Выбор тары и упаковки

Цель работы: знакомство с видами транспортной тары и упаковки.

Задачи практической работы:

1. Подобрать соответствующую тару для перевозки груза по железной дороге, используя литературу [12].

2. Ответить на контрольные вопросы.

Исходные данные приведены в таблице 2.

Сохранность грузов в процессе транспортирования в значительной степени обеспечивается правильной подготовкой грузов к перевозке и рациональной упаковкой.

Упаковка (тара) это средство или комплекс технических средств, обеспечивающих защиту продукции (груза) от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнения и обеспечивающих процесс обращения, включая хранение, транспортирование, перегрузку и реализацию продукции. Основными элементами упаковки является тара, упаковочные материалы, средства консервации. Упаковка (тара) может быть классифицирована по различным критериям: назначению, материалу, составу, конструкции, технологии производства. Упаковка должна соответствовать действующим стандартам или соглашениям сторон (грузоотправителя и грузополучателя), оформленным в установленном порядке.

Тара – является одним из важнейших компонентов упаковки и представляет собой специальное изделие для размещения основных видов тары: потребительскую, групповую, производственную, тару-оборудование и транспортную.

Потребительская тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Эта тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя. Потребительская тара может быть: индивидуальной – для упаковывания одного изделия; порционной – для размещения определенного количества продукции; подарочной, отличающейся ярким, красочным оформлением и т.д.

Групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без нее. Групповая тара может также выполнять функции защиты товаров от воздействия агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.

Производственная тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих изделий и других грузов внутри цеха, завода или предприятия или между заводами, связанными поставками. Производственная тара должна как можно полнее соответствовать технологии работы предприятий и исключать ручные операции на всех этапах перемещения и при перегрузках. Производственную тару в основном изготавливают из металла, т.к. она должна выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многооборотной.

Тара-оборудование представляет собой специальное изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи товаров методом самообслуживания. Тара-оборудование выполняет одновременно функции производственной тары, транспортной и торгового оборудования. Рациональной сферой применения тары-оборудования являются внутригородские и внутрирайонные перевозки.

Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупненной транспортной единицы, применяется для упаковывания товаров и изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или без первичной упаковки. Транспортная тара должна гарантировать сохранность груза при перевозке, обеспечивать механизацию погрузо-разгрузочных работ и максимальное использование вместимости подвижного состава.

Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу, особенностям конструкции и т.п.

По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

Разовая тара предназначена для однократного применения, это поставки продукции в районы Крайнего Севера, труднодоступные горные районы, на базы длительного хранения, а также поставки при отсутствии регулярных связей между поставщиками продукции и ее потребителями. Возвратная тара – разовая тара, используемая повторно после незначительного ремонта или без нее. Многооборотная тара предназначается для многократного использования. По сравнению с разовой конструкция многооборотной тары требует значительного усиления для восприятия повторяющихся механических нагрузок.

В зависимости от формы, существуют следующие виды транспортной тары: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, мешки и т.д. Каждый вид тары подразделяется на типы в зависимости от материала и конструкции. В качестве материала для изготовления транспортной тары используют дерево, картон, бумагу, метал, ткань, полимеры и их различные комбинации. Материал тары определяет способность конструкции тары выдерживать механические нагрузки и выбирается в зависимости от свойства груза.

По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.

Мягкая тара принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Мягкая тара занимает мало места, имеет незначительную собственную массу, удобна в обращении.

Полужесткая тара сохраняет свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, тогда часть нагрузки воспринимается самим грузом.

Жесткая тара не изменяет форму при транспортировании и хранении, имеет большую механическую прочность.

Необходимость максимального использования вместимости и грузоподъемности подвижного состава при перевозке порожней транспортной тары, особенно многооборотной, и снижения расходов на перевозку привела к созданию специальных конструкций тары: неразборной, разборной и складной. Особенностью разборной конструкции является возможность легко разбирать и укладывать отдельные щиты и детали такой тары в компактные пачки для возврата поставщику. Конструкция складной тары предусматривает шарнирное соединение всех стенок, что позволяет легко складывать тару, обеспечивать сохранность комплекта деталей в процессе транспортирования и снижать до минимума расходы на сборку и разборку.

Качество и экономичность разработанной конструкции тары оценивается системой показателей, характеризующих собственную массу тары, ее объем, стоимость и материалоемкость. При обеспечении заданной прочности и надежности собственная масса тары, ее объем, отношение объема сложенной тары к объему тары в рабочем состоянии должны быть минимальными. Критерием оценки экономической эффективности транспортной тары является отношение стоимости самой тары к стоимости груза в ней: чем меньше это отношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары.

Пример. Подобрать тару для перевозки для перевозки груза - вата минеральная.

Решение: Из приложения 2 [12] по алфавитному указателю основных штучных грузов и стандартов, регламентирующих для этих грузов транспортную тару, выбираем ящик дощатый неразборный типа V-1 предельной массой грузового места 110 кг. Стандарт 18051-83Е. Данный ящик относится к транспортной многооборотной негерметической неразборной жесткой таре.

Таблица 2 – Исходные данные

№№ вар. Наименование груза №№ вар. Наименование груза
  Автоматы игровые Масло сливочное Аргон сжатый   Дрожжи Войлок строительный Сера
  Автомобили легковые Алыча свежая Хлороформ   Сок томатный Вата хлопковая Азот сжатый
  Картон гофрированный Крупа манная Кислота уксусная 80%   Консервы рыбные Брезент скипидар
  Пакеты бумажные Сечка овсяная Кислород сжатый   Консервы фруктовые Белье постельное Известь негашеная
  Бумага цветная Толокно Известь хлорная   Майонез Фуфайки Порох бездымный
  Пылесосы электрические Карамель Груз с условным №103   Кексы Шкафы холодильные Фосфор красный
  Утюги электрические Желатин пищевой Кинопленка   Печенье Аэролаки Бутилен
       
Продолжение таблицы 2
  Магнитолы Кофе натуральный Керосин   Мед пчелиный Банкетки Селитра калиевая
  Радиоаппаратура Маргарин Кислота азотная   Рыба свежемороженая Башмаки тормозные стальные Пропилен
  Люстры Свинина мороженная Бутилен (н)   Рис (крупа) Баллоны стальные Груз с условным №405
  Радиолампы Джемы Кальция карбид   Свекла сахарная Бумага альбомная Капсюли воспламенители
  Мыло техническое жидкое Варенье Груз с условным № 106   Яблоки свежие Верстаки Патроны для нефтескважин
  Мыло хозяйственное твердое Консервы овощные Гелий сжатый   Чеснок свежий Мельницы кофейные ручные Водород сжатый
  Бензонасос Сыр Мышьяк   Картофель ранний Наждак Бензин газовый стабильный (н)
  Уборы головные Вишня сушеная Нафталин   Бекон соленый и копченый Электроды из черных металлов Аммиак безводный сжиженный

Контрольные вопросы

1. Составьте схему классификации упаковки.

2. Дайте определение понятию «упаковка»

3. Элементы упаковки, их назначение.

4. Что такое многооборотная тара?

5. Виды многооборотной тары.

6. Укажите особенности применения многооборотной тары.

7. Требования, предъявляемые к таре и упаковке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: