отзыва от потребителей. Если установлено, что при соблюдении потре-
бителем правил использования, хранения или транспортировки товара
141
Глава 4. Общие положения о праве потребителя
на надлежащее качество товаров, работ и услуг
(работы) он становится некачественным и причиняет или может при-
чинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей
среде, изготовитель (исполнитель, продавец) согласно п. 5 ст. 7 Зако-
на обязан незамедлительно приостановить его производство (реали-
зацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять
меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребите-
лей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (ис-
полнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства.
6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и
технического обслуживания товара закреплена в ст. 6 Закона РФ
«О защите прав потребителей», в которой говорится, что изготови-
тель обязан обеспечить возможность использования товара в тече-
|
|
ние его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ре-
монт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и постав-
ку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта
и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных ча-
стей в течение срока производства товара и после снятия его с про-
изводства — в течение срока службы товара, а при отсутствии такого
срока — в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
7. Установление мер ответственности за ненадлежащее исполнение
контрагентами своих обязанностей в данной области. Статьи 12—15
Закона РФ «О защите прав потребителей» и гл. 59 ГК РФ содержат
гражданско-правовую ответственность контрагентов потребителя. Од-
нако за нарушение его права на надлежащее качество товаров, ра-
бот и услуг может одновременно возникать административная и уго-
ловная ответственность (см. подробно гл. 5).
В сфере обеспечения надлежащего качества товаров, работ и услуг
необходимы также правильные действия со стороны самого потре-
бителя, которые, как отмечалось, выражаются в его праве на сво-
бодный выбор товаров (работ, услуг) и обязанности по соблюдению
правил пользования, хранения, транспортировки и утилизации то-
варов (работ, услуг).
В системе средств обеспечения надлежащего качества товаров,
работ и услуг особую роль играет установление соответствующими
контрагентами гарантийного срока.
Как было отмечено, гарантийным сроком признается период, в
течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка
|
|
142
§2. Основные средства обеспечения надлежащего качества
товаров, работ и услуг. Понятие и значение гарантийного срока
изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организа-
ция или уполномоченный индивидуальный предприниматель, им-
портер обязаны удовлетворить соответствующие требования потре-
бителя (см. подробно §1 гл. 6 и §2 гл. 7).
Выделим особенности установления гарантийного срока на товар:
1) установление гарантийного срока на товар является не обя-
занностью изготовителя, а правом (п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите
прав потребителей»);
2) изготовитель вправе принять обязательство в отношении не-
достатков товара, обнаруженных по истечении установленного им
гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание,
срок действия такого обязательства и порядок осуществления по-
требителем прав по нему определяются изготовителем (п. 6 ст. 5 За-
кона РФ «О защите прав потребителей»);
3) продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если
он не установлен изготовителем. Продавец вправе принять допол-
нительное обязательство в отношении недостатков товара, обнару-
женных по истечении гарантийного срока, установленного изгото-
вителем. Содержание, срок действия такого обязательства и порядок
осуществления потребителем прав по нему определяются договором
между потребителем и продавцом (п. 7 ст. 5 Закона РФ «О защите
прав потребителей»);
4) гарантийный срок начинает течь с момента передачи това-
ра покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-про-
дажи. Если покупатель лишен возможности использовать товар, в
отношении которого договором установлен гарантийный срок, по
обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не те-
чет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом. Если
иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевает-
ся на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за
обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продав-
ца о недостатках товара;
5) если иное не предусмотрено договором купли-продажи, гаран-
тийный срок на комплектующее изделие считается равным гаран-
тийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно
с гарантийным сроком на основное изделие. На товар (комплектую-
щее изделие), переданный продавцом взамен товара (комплектую-
143
Глава 4. Общие положения о праве потребителя
на надлежащее качество товаров, работ и услуг
щего изделия), в котором в течение гарантийного срока были обна-
ружены недостатки, устанавливается гарантийный срок той же про-
должительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено
договором купли-продажи (ст. 471 ГК РФ);
6) для сезонных товаров гарантийный срок исчисляется с момен-
та наступления соответствующего сезона, срок наступления кото-
рого устанавливается уполномоченным государственным органом
субъекта РФ исходя из климатических условий места нахождения
покупателя;
7) если на товар установлен гарантийный срок, покупатель впра-
ве предъявить требования, связанные с недостатками товара, при об-
наружении недостатков в течение гарантийного срока. Если на товар
не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостат-
ками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что
недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок,
но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пре-
делах более длительного срока, когда такой срок установлен зако-
ном или договором купли-продажи. Срок для выявления недостат-
ков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисля-
ется со дня доставки товара в место его назначения (ст. 477 ГК РФ);
|
|
8) в случае если на комплектующее изделие в договоре купли-
продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительно-
сти, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить тре-
бования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при
их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изде-
лие. Если на комплектующее изделие в договоре установлен гаран-
тийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок
на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования,
связанные с недостатками товара, если недостатки комплектую-
щего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него,
независимо от истечения гарантийного срока на основное изде-
лие (ст. 477 ГК РФ);
9) в случаях если предусмотренный договором гарантийный срок
составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупа-
телем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со
дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность,
если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до пере-
144
§2. Основные средства обеспечения надлежащего качества
товаров, работ и услуг. Понятие и значение гарантийного срока
дачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого мо-
мента (ст. 477 ГК РФ);
10) изготовитель (продавец) несет ответственность за недостат-
ки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительно-
го обязательства. Напомним, что в законодательстве предусмотре-
но право продавца принять обязательство в отношении недостатков
товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установ-
ленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержа-
ние, срок действия такого обязательства и порядок осуществления
потребителем прав по нему определяются договором между потре-
бителем и продавцом.
Особенности установления гарантийного срока на результат ра-
боты следующие:
1) установление гарантийного срока на результат работы явля-
ется не обязанностью исполнителя, а правом (п. 6 ст. 5 Закона РФ
|
|
«О защите прав потребителей»). Установление гарантийного сро-
ка на результат работы может быть предусмотрено законом, иным
правовым актом, договором подряда или обычаями делового обо-
рота (ст. 722 ГК РФ);
2) заказчик вправе предъявить требования, связанные с недо-
статками результата работы, обнаруженными в течение гарантийно-
го срока (ст. 724 ГК РФ). При этом необходимо знать, что в ст. 724
ГК РФ нет прямого указания на то, каким образом должен быть
установлен гарантийный срок, хотя из ее содержания следует, что
он может быть определен в договоре. На практике встречаются слу-
чаи, когда договор, содержащий условие о гарантийном сроке, суд
признает незаключенным. В этой ситуации возникает вопрос: может
ли гарантийный срок на работу, выполненную по такому договору,
быть установлен в иных документах? Анализ судебной практики по-
зволяет утверждать, что гарантийный срок может быть согласован
в акте приема-передачи работ. Так, этот вывод объясняется в опре-
делении ВАС РФ от 13 июля 2009 г. № ВАС-8680/09 по делу № А45-
12661/2008-4/275 следующим образом: «...Ссылка заявителя на то,
что, признав незаключенным договор 21 ноября 2007 г. № 143, суд
апелляционной инстанции неправомерно применил указанный в
нем гарантийный срок, не принимается. Как следует из материалов
дела, признав незаключенным договор от 21 ноября 2007 г. № 143
145
Глава 4. Общие положения о праве потребителя
на надлежащее качество товаров, работ и услуг
ввиду отсутствия в нем предмета и начального и конечного сроков
выполнения работ, суд апелляционной инстанции пришел к вы-
воду, что между сторонами сложились фактические подрядные от-
ношения, вытекающие из акта сдачи-приемки работ от 3 декабря
2007 г. № 07-2320. Согласно данному акту претензии по качеству и
объему выполненных работ принимаются подрядчиком в течение
30 дней — текущий ремонт, при пробеге не более 2 тыс. километ-
ров, 180 дней — капитальный ремонт, при пробеге не более
10 тыс. километров. В связи с этим суд апелляционной инстанции
обоснованно пришел к выводу, что согласованный сторонами га-
рантийный срок составляет 30 дней...»1;
3) если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный
срок (п. 1 ст. 722 ГК РФ) начинает течь с момента, когда результат
выполненной работы был принят или должен был быть принят за-
казчиком (ст. 724 ГК РФ);
4) в случае если на результат работы не установлен гаран-
тийный срок, требования, связанные с недостатками резуль-
тата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии,
что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух
лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не уста-
новлены законом, договором или обычаями делового оборота
(ст. 724 ГК РФ);
5) в случае если предусмотренный договором гарантийный срок
составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнару-
жены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах
двух лет с момента, когда результат выполненной работы был при-
нят или должен был быть принят заказчиком, подрядчик несет от-
ветственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до
передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим
до этого момента (ст. 724 ГК РФ);
6) к исчислению гарантийного срока по договору подряда при-
меняются правила, содержащиеся в п. 2 и 4 ст. 471 ГК РФ, если
иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, согла-
шением сторон или не вытекает из особенностей договора подря-
да (ст. 724 ГК РФ).
СПС «КонсультантПлюс».
§3. Правовое регулирование качества и безопасности пищевых
продуктов. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов