Размер дефицита бюджета не может превышать:
федерального бюджета — размер нефтегазового дефицита федерального бюджета;
бюджета субъекта РФ — 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
местного бюджета — 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Профицит бюджета — превышение доходов над расходами. Профицит — редкое явление в мировой экономике. Большинство стран мира (включая и США) имеют дефицитный бюджет.
Общие зависимости между соотношениями доходов, расходов, дефицитом и экономическим ростом
В настоящее время политика дефицитного финансирования бюджета во многих странах считается полезной. Например, ограниченный бюджетный дефицит способствует экономическому росту. В условиях стабильно развивающейся экономики бюджетный дефицит допускается в размере 2—3% ВВП и 10% расходов бюджета.
|
|
Отметим следующие закономерности европейских экономик:
рост государственных расходов ведет к росту дефицита бюджета;
рост налоговых поступлений всегда меньше увеличения государственных расходов;
дефицит государственного бюджета возрастает на сумму, равную превышению прироста государственных расходов над приростом взимаемых налогов.
Государственные расходы оказывают воздействие:
на совокупный спрос;
налогообложение.
Изменение государственных расходов влияет на совокупный спрос в большей мере, чем такое же изменение налогов.
В условиях сбалансированного бюджета при одновременном увеличении налогообложения и государственных расходов на одну и ту же величину прирост правительственных расходов почти сразу увеличивает на эту величину (например на 1000 ед. национальной валюты) совокупный спрос, в то время как уменьшение совокупного спроса за счет роста налогов составит меньшую величину, которая равна произведению прироста налогов на предельную склонность к потреблению. Характерно также, что выпуск продукции прямо пропорционально зависит от уровня государственных расходов и ставки налогообложения. Пример: рост ВВП в России в 2006-2008 гг. происходит одновременно с ростом расходов.