Методические рекомендации по подготовке к занятию. При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что решение задач уголовного судопроизводства обеспечивается законным и обоснованным применением мер

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что решение задач уголовного судопроизводства обеспечивается законным и обоснованным применением мер уголовно-процессуального принуждения. Основное их назначение состоит в обеспечении оптимальных условий для достижения объективной истины в уголовном судопроизводстве.

Правовое закрепление мер процессуального принуждения осуществлено в гл. 12 – 14, ст. 91 – 118 УПК РФ. Следует отметить, что в теории уголовного процесса классификация указанных мер строится по различным основаниям. Согласно же УПК РФ меры процессуального принуждения могут быть подразделены на:

1. Задержание подозреваемого в совершении преступления.

2. Меры пресечения.

3. Иные меры процессуального принуждения.

Следует иметь в виду, что к числу мер процессуального принуждения, направленных на предупреждение и пресечение преступлений, относится задержание подозреваемого в совершении преступления. Эта мера является временной и применяется только в отношении подозреваемого при наличии, закрепленных в ст. 91 УПК РФ оснований. Кроме того, необходимо наличие мотива и определенных условий (например, наличие возбужденного уголовного дела и др.).

Следует знать, что процессуальный порядок задержания подозреваемого предусмотрен в ст. 92 – 96 УПК РФ. При этом надо помнить, что подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. В связи с этим важно уяснить момент наступления фактического задержания, что, в свою очередь, приводит к реализации права подозреваемого на возможность иметь защитника (ст. 49 УПК РФ).

Среди мер процессуального принуждения выделяют меры пресечения (ст. 97 – 110 УПК РФ). Указанные процессуальные институты соотносятся как целое и часть. Следует отметить, что система мер пресечения в исчерпывающем виде закреплена в ст. 98 УПК РФ. Важно понять, что решение об избрании меры пресечения может быть принято при наличии достаточных оснований, которые можно подразделить на общие (юридические) и специальные (фактические). Кроме того, должны учитываться и закрепленные в ст. 99 УПК РФ обстоятельства.

Следует иметь в виду, что процессуальный порядок избрания меры пресечения в общем виде закреплен в ст. 101 УПК РФ. В его контексте надо знать, что для применения любой из перечисленных в законе мер пресечения необходимо вынести соответствующее постановление. В то же время одни меры пресечения применяются на основании постановления дознавателя или следователя, вторые на основании судебного решения. В ходе подготовки к занятию следует уяснить, к каким мерам пресечения относится вышесказанное.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения (ст. 108 УПК РФ).

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрен наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Эти обстоятельства закреплены в ч. 1 ст. 108 УПК РФ.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

К иным мерам процессуального принуждения относятся: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание.

Для выполнения практических заданий студенты должны иметь Конституцию РФ, УПК РФ, сборники нормативных актов.

В ходе занятия студенты анализируют и письменно выполняют указанные в учебно-методическом комплексе к этой теме задания. Ответы должны быть обоснованными и содержать ссылки на соответствующие нормы законодательных и иных нормативных актов. Принятые студентами решения выносятся на обсуждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: