С.В. Жожикашвили. 1. Проблема понимания художественного текста приобретает особое звучание в случае школьного изучения литературы по различным причинам

(Москва, jojik@tais.ru)

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ СОДЕРЖАНИЯ

1. Проблема понимания художественного текста приобретает особое звучание в случае школьного изучения литературы по различным причинам. Понимание может быть затруднено в силу возрастных особенностей, меньшего жизненного и культурного опыта, подростковой психологии. Следует учитывать также и своего рода несвободу школьника: в отличие от обычного читателя, от него ожидается и требуется понимание художественного текста как обязательное условие.

2. В то же время художественный текст вовсе не обязательно бывает рассчитан именно на понимание, это не популярная статья; он, наоборот, может строиться с ожиданием НЕпонимания, понимание в иных случаях выглядит более легкомысленно, поверхностно, чем непонимание, претендующее на бόльшую глубину. Художественный текст специально шифруется, кодируется, часто его назначение – оставить читателя в некотором замешательстве, а не привести его к полной ясности.

3. У содержания художественного произведения есть разные уровни, прямой и скрытый смысл. Можно говорить о понимании разных уровней текста. Конкретный пример и его обобщение в басне. Что является содержанием и что должно быть понято в басне – аллегория или мораль? Ставит ли аллегория собственные проблемы для понимания, не связанные с пониманием морали, «смысла» басни? В какой мере можно говорить о понимании морали как о части понимания басни в целом?

4. Входит ли в понимание текста понимание его жанра, указывающего на то, как следует понимать текст (случай с басней и моралью)? Входит ли в понимание текста понимание историко-литературного контекста, интертекстуальных связей, авторских намерений (указания авторов на предполагаемый адресат и т.п.).

5. Конкретный и метафорический смысл художественного произведения. Жанр притчи. Стихотворение Пушкина «Анчар» написано о дереве, о добре и зле, о человеческой природе? Важно ли учитывать жанровый характер притчи? Понимание и интерпретация. Можно ли говорить о понимании как об интерпретации образной системы? Возможные понимания сравнения «анчар – часовой». Возможные интерпретации этого образа.

6. В какой степени мораль является частью понимания текстов, например, Льва Толстого? Входит ли в понимание романа «Анна Каренина» мысль о том, что «женщине не следует гулять» (Некрасов)? Что мы вообще понимаем: текст романа или саму жизнь, к попытке понять которую нас натолкнул художественный текст?

7. Возможна ли иерархия смыслов художественного произведения? Может ли быть более или менее глубокое понимание? Можно ли считать понимание, лежащее на поверхности «Анчара» (я понял, что царь отправил раба на смерть ради своих государственных целей) менее глубоким, чем «мораль» (люди не должны быть рабами, люди не должны иметь рабов, зло не надо трогать, зло найдет свой путь к людям и т.п.)?

8. Чем глубже мы проникаем в текст (понимаем его?), тем дальше мы от него, тем больше вторгаемся в область интерпретаций и домыслов. Углубляясь в текст, мы приближаемся к нему или отдаляемся от него?

9. Вне зависимости от того, какой смысл считать более сложным, более глубоким, один может линейно следовать за другим, потому следующий смысл просто невозможно увидеть (понять) раньше, чем прочтешь предшествующий, причем первый смысл обозначает второй (сперва надо понять, что «человека послал человек к анчару властным взглядом», а уж потом – что он царь или раб и т.п.).

10. Смыслы могут сосуществовать параллельно или следовать один за другим. В поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкина хорошо видно, как автор заменяет начальные смыслы (любовь в гареме и т.п.) последующими (собственная любовь и т.п.). Последовательность смыслов может не играть особой роли, она связана с линейностью речи. Варианты судьбы Ленского в «Евгении Онегине», важна ли последовательность? Сравнение Ленского с мотыльком и «пьяным путником на ночлеге». Динамичность, изменчивость характера главного героя в «Евгении Онегине» и проблема понимания.

11. Смыслы могут сосуществовать параллельно, произведение помимо внешнего содержания посылаетmessage, например, «я – крут». Этот message может быть выражен в разных содержаниях у В.Высоцкого, Б.Окуджавы или у современного барда. В чем причина непонимания одного и того же message разными поколениями? Что считать формой, а что – содержанием текста?

12. Общая проблематика разных произведений И.С.Тургенева. Единство проблематики его произведений. Мысль о бренности земного существования, о несостоявшемся счастье, о тщетных попытках изменить судьбу, выраженная в разных формах и с помощью различных сюжетов. Наивно-реалистическое и эстетическое восприятие темы счастья в «Асе», «Дворянском гнезде», «Отцах и детях» и «Вешних водах». Имеет ли смысл постановка вопроса о возможности счастья в этих текстах? «Онегинский» сюжет и произведения Тургенева.

13. Содержание и форма как образ и фон, их взаимозаменяемость в процессе восприятия и понимания художественного произведения.


Оглавление

И.Э. Абдрахманова

ИНФОРМАЦИЯ И ПРОЦЕССЫ ЕЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………………………3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: