Зультатов работы, снятия товаров с производства, изъятия их из оборота и

отзыва от потребителей. Если установлено, что при соблюдении потре-

бителем правил использования, хранения или транспортировки товара

141


Глава 4. Общие положения о праве потребителя

на надлежащее качество товаров, работ и услуг

(работы) он становится некачественным и причиняет или может при-

чинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей

среде, изготовитель (исполнитель, продавец) согласно п. 5 ст. 7 Зако-

на обязан незамедлительно приостановить его производство (реали-

зацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять

меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребите-

лей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (ис-

полнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства.

6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и

технического обслуживания товара закреплена в ст. 6 Закона РФ

«О защите прав потребителей», в которой говорится, что изготови-

тель обязан обеспечить возможность использования товара в тече-

ние его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ре-

монт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и постав-

ку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта

и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных ча-

стей в течение срока производства товара и после снятия его с про-

изводства — в течение срока службы товара, а при отсутствии такого

срока — в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

7. Установление мер ответственности за ненадлежащее исполнение

контрагентами своих обязанностей в данной области. Статьи 12—15

Закона РФ «О защите прав потребителей» и гл. 59 ГК РФ содержат

гражданско-правовую ответственность контрагентов потребителя. Од-

нако за нарушение его права на надлежащее качество товаров, ра-

бот и услуг может одновременно возникать административная и уго-

ловная ответственность (см. подробно гл. 5).

В сфере обеспечения надлежащего качества товаров, работ и услуг

необходимы также правильные действия со стороны самого потре-

бителя, которые, как отмечалось, выражаются в его праве на сво-

бодный выбор товаров (работ, услуг) и обязанности по соблюдению

правил пользования, хранения, транспортировки и утилизации то-

варов (работ, услуг).

В системе средств обеспечения надлежащего качества товаров,

работ и услуг особую роль играет установление соответствующими

контрагентами гарантийного срока.

Как было отмечено, гарантийным сроком признается период, в

течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка

142


§2. Основные средства обеспечения надлежащего качества

товаров, работ и услуг. Понятие и значение гарантийного срока

изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организа-

ция или уполномоченный индивидуальный предприниматель, им-

портер обязаны удовлетворить соответствующие требования потре-

бителя (см. подробно §1 гл. 6 и §2 гл. 7).

Выделим особенности установления гарантийного срока на товар:

1) установление гарантийного срока на товар является не обя-

занностью изготовителя, а правом (п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите

прав потребителей»);

2) изготовитель вправе принять обязательство в отношении не-

достатков товара, обнаруженных по истечении установленного им

гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание,

срок действия такого обязательства и порядок осуществления по-

требителем прав по нему определяются изготовителем (п. 6 ст. 5 За-

кона РФ «О защите прав потребителей»);

3) продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если

он не установлен изготовителем. Продавец вправе принять допол-

нительное обязательство в отношении недостатков товара, обнару-

женных по истечении гарантийного срока, установленного изгото-

вителем. Содержание, срок действия такого обязательства и порядок

осуществления потребителем прав по нему определяются договором

между потребителем и продавцом (п. 7 ст. 5 Закона РФ «О защите

прав потребителей»);

4) гарантийный срок начинает течь с момента передачи това-

ра покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-про-

дажи. Если покупатель лишен возможности использовать товар, в

отношении которого договором установлен гарантийный срок, по

обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не те-

чет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом. Если

иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевает-

ся на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за

обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продав-

ца о недостатках товара;

5) если иное не предусмотрено договором купли-продажи, гаран-

тийный срок на комплектующее изделие считается равным гаран-

тийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно

с гарантийным сроком на основное изделие. На товар (комплектую-

щее изделие), переданный продавцом взамен товара (комплектую-

143


Глава 4. Общие положения о праве потребителя

на надлежащее качество товаров, работ и услуг

щего изделия), в котором в течение гарантийного срока были обна-

ружены недостатки, устанавливается гарантийный срок той же про-

должительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено

договором купли-продажи (ст. 471 ГК РФ);

6) для сезонных товаров гарантийный срок исчисляется с момен-

та наступления соответствующего сезона, срок наступления кото-

рого устанавливается уполномоченным государственным органом

субъекта РФ исходя из климатических условий места нахождения

покупателя;

7) если на товар установлен гарантийный срок, покупатель впра-

ве предъявить требования, связанные с недостатками товара, при об-

наружении недостатков в течение гарантийного срока. Если на товар

не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостат-

ками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что

недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок,

но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пре-

делах более длительного срока, когда такой срок установлен зако-

ном или договором купли-продажи. Срок для выявления недостат-

ков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисля-

ется со дня доставки товара в место его назначения (ст. 477 ГК РФ);

8) в случае если на комплектующее изделие в договоре купли-

продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительно-

сти, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить тре-

бования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при

их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изде-

лие. Если на комплектующее изделие в договоре установлен гаран-

тийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок

на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования,

связанные с недостатками товара, если недостатки комплектую-

щего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него,

независимо от истечения гарантийного срока на основное изде-

лие (ст. 477 ГК РФ);

9) в случаях если предусмотренный договором гарантийный срок

составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупа-

телем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со

дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность,

если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до пере-

144


§2. Основные средства обеспечения надлежащего качества

товаров, работ и услуг. Понятие и значение гарантийного срока

дачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого мо-

мента (ст. 477 ГК РФ);

10) изготовитель (продавец) несет ответственность за недостат-

ки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительно-

го обязательства. Напомним, что в законодательстве предусмотре-

но право продавца принять обязательство в отношении недостатков

товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установ-

ленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержа-

ние, срок действия такого обязательства и порядок осуществления

потребителем прав по нему определяются договором между потре-

бителем и продавцом.

Особенности установления гарантийного срока на результат ра-

боты следующие:

1) установление гарантийного срока на результат работы явля-

ется не обязанностью исполнителя, а правом (п. 6 ст. 5 Закона РФ

«О защите прав потребителей»). Установление гарантийного сро-

ка на результат работы может быть предусмотрено законом, иным

правовым актом, договором подряда или обычаями делового обо-

рота (ст. 722 ГК РФ);

2) заказчик вправе предъявить требования, связанные с недо-

статками результата работы, обнаруженными в течение гарантийно-

го срока (ст. 724 ГК РФ). При этом необходимо знать, что в ст. 724

ГК РФ нет прямого указания на то, каким образом должен быть

установлен гарантийный срок, хотя из ее содержания следует, что

он может быть определен в договоре. На практике встречаются слу-

чаи, когда договор, содержащий условие о гарантийном сроке, суд

признает незаключенным. В этой ситуации возникает вопрос: может

ли гарантийный срок на работу, выполненную по такому договору,

быть установлен в иных документах? Анализ судебной практики по-

зволяет утверждать, что гарантийный срок может быть согласован

в акте приема-передачи работ. Так, этот вывод объясняется в опре-

делении ВАС РФ от 13 июля 2009 г. № ВАС-8680/09 по делу № А45-

12661/2008-4/275 следующим образом: «...Ссылка заявителя на то,

что, признав незаключенным договор 21 ноября 2007 г. № 143, суд

апелляционной инстанции неправомерно применил указанный в

нем гарантийный срок, не принимается. Как следует из материалов

дела, признав незаключенным договор от 21 ноября 2007 г. № 143

145


Глава 4. Общие положения о праве потребителя

на надлежащее качество товаров, работ и услуг

ввиду отсутствия в нем предмета и начального и конечного сроков

выполнения работ, суд апелляционной инстанции пришел к вы-

воду, что между сторонами сложились фактические подрядные от-

ношения, вытекающие из акта сдачи-приемки работ от 3 декабря

2007 г. № 07-2320. Согласно данному акту претензии по качеству и

объему выполненных работ принимаются подрядчиком в течение

30 дней — текущий ремонт, при пробеге не более 2 тыс. километ-

ров, 180 дней — капитальный ремонт, при пробеге не более

10 тыс. километров. В связи с этим суд апелляционной инстанции

обоснованно пришел к выводу, что согласованный сторонами га-

рантийный срок составляет 30 дней...»1;

3) если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный

срок (п. 1 ст. 722 ГК РФ) начинает течь с момента, когда результат

выполненной работы был принят или должен был быть принят за-

казчиком (ст. 724 ГК РФ);

4) в случае если на результат работы не установлен гаран-

тийный срок, требования, связанные с недостатками резуль-

тата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии,

что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух

лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не уста-

новлены законом, договором или обычаями делового оборота

(ст. 724 ГК РФ);

5) в случае если предусмотренный договором гарантийный срок

составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнару-

жены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах

двух лет с момента, когда результат выполненной работы был при-

нят или должен был быть принят заказчиком, подрядчик несет от-

ветственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до

передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим

до этого момента (ст. 724 ГК РФ);

6) к исчислению гарантийного срока по договору подряда при-

меняются правила, содержащиеся в п. 2 и 4 ст. 471 ГК РФ, если

иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, согла-

шением сторон или не вытекает из особенностей договора подря-

да (ст. 724 ГК РФ).



СПС «КонсультантПлюс».


§3. Правовое регулирование качества и безопасности пищевых

продуктов. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: