты национального уголовного процесса, придерживаться которых государство обязалось, став участником соответствующих международных соглашений, так и конкретные правила производства по уголовным делам, обязательные для субъектов российского уголовного процесса.

III. Отношения, связанные с осуществлением государством уголовной юрисдикции, и иммунитеты отдельных категорий лиц в национальном уголовном процессе.

IV. Отношения, связанные с оказанием "правовой помощи по уголовным делам" и осуществлением "сотрудничества в борьбе с преступностью".

Договоры регламентируют общие условия предоставления правовой защиты, общий объем правовой помощи, порядок оказания правовой помощи по уголовным делам, реквизиты международных поручений, условия осуществления отдельных процессуальных действий в порядке правовой помощи и другие вопросы.

V. Отношения, связанные с деятельностью международных правоохранительных органов и организаций.

К примеру, в уставах международных уголовных судов содержатся нормы, регламентирующие процедуру привлечения физических лиц к международной уголовной ответственности.

Таким образом, в международном праве отчетливо выделяется самостоятельное образование, регулирующее отношения в сфере уголовного процесса и международной правоохранительной деятельности, - МУПП. Причем процесс формирования МУПП происходит настолько активными темпами, что можно говорить об этой отрасли как об одной из самых динамично развивающихся в современном международном праве.

Обобщая вышеизложенное, МУПП можно определить как совокупность международно-правовых норм, регулирующих следующие виды отношений: способы реализации международно-правовых норм в национальном уголовном процессе; общие положения национального уголовного процесса, а также отдельные правила производства по уголовным делам; осуществление уголовной юрисдикции государством и иммунитеты отдельных категорий лиц в уголовном процессе; правовую помощь по уголовным делам, а также деятельность международных правоохранительных органов и организаций и их взаимодействие с государствами.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности периодизации становления и развития международного уголовного права в качестве отрасли международного права?

2. Определите понятие международного уголовного права, в чем его особенности?

3. В каких источниках содержатся нормы международного уголовного права?

4. Перечислите принципы, на которых базируется международное уголовное право и международный уголовный процесс.

5. Определите понятие и перечислите виды международных преступлений. В каких международно-правовых актах раскрыты составы этих преступлений?

6. Дайте характеристику транснациональных преступлений по международному уголовному праву.

7. Раскройте понятие и содержание института правовой помощи по уголовным делам.

8. Что такое выдача преступников, каково международно-правовое регулирование этого института международного уголовного права?

9. Охарактеризуйте роль международных организаций в сфере борьбы с преступностью.

10. Какое место международное уголовно-процессуальное право занимает в системе международного права? Дайте понятие международного уголовно-процессуального права.

Литература

1. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.

2. Бирюков П.Н. Часть пятая УПК РФ. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Воронеж, 2002.

3. Блищенко И.П., Каламкарян Р.А., Карпец И.И. и др. Международное уголовное право. М., 1995.

4. Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976.

5. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М., 2000.

6. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб., 2001.

7. Зелинская Н.А. Международные преступления и международная преступность. Одесса, 2006.

8. Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980.

9. Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988.

10. Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

11. Кибальник А.Г. Современное международное уголовное право: понятие, задачи и принципы / Под ред. А.В. Наумова. СПб., 2003.

12. Костенко Н.И. Международная уголовная юстиция: Проблемы развития. М.: РКонсульт, 2002.

13. Лазутин Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как межотраслевой нормативный комплекс. Екатеринбург, 2008.

14. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999.

15. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.

16. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.

17. Международное уголовное право: Учебн. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999.

18. Михайлов Н.Г. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности. М., 2006.

19. Панов В.П. Международное уголовное право: Учебное пособие. М., 1997.

20. Родионов К.С. ИНТЕРПОЛ: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

21. Сафаров Н. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2005.

22. Фисенко И.В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. Минск: Тесей, 2000.

23. Черниченко О.С. Конкуренция юрисдикций государств и порождаемые ею проблемы в межгосударственных отношениях // Международное публичное и частное право. 2002. N 4.

Глава XV. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

§ 1. Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы

Жизнь современного общества во многом определяется развитием его научно-технического потенциала. Научно-технический прогресс расширил сферу национальной научно-технической деятельности и привел к усложнению и удорожанию научно-исследовательского процесса, он также обусловил необходимость объединения усилий государств в решении наиболее сложных научно-технических проблем, поскольку ни одно государство, обладающее мощным научно-техническим потенциалом, не может одновременно вести исследования по всем важнейшим направлениям науки и техники <1>. Научно-технический прогресс является фактором, порождающим межгосударственную интеграцию.

--------------------------------

<1> См. подробнее документы ООН: Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" 12 декабря 2003 г. // Документ WSIS-03/GENEVA/DОC/4-R; Тунисская программа для информационного общества 15 ноября 2005 г. // Документ WSIS-05/TUNIS/DОC/6-R.

Потребность межгосударственного сотрудничества в сфере науки и техники, вызванная научно-техническим прогрессом, требует надлежащего правового закрепления, выражающегося в создании международно-правовых норм. Таким образом, возникает группа правовых норм, регулирующих международные отношения в области науки, техники и технологии, другими словами, международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества.

Глобальные технологии, порожденные научно-техническим прогрессом, потребовали соответствующего уровня сотрудничества государств, в результате существенно расширилась сфера международно-правового регулирования. Это произошло не только за счет совершенно новых областей производственной деятельности человека, но и в результате смещения сфер регулирования между национальным и международным правом. Использование космического пространства и небесных тел, генная инженерия и защита окружающей среды - вот лишь некоторые примеры областей, в которых национальное право не может удовлетворить всех потребностей в правовом регулировании. Научно-технический прогресс в значительной мере способствовал восприятию человечеством идей общности судьбы, взаимозависимости, универсальности международной безопасности. Вопросы, считавшиеся ранее сугубо внутренним делом государств, вошли в сферу международных отношений, а значит, попали под действие международно-правовых норм <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1973. С. 23.

В настоящее время не до конца разрешены вопросы о месте правовых норм, регулирующих международное научно-техническое сотрудничество, в системе международного права, а также о соотношении международного экономического и международного научно-технического сотрудничества. На протяжении длительного времени в зарубежной и отечественной доктрине научно-техническое сотрудничество государств рассматривалось в рамках международного экономического права. Не отрицая данной позиции, ряд ученых считают уместным особо выделять из совокупности экономических отношений отношения сотрудничества в области науки и техники. Акцент при этом делается на то, что экономическое взаимодействие государств - это прежде всего разновидность торговых отношений. Под влиянием научно-технического развития международные экономические отношения все более расширяются, из чисто внешнеторговых перерастают в промышленное и научно-техническое сотрудничество, и оно является особым видом межгосударственных взаимоотношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тункин Г.И. Международное право. М.: Юрид. лит., 1994. С. 335.

Специфика международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества обусловлена содержанием и целью общественных отношений, а именно достижением научного и (или) технического результата, который может выражаться, например, в решении определенной проблемы (парниковый эффект, экологическая безопасность, поиск новых форм жизнедеятельности и др.). Данная цель обусловлена интересом государств, который зачастую не преследует разрешение экономической задачи. Именно эта характеристика свидетельствует об отличии научно-технических отношений от экономических. Такая специфика отношений обусловлена их материальным содержанием.

Вместе с этим следует отметить, что нормы, регулирующие международное научно-техническое сотрудничество, могут быть связаны с правовым регулированием отношений в сфере экономики, экологии, территорий (космические, морские), прав человека и других областях международного сотрудничества. Это обстоятельство обусловливает комплексный характер международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества. Несмотря на разнообразие отношений, правовые нормы, регулирующие научно-техническое сотрудничество, обладают собственным специфическим содержанием и целью.

Базу международно-правового регулирования научно-технических отношений составляют основные принципы международного права. Однако, устанавливая общие рамки взаимоотношений государств, они все же недостаточно конкретны для регулирования международных научно-технических отношений, в связи с чем возникают специальные (отраслевые) принципы.

Специальные принципы правового регулирования международного научно-технического сотрудничества обстоятельно исследованы в трудах К.Г. Борисова, который выделил принципы: свободы научных исследований; свободы выбора формы организации научно-технических связей; сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; научно-технического содействия, равноправия и недискриминации в научно-технических связях; эквивалентности при обмене научно-техническими достижениями; взаимности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Борисов К.Г. Основы международно-правового регулирования многостороннего научно-технического прогресса государств мирового сообщества: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 1990.

В настоящее время нет широкого универсального международно-правового акта, содержащего специальные принципы международного научно-технического сотрудничества. Однако следует отметить, что на региональном уровне подобные документы имеются <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: § 5 настоящей главы.

Самостоятельные цели и задачи международного научно-технического сотрудничества зависят в первую очередь от того, на какой основе оно осуществляется: 1) на универсальной основе, когда в решении научно-технических проблем принимают участие государства, находящиеся в разных регионах земного шара; 2) в пределах отдельных групп стран, составляющих в своей совокупности международное региональное сообщество; 3) на двусторонней основе.

В последние десятилетия большой объем международного научно-технического сотрудничества приходится на долю межгосударственных контактов. Однако в международном научно-техническом сотрудничестве участвуют самые разные субъекты: государства и отдельные ученые, международные и национальные компании, организации. Значительное число международных контактов в области науки и техники происходит в рамках международных межправительственных и неправительственных организаций <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Маркушина В.И. ООН и международное научно-техническое сотрудничество. М.: Наука, 1983.

Рассматриваемое многообразие отношений в области международного научно-технического сотрудничества позволяет утверждать, что в мире сформировалась система универсального, регионального и двустороннего международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются государства, международные и национальные организации, отдельные ученые и их коллективы. Эта система охватывает:

- международные научные связи, направленные на разрешение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки (например, в рамках ЮНЕСКО; программа ЕС "Эврика");

- международные технические и технологические связи (например, универсальное сотрудничество в области электросвязи);

- связи в сфере промышленной собственности (например, в рамках Евразийской патентной организации);

- подготовку кадров (например, программы, реализуемые МОТ, программа ТАСИС);

- международное содействие выполнению работ и созданию технологических процессов (например, в рамках ПРООН, ЮНЕСКО);

- обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса (например, сотрудничество в рамках МАГАТЭ);

- предотвращение ущерба окружающей среде (например, сотрудничество в рамках ЮНЭП) и др. <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: www.un.org; К.Г. Борисов. Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества // Международное право: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1998. С. 437.

Международное научно-техническое сотрудничество как самостоятельная область отношений, регулируемая международным правом, появляется относительно недавно, а именно во второй половине XX в. Тем не менее в настоящее время наблюдается быстрое развитие международно-правового регулирования данного вида сотрудничества. Вызвано это научно-техническим прогрессом, важностью достижений научно-технической деятельности для мирового сообщества, появлением новых видов и форм сотрудничества и другими причинами. Основываясь на выводах относительно критериев выделения отраслей международного права и многообразия научно-технической деятельности <1>, подчеркнем, что международные научно-технические отношения являются особой разновидностью международных отношений. Их специфика определена самостоятельным предметом правового регулирования, а именно отношениями в области науки, техники и технологии, значительным объемом нормативного материала, критериями новых свойств (содержания) этого нормативного материала, качественной обособленностью группы правовых норм, заинтересованностью общества в развитии новой отрасли права. Поэтому нормы международного права, призванные урегулировать данные отношения, также носят особый характер и представляют собой систему норм международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в сфере науки и техники, другими словами - право международного научно-технического сотрудничества.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Фельдман Д.И. Указ. соч. С. 46.

§ 2. Источники правового регулирования международного

научно-технического сотрудничества

Воздействие научно-технического прогресса на международные отношения отражается, естественно, на их главном регуляторе - международном праве. В общем массиве нормативного материала растет число норм, регулирующих деятельность государств, связанную с использованием инновационных инженерно-технических решений, объектов и средств.

Источники международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества традиционны для международного права в целом: это международно-правовые договоры и международно-правовые обычаи.

Наука международного права никогда не отрицала и не принижала роли обычая в правовом регулировании, тем не менее есть все основания утверждать, что в регулировании научно-технического сотрудничества договор занимает преимущественное место.

Существуют различные классификации международных договоров в области научно-технического сотрудничества. На наш взгляд, наиболее удачной является следующая:

- универсальные договоры, закрепляющие основы взаимоотношений между государствами, в том числе в научно-технической области (например, Устав ООН). Как было указано выше, в настоящее время на универсальном уровне отсутствует единый кодификационный акт, регламентирующий международное научно-техническое сотрудничество;

- региональные договоры, включая уставы и другие учредительные акты международных организаций, регулирующие вопросы научно-технического сотрудничества (например, Хартия ОАЕ, Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ 1995 г. и др.);

- двусторонние договоры и соглашения (например, Соглашение о научно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и Республики Азербайджан 1995 г.).

Выделяют также и субрегиональные соглашения, например соглашения, принятые в рамках уже существующих договоров, но, как правило, с меньшим числом участников <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Научно-техническое сотрудничество стран Западной Европы: Реферативный сборник / Под ред. С.А. Ионова. М., 1984. С. 87.

Следует отметить, что начиная со второй половины XIX в., наблюдается значительное развитие многосторонней формы договорного регулирования в областях науки и техники, что было обусловлено потребностями, возникшими перед международным нормотворчеством в связи с развитием отношений в данной сфере <1>. Характерно, что международный договор в области научно-технического сотрудничества помимо прав и обязанностей сторон включает обычно перечень форм и видов этого сотрудничества.

--------------------------------

<1> См.: Маркушина В.И. Указ. соч. С. 41.

В отечественной доктрине часто встречается деление соглашений в научно-технической области на договоры об оказании технической помощи и собственно договоры о научно-техническом сотрудничестве. Особенностью первых является то, что кроме поставок товаров предусматривается и оказание технического содействия по установке, наладке и обслуживанию поставленной продукции, а в соглашениях второго рода закрепляется обмен научно-техническими достижениями и опытом, проведение совместных исследований и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лукашук И.И. Курс международного права. М.: Наука, 1990. Т. 4. С. 263.

Важно заметить появление еще одной группы источников, регулирующих научно-техническое сотрудничество государств, а именно актов, издаваемых в рамках международных межправительственных организаций, имеющих обязательный характер для государств-участников. Другими словами, речь идет о так называемом (внутреннем) праве международных организаций. Как правило, именно такими актами утверждаются программы сотрудничества.

Важнейшая роль в формировании и становлении норм, регулирующих сотрудничество в области науки, техники и технологии, принадлежит актам органов ООН, документам других международных организаций и конференций. В 1963 г. в Женеве и в 1979 г. в Вене состоялись международные конференции ООН по науке и технике в целях развития, на них был выработан Всемирный план действий в области науки и техники, в соответствии с которым государства внесли коррективы в научно-техническую политику. Во исполнение этого плана учрежден на высшем уровне Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития и создан Фонд добровольных взносов, управляемый ПРООН.

Отмечая особенности актов, регулирующих научно-техническое сотрудничество, важно заметить широкое применение, в том числе в рамках региональных организаций, программ научно-технического сотрудничества, которые, как правило, разрабатываются в отдельной сфере сотрудничества и более конкретно определяют этапы и сроки выполнения мероприятий, их исполнителей, финансирование и другие вопросы. Благодаря использованию перспективных многолетних программ сотрудничества стал возможен перевод промышленного и научно-технического взаимодействия государств на долгосрочную основу в рамках межправительственных соглашений.

Программы научно-технического сотрудничества, не являясь источниками правового регулирования, представляют собой документы особого рода. Это новая форма сотрудничества в области науки и техники, основанная на согласовании воль участников в планировании конкретных мероприятий. Положения программ устанавливают параметры поведения субъектов в области использования достижений науки и техники. Например, в рамках СНГ была утверждена Межгосударственная научно-техническая программа "Создание конкурентоспособных на мировом рынке сварных конструкций, ресурсосберегающих технологий, материалов и оборудования для сварочного производства". Заметим, что программы сотрудничества являются достаточно эффективным инструментом координации научно-технического сотрудничества.

Международное нормотворчество в сфере научно-технического сотрудничества имеет особенность, вызванную необходимостью опережающего правового регулирования, т.е. разработкой международно-правовых норм не по горячим следам неблагоприятных ситуаций, а в предвидении их возникновения с целью пресечения пагубных последствий, так как с учетом достигнутого уровня развития науки и техники последствия бедствий, подобных авариям на атомных станциях, могут стать губительными для человечества. В то же время следует избегать избыточного регулирования, которое не способствует эффективному функционированию международного права и сотрудничеству в целом.

Основная задача международного права в области научно-технического сотрудничества и научно-технической деятельности - обеспечение того, чтобы достижения науки и техники были поставлены на службу миру, безопасности и прогрессу.

§ 3. Виды международного научно-технического

сотрудничества и формы его осуществления

В период подготовки к Конференции ООН по науке и технике в целях развития - ЮНКСТД (середина 70-х годов XX в.) была разработана классификация научно-технической деятельности, которая сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Согласно этой классификации устанавливаются следующие виды научно-технической деятельности:

- разработка научно-технической политики;

- выбор и оценка технологий;

- передача и разработка технологий;

- стандартизация и метрология;

- взаимодействие между производителями и потребителями научно-технических знаний;

- применение технологий и выполнение проектов;

- использование систем информации;

- популяризация науки и техники;

- подготовка научных кадров <1>.

--------------------------------

<1> Документ ООН A/Conf/81/PC.43/1979, June 29.

Следует отметить, что, во-первых, каждый из обозначенных выше видов деятельности включает в себя большое число разновидностей. Так, с подготовкой кадров связано почти 200 разновидностей деятельности, имеющих отношение к сельскому хозяйству, рыболовству и т.п. <1>. Во-вторых, установленные виды не являются "застывшими", так как с развитием общественных отношений возможно появление новых видов научно-технического сотрудничества.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Маркушина В.И. Указ. соч. С. 17.

В труде французских исследователей "Введение в политический анализ в области науки и технологии", выпущенном под эгидой ЮНЕСКО, приводятся разновидности отношений государств и международных организаций в области науки и техники <1>.

--------------------------------

<1> Introduction a l'analyse politigue en science et technologique / UNESCO. P.: UNESCO, 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: