Важнейшие функции и свойства упаковки

Проходя стадии от производства до конечного потребле­ния, упаковка выступает одним из важнейших условий фор­мирования конкурентоспособности товара и сохранения его потребительских свойств. При этом функции упаковки на­чинают формироваться уже с самого начала производства то­вара. Их действие распространяется на весь путь следования товара от производителя до склада, оптового или розничного магазина.

Упаковка прекращает выполнять свои функции в тот мо­мент, когда покупатель вынимает из нее товар и уничтожает (возвращает) ее. До тех пор, пока упаковка не уничтожена, она может выполнять ряд маркетинговых функций, о кото­рых будет отмечено ниже, а также использоваться потреби­телем не предусмотренным производителем образом.

Обычно различают маркетинговые и производствен­но-торговые функции упаковки.

К важнейшим маркетинговым функциям упаковки, проявляющимся в большей степени в случае упаковывания потребительских товаров, относятся:

функция сохранения качества и количества товара, которую иногда называют основополагающей, хотя она в большей степени относится к производственно-товароведче­ским, чем к маркетинговым. Основное предназначение упа­ковки — защита товара от возможных повреждений, обеспе­чение неизменности его потребительских свойств в течение определенного времени при заданных условиях транспорти­рования и хранения;

функция формирования качества товара. Конструк­тивные особенности упаковки должны обеспечивать удоб­ство пользования товаром, максимально удовлетворять по­требности покупателя, а ее дизайн — формировать в глазах потребителя образ качественного товара;

функция формирования спроса на товар. Упаковка мо­жет привлечь внимание потенциального покупателя, сфор­мировать определенный имидж товара. С этой целью на ней используют элементы рекламного оформления — соответ­ствующее цветовое решение, подбор шрифта, лозунги и т.д.;

функция идентификации товара. Упаковка должна обеспечить потребителю возможность увидеть товар до его приобретения, например в случае использования прозрач­ных упаковочных материалов, а также специальных "око­шек", т. е. прозрачных элементов;

функция предоставления информации о товаре. Благо­даря маркировке, размещенной на упаковке, потенциаль­ные потребители могут получить необходимые сведения о то­варе, его качестве, составе, сроках годности, способах экс­плуатации и т.д.;

функция стимулирования сбыта товара. Применение упаковки или ее частей при проведении разнообразных рек­ламных акций, размещение в ней ценных подарков или вы­игрышных купонов, используемых затем при проведении конкурсов и розыгрышей призов или обеспечивающих опре­деленные льготы при приобретении товара, позволяют умень­шить затраты на другие мероприятия стимулирования сбыта;

функция маркетинговых исследований. Для произво­дителя всегда важна обратная связь со своими потребителя­ми. Установлению такой связи способствует размещение на упаковке подробной информации о производителе (адрес, контактные телефоны, ссылка на сайт в интернете и т.д.), а также внутри нее — различных вкладышей в виде анкет, оп­росных листов и т.п. Использованная и выброшенная упа­ковка также может служить источником информации для пытливого маркетолога;

функция мерчендайзинга. Несомненно, упаковка долж­на быть удобной для сферы торговли как в случае оптимиза­ции выкладки товаров на стеллажах и полках, так и в случае складских операций.
К основным производственно-торговым функциям упаковки относятся:

обеспечение сохранности потребительских свойств то­вара;

защита товара от воздействия окружающей среды (или наоборот), а также от возможных повреждений при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, складиро­вании, хранении;

облегчение реализации операций транспортирования и хранения (складирования);

создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара;

обеспечение возможности создания рациональных еди­ниц для погрузки и выгрузки товаров;

Помимо отмеченных выше функций упаковка должна обеспечивать:

возможность ее повторного использования или повтор­ного использования упаковочных материалов;

возможность экологически чистого уничтожения мате­риалов, из которых изготовлена упаковка.

Кроме того, любая упаковка является фактором расхо­дов, связанных с производством товаров. Величина издер­жек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости упакованного товара. При этом транспортиров­ка товара от предприятия-изготовителя до клиента должна быть рентабельной. Это означает, что необходимо обеспечить минимальный уровень транспортных издержек. Вот почему в промышленно развитых странах процессы погрузки-раз­грузки товаров максимально автоматизируются. Этим целям также должна служить упаковка.

Каким бы новым и оригинальным ни было решение упа­ковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: