Понятие коммуникации. Средства массовой коммуникации

Социальные функции СМК.

Психологические функции средств массовой коммуникации.

Понятие коммуникации. Средства массовой коммуникации.

В отличие от общей психологии, изучающей внутренний мир человека, социальная психология сосредоточивает внимание на внешнем мире, на ближайшем окружении человека, которое функционирует только благодаря сети коммуникаций. Поэтому средства массовой коммуникации являются одним из важных элементов социальной психологии. В связи с этим социальная психология изучает разные виды коммуникативных процессов – внутриличностные, межличностные, межгрупповые, а также влияние средств массовой коммуникации на индивидов.

Понятие «коммуникация» образовано от латинского «communication», что означает сообщение, передача, обмен мыслями, сведениями. Коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков. Коммуникация является основой всех без исключения социальных взаимодействий, являясь при этом социальным процессом. В процессе коммуникации можно выделить несколько главных элементов – коммуникатора (направляющего информацию), реципиента (принимающего информацию) и средство коммуникации. Современное общество увеличивается в размерах, становится все более сложным, поэтому общение все более подпадает под влияние средств массовой коммуникации – радио, телевидения, газет, журналов, компьютеризированных банков данных.

Термин «средства массовой коммуникации» (СМК) означает всю систему коммуникационных процессов в отличие от термина «средства массовой информации» (СМИ), который означает традиционный набор – телевидение, радио, пресса. Процесс коммуникации в СМК носит двухсторонний характер, в то время как в СМИ это, в основном, однонаправленный, односторонний процесс. Цель СМК – установление обратной связи, а цель СМИ – донесение сообщения до реципиента. Особенностями средств массовой информации можно считать обеднение контекста, монологичность, бесконтактность.

2. Социальные функции СМК:

1. Информационная функция. Чтобы принимать решения реципиенты нуждаются в точной, объективной и своевременной информации. При этом важно также наличие широкого спектра мнений.

2. Функция социального контроля. СМК не только информируют, просвещают и развлекают аудиторию, но и формируют мнение, мировоззрение, реакции на те или иные события. В результате СМК упорядочивают взаимодействие индивидов с обществом посредством социально-нормативного регулирования. Это означает, что СМК осуществляют социальный контроль.

3. Функция социализации личности. Благодаря СМК происходит включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения.

4. Функция организации поведения. Через СМК индивиды узнают, какие нормы поведения приняты в данном обществе. В соответствии с ними индивиды организуют индивидуальное, а также групповое поведение.

3. Психологические функции средств массовой коммуникации:

1. Функция формирования группового сознания. СМК имеют возможность с помощью специализированных средств формировать установки определенного типа у большой группы реципиентов, менять их направленность, содержание.

2. Функция создания определенного эмоционально-психологического настроя. Она называется также функцией развлечения, эмоциональной разрядки.

3. Коммуникативная функция. СМК могут служить форумом, где организации или отдельные лица имеют возможность выразить свое мнение в письмах к редактору или публикациях, содержащих, противоположные мнения.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит отличие массовой коммуникации от массовой информации?

2. В чем проявляется особенность коммуникативной функции массовой коммуникации?

3. Как, по Вашему мнению, осуществляется функция социализации личности?

Основная литература по теме

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.Березин. – М.: РИП-холдинг, 2003.

Дополнительная литература:

1. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б.Зверинцев. - СПб., 1997.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М.-К., 2001.

3. Яковлев И.П. Основы теории коммуникации / И.П.Яковлев. – СПб., 2002.

1.2. Содержание, формы и модели массовой коммуникации..

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: