Исходные различения - описание, анализ, теоретический и эмпирический уровни исследования

ЦИКЛЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В методологии науки сложилось определенное, хотя и неявное представление о науке и научной деятельности, в которой по мнению методологов доминирующее место занимают создание объясняющих теорий, экспликация следствий из них, описание социокультурных последствий функционирования объясняющих теорий в роли “картин мира”, осмысление результатов исследований и аналитическая работа[6]. Классификация, эмпирическое исследование (как компонент определения принадлежности особи к таксону), диагностика, если и включаются в круг интересов методологов, то скорее как предпосылки объясняющей и предсказывающей деятельности.

Другой существенной особенностью представлений о науке в ее методологии можно считать практическое отсутствие исследований описания как структурного, а не исторически преходящего компонента исследовательской деятельности. Значение описания не подвергается сомнению во внутринаучной рефлексии и в социальной организации науки: минералогия, микробиология, ботаника, зоология, антропология в их многочисленных специализациях выступают как необходимые составляющие науки в целом, а описывающие виды деятельности, такие как классификация, считаются вполне самостоятельными и самоценными. В то же время в методологии науки за описанием признаются только вспомогательные функции. Классификацияи другие процедуры считаются предшествующими "настоящей” научной работе, а сами описывающие науки рассматриваются как предваряющие аналитическое исследование. Чаще всего методологи отождествляют описание с эмпирическим уровнем исследования, в то время как анализ считают сугубо теоретическим занятием[7].

По моему мнению, эмпирический и теоретический уровни исследования есть и в описании, и в анализе, и каждому уровню исследования в описании и в анализе соответствуют специфичные только для них объекты и отношения.

Исходное различение представляемой работы состоит в выделение описания и анализа как методов исследования, с одной стороны, и эмпирического и теоретического уровней организации знания, с другой. При этом я абстрагируюсь от многообразия методологических интерпретаций теоретического, эмпирического, описания и анализа, ограничиваясь признанием несомненненности их существования. Объекты науки - в рамках развиваемой логики - вводятся в ткань исследования как отношения между методами исследования и уровнями организации знания.

Переходы от эмпирического к теоретическому, опосредованные методами описания и анализа - при таком подходе - интерпретируются мной как собственно исследование. Эти переходы, повторяясь, образуют циклы научного исследования, внутри себя сопряженные тем, что с одним объектом исследования (порожденным каким-либо фиксированным отношением между методами и уровнями организации знания) связывается пара отношений - переходов. Одно отношение порождает объект исследования, другое отношение следует из существования объекта. Объекты исследования, таким образом, фиксируются отношениями исследования, а отношения в свою очередь конституируют объект. Поэтому в равной степени бессмысленны попытки исследовать отношения научного исследования помимо тех объектов, которые в них возникают, и исследовать объекты науки как самодостаточные реалии - вне тех отношений, только в которых они и существуют.

Внутренняя циклическая организация науки обеспечивает воспроизводство объектов исследования каждым последующим поколением ученых и достижение общепринятых идеалов научности, т. е. верификацию научных фактов и фальсификацию описывающих теорий. Теоретические и эмпирические компоненты науки при таком ее представлении вплетены в циклы деятельности: они ее структурируют, и они же воспроизводятся при каждой итерации циклов в обновленной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: