Время – 2 часа. Цель занятия – закрепление теоретических и практических знаний студентов, формирование умений и навыков правоприменения

Цель занятия – закрепление теоретических и практических знаний студентов, формирование умений и навыков правоприменения.

Методика занятия – дискуссия по вопросам темы занятия, выполнение практических заданий, обсуждение принятых по ним решений, составление процессуальных документов.

Место проведения – учебная аудитория.

План

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме занятия.

2. Выполнение практических заданий, составление процессуальных документов.

Контрольные вопросы

1.Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

2. Окончание предварительного расследования по данной категории уголовных дел.

3. Производство по делам несовершеннолетних в суде.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

При ответе на первый учебный вопрос необходимо показать соотношение общих и особых правил производства по делам несовершеннолетних; каков круг лиц, подпадающих под примене­ние особых правил этого производства; в чем заключаются особенности предмета доказывания по данной категории дел.

Производство по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц. их правовое положение. В УПК РФ имеется 50 глава, которую законодатель озаглавил «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».

Статья 421 УПК РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам данной категории. Законодатель, выделив в особое производство расследование и разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних, соответственно по иному подходит к защите их прав и законных интересов. В связи с этим закон предоставляет возможность участия таким участникам, как: защитник, законный представитель, представитель специального учебно–воспитательного учреждения закрытого типа, педагог, причем участие защитника обязательно.

При ответе на данный вопрос также следует охарактеризовать особенности производства предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних, указать правила вы­деления дел о несовершеннолетних в совершении преступлений вместе со взрослыми, особенности допроса несовершеннолетних, меры пресечения, применяемые к ним, а также особенности произ­водства предварительного следствия на этапе его окончания.

При ответе на второй учебный вопрос, необходимо ознакомиться с положениями ст. 427 УПК РФ, которая предусматривает возможность прекращения уголовного преследования в отношении несовер­шеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В этом случае дознаватель с согласия прокурора, а следователь с согласия руководителя следственного органа вправе вынести соответствующее постановление и направить уголовное дело в суд.

Расследование дела о преступлении несовершеннолетнего можно считать законченным и под­лежащим направлению в суд лишь в том случае, если установлены все обстоятельства, предусмот­ренные ст. ст. 73 и 421 УПК РФ.

По окончании расследования с материалами дела вправе ознакомиться законный представи­тель, у которого имеются и другие права, предусмотренные ст. 426 УПК РФ.

При ответе на третий учебный вопрос необходимо указать особенности рассмотрения дел не­совершеннолетних на стадии судебного разбирательства, каков круг участников судебного разби­рательства, а также особенности, связанные с постановлением приговора.

В судебное заседание должны быть приглашены родители или другие законные представите­ли несовершеннолетнего подсудимого. Они имеют право участвовать в исследовании доказа­тельств на судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Указанные права разъясняются им при открытии судебного следствия (ст. 428 УПК РФ).

Особенностью по сравнению с общим порядком судебного разбирательства является правило о том, что суд, выслушав мнение защитника и законного представителя подсудимого и заключе­ние прокурора, вправе своим определением удалить несовершеннолетнего из зала судебного засе­дания. Такое удаление допускается на время исследования обстоятельств, могущих отрицательно повлиять на несовершеннолетнего (ст. 429 УП РФ).

В результате рассмотрения дела суд может прийти к выводу, что несовершеннолетний совер­шил преступление, не представляющее общественной опасности, и он может быть исправлен без применения уголовного наказания. В таких случаях суд прекращает уголовное дело и одновре­менно принимает решение о применении к несовершеннолетнему одной из принудительных мер воспитательного характера, предусмотренной ст. 90 УК РФ.

Для выполнения практических заданий студенты должны иметь Конституцию РФ, УПК РФ, сборники нормативных актов.

В ходе занятия студенты анализируют и письменно выполняют указанные в учебно-методическом комплексе к этой теме задания. Ответы должны быть обоснованными и содержать ссылки на соответствующие нормы законодательных и иных нормативных актов. Принятые студентами решения выносятся на обсуждение.




double arrow
Сейчас читают про: