Состав бюджетной классификации

- классификация доходов бюджетов,

- классификация расходов бюджетов,

- классификация источников финансирования дефицитов бюджетов,

- ведомственная классификация.

Классификация это детализации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов. Код классификации доходов, расходов имеет 20 знаков.

Лекция 2 от 12 сентября

Бюджетная классификация

состоит из 8 групп

группа 100 - доходы

110 - налоговый доходы

120- доходы от собственности

130 -доходы от оказания платых услуг

140 - суммы принудительного изъятия (отражаются пени и штрафы)

150 - безвоздмездные поступления от бюджетов(дотации, субсидии, субвенции)

160 - взносы на соц. нужды

170 - доходы от операций с активами, т е переоценка активов

180 - прочие доходы (таможенные пошлины, доходы отвнешне эк. деятельности)

группа 200 - расходы

210 - оплата труда и начисления на выплаты оплаты труда

-211- заработная плата(должностной оклад, компенсацтонные надбавки, стимулирующие, выплаты по пособиям за первые 2 дня)

-212 - прочие выплаты (командировки, ежемесячные пособия, подъемные пособия)

-213 - начисления на выплаты по оплате труда 30,2% в них 22 % пенсионный фонд 5,1% фонд обязательного мед. страхования 2,9% фонд соц. страхования 0,2% страхование от несчастных случаев для работников бюджетной сферы

220 - оплата работ и услуг

-221 - услуги связи(почтовые переводы, телефона, радио почта)

-222 - транспортные услуги (наем транспортных средств, перевозка несовершенно летних, плата проезда военнослужащих, оплата по служебным командировкам)

-223 - комунальные услуги (отопление, водоснабжение, электроэнергия)

-224 - арендная плата за пользование имуществом

-225 - работы и услуги по содержанию имущества(вывоз снега, мусора, ремонт)

-226 - прочие работы услуги (ниокр)

230 - обслуживание гос муниципального долга

-231 - обслуживание внутреннего долга (выплаты процентов, дисконта по ценным бумагам)

-232 - обслуживание внешнего долга (выплаты процентов)

240 - безвоздмездные перечисления организациям

-241 - безвоздмездные перечисления гос и муниципальным организациям

-242 - безвоздмездные перечисления организациям, за исключением гос и муниципальных организаций

250 - безвоздмездные перечисления бюджетам

-251 - перечисления другим бюджетам

-252 - перечисления иностранным государствам

-253 - перечисления международным организациям

260 - соц обеспечение

-261 - пенсии, пособия и выплаты по пенсионному социальному и медицинскому страхованию населения

-262 - пособия по социальной помощи населения(ежемесячные пособия на детей)

-263 - пенсии, пособия выплачиваемые организациями сектора гос управления

290 - прочие расходы

группа 300 - поступление не финансовых активов

310 - увеличение стоимотси основных средств (приобретение оборудования, квартир, мед. инструментария, вооружения, техники)

320 - увеличение стоимости нематериальных активов (худ. произведения, ноу-хау, патенты, изобретения)

330 - увеличение стоимости не произведенных активов (земля, ресурсы недр)

340 - увеличение стоимости материальных запасов(медикаменты, мягкий инвентарь, продукты питания, гсм, канцелярия, хоз расходы, спец оборудование для ниокр)

группа 400 - выбытие (продажа) не финансовых активов

410 - уменьшение стоимости основных средств

420 - уменьшение стоимости нематериальных активов

430 - уменьшение стоимости не произведенных активов

440 - уменьшение стоимости материльных запасов

группа 500 - поступление финансовых активов

510 - поступление на счета бюджетов (остатки денег на бюджетных счетах)

520 - увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций(приобретение аблигаций)

530 - увеличение стоимости акций

540 - увеличение задолженности по бюджетным кредитам (администрации предоставляет кредиты, ссуды, гос гарантии, поручительства)

550 - увеличение стоимости иных финансовых активов (вложение средств в банковские вклады)

группа 600 - выбытие финансовых активов

610 - выбытие со счетов бюджетов

620 - уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций (организация продает аблигации)

630 - уменьшение стомости акций

640 - уменьшение задолжености по кредитам

650 - уменьшение стоимости иных финансовых активов

группа 700 - увеличение обязательств

710 - увеличение задолжености по внутреннему долгу

720 - увеличение задолжености по внешнему долгу

группа 800 - уменьшение обязательств

810 - уменьшение задолжености по внутреннему долгу

820 - уменьшение задолжености по внешнему долгу

С целью контроля за исполненем бюджета минфин сгруппировал расходы на 3 группы

1. социально-значимые расходы. коды 211, 213, 223, 260

2. первоочередные расходы. коды 230, 212, 340, 231, 222, 224, 225, 226, 241, 290

3. расходы. коды 310 и оставшиеся коды по расходам, не вошедшие в 1 и 2 группы

Доходы бюджета.

Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся, в соответствии с бюджетным кодексом рф источником финасирования дефицитов бюджета(кроме кредитов и займов)

виды доходов

1. налоговые доходов

2. не налоговые доходы

3. безводмездные и безвозвратные перечисления, поступления

к налоговым доходам относятся федеральные (НДФЛ,НДС,налог на прибыль, акциз, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами за пользование водных ресурсов), региональные(налог на имушество организаций, транспортный, налог на игорный бизнез) и местные налоги(земельный налог, налог на мущество физических лиц) и сборы, спец налоговые режимы(упрощенная система налогооблажения), пени и штрафы

бюджетный кодекс рф устанавливает нормативы распределения налогов по уровню бюджетной системы в статьях 50, 56, 61, 146

к не налоговым доходам относятся доходы от использования имущества, доходы от платных услуг, административные платежи и штрафы, прочие не налоговые доходы и доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины. не налоговые доходы считаются не возобновляемыми доходами

к безводмездным и безвозвратным перечислениям относятся финансовая помошь (дотации, субсидии, субвенции), дотации - средства перечисляемые от одного уровня бюджета другому на выравнивание бюджетной обеспеченности без конкретного субвенции средства перечисляемые от одного уровня бюджета к другому или юр лицу на финансирование целевых расходов, субсидии - долевое финансирование целевых расходов

к собственным доходам бюджета относятся налоговые доходы, не налоговые доходы, доходы полученные бюджетами в виде безвоздмездных и безвозвратных перечислений за исключением субвенций из федерального фонда компенсации и региональных фондов компенсации

регулирующие доходы бюджета - регулирующие налоги и безвоздмездные перечисления

планирование и прогнозировние доходов бюджета.

включает оценку и прогноз социально эк развития страны и территорий, обоснование методик планирования налогового потенциала, обоснование распределение налогов по уровням бюджетной системы. планирование и прогнозирование налогов исследуются основные бюджето образующие показатели эк развития

к бюджето образующие показатели эк развития относятся

индекс инфляции, цена на нефть, курс рубля, валовая продукция материального производства, всего в том числе промышленности продукция на экспорт, материальные затраты, амортизационные отчисления, прибыль прибыльных предприятий, среднегодовая стоимость имущества численность работающих, фонд оплаты труда всего втом числе в производственой сфере не произв сф розничный товарооборот платные услуги. объем производства продавольственных товаров

данные соц эк развития основываются на финансовой отчетности редприятий, формируются в органах статистики и обосновываются министерством экономики как база для прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему рф. в методиках используется формы отчетности фед налоговой службы 1-нн отчет о поступлениях платежей в бюджетную систему

4-нн отчет о задолженности в бюджетную систему рф

отчет минфина об исполнении бюджета квартальный, 9 месяцев, 3 предыдущих года

важной задачей является распределение нормативов отчисений по регулирующим налогам по уровню бюджетной системы. нормативы отчислений устанавливаются в целях одновременного решения двух задач

1. расширение налогооблагаемой базы, увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет

2. финансирование соц расходов бюджета, выравнивание минимальной бюджетной обеспеченнойсти на основе установленных нормативов финансовых затрат на единицу потребителей бюджетной услуги в современных соц эк и нормативно правовых условий.

Лекция 3 от 26 сентября

Критерии распределения налогов по уровням бюджетной системы

1. мобильность налоговой базы. Принято считать, что чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти она может облагаться

2. равномерность распределения налоговой базы. Чем не равномернее распределен налоговый источник по территории, тем более высокий уровень государственной власти требуется для осуществления его налогооблажения.

3. экономическая эффективность. Чем масштабнее и однороднее налоговая база, тем на более высоком уровне она должна облагаться.

4. необходимость осуществления функций макроэкономического регулирования. Эта функция требует закрепления за федеральным уровнем основных налогов через которые осуществляется это макроэкономическое регулирование (налог на прибыль и НДФЛ)

5. риск. Рискованные налоги целесообразно закреплять за всеми уровнями бюджета, чтобы диверсифицировать риск.

Методы планирования налогов.

1. Метод экспортных оценок или метод Дельфий.

2. Метод контрольных цифр. Итоговые значения прошлого года увеличиваются на индекс инфляции.

3. Методы экстрополяции. Основываются на изучении сложившихся в прошлом и настоящим закономерностей функционирования и развития социально-экономической системы и распространении этих закономерностей на будущий период, исходя из того что в экономической деятельности закономерности достаточно устойчивы в течении некоторого периода времени. Эти методы достаточно продуктивны когда информации не достаточно и ее трудно получить.

4. Методы микромоделирования. При таком подходе расчитываются налоговые обязательства каждого плательщика и в точности воспроизводятся его действия в части определения размера платежей в бюджет.

В настоящее время в России окончательно не сформировалась как сама методика расчета налоговых доходов бюджета, так и базы данных необходимая для достоверного моделирования воздействия различных факторов на объем бюджетных поступлений. Универсальной методики нет.

Основные параметры федерального бюджета на 2012-2014 годы.

2012 год

ВВП - 58,7 триллина рублей

Инфляция - 6%

Доходы - 11,8 триллиона рублей

Расходы - 12,7 триллиона

Дефецит - 900 млрд

Верхний предел гос внешнего долга - 48,4 млрд долларов США или 34,6 млрд евро

Внутренний долг - 6,3 триллиона рублей

Состав и структура доходов федерального бюджета: налог на прибыль 3%, НДС и акцизы 35%, в них акцизы 3%, гос пошлина 1%, водный налог меньше 1%, налог на добычу полезных ископаемых 18%, доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины 38%, доходы от использвания имущества 2%, платежи при пользовании природными ресурсами 1%, доходы от платных услуг 1%. Косвенные платежи составляют более 70%

Состав и структура расходов федерального бюджета:

по разделам бюджетной классификации

- общегосударственные вопросы 7%,

- национальная оборона 15%

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность 14%

- национальная экономика 14%

- ЖКХ меньше 1%

- охрана окружающей среды меньше 1%

- образование 5%

- культура и кинематография меньше 1%

- здравохранение 4%

- социальная политика 31%

- физкультура и спорт меньше 1%

- сми меньше 1%

- ослуживание долга 3%

- межбюджетные трансферты общего характера 4%

2013 год

ВВП - 64,8 трл рублей

Доходы - 12,7 трлн

Расходы - 13,7 трлн

Дефицит - 1 трлн

внутренний долг - 7,9 трлн

Внешний - 59,4 млрд доларов или 42,4 евро

Инфляция - 5,5%

ВВП - 72,5 трлн

Инфляция - 5%

Доходы - 14,1 трлн

Расходы - 14,6 трлн

Дефицит - 500 млрд

Внуренний долг - 9,2 трлн

Внешний долг - 49 млрд евро или 69 млрд долларов

В бюджетном послании президента указано, что припланировании расходов федерального бюджета на 2013 год целесообразно основываться на базовый в средней цене на нефть за 5-летний период с ежегодным увеличением расчетного периода на 1 год до достижения 10 лет. В случаи если фактическая цена на нефть оказывается выше базовой дополнительные доходы должны направляться в резервный фонд, если цена снижается, то для покрытия дефицита бюджета используется резервный фонд. После достижения нормативно установленного объема резервного фонда 10% ВВП, дополнительные доходы бюджета направляются в фонд национального благосостояния. Он используется для финансирования инфраструктурных и других приоритетных для РФ проектов. За период 2012-2014 годов сумму резервного фонда предусматривается увеличить до 4 трл рублей, фонда национального благосостояния до 3 трл руб. Такой резерв 7 трл рублей представляется многим экономистам, в частности экспертам центра финансовых исследований института экономики, избыточным.

В бюджетном послании президента на 2013 год обозначено ряд проблем бюджетной политики.

1. сохраняется значительный не нефтегазовый дефицит федерального бюджета. Не нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов, доходов от управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета.

2. структура бюджетных расходов не является оптимальной для развития экономики.

3. на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений приводящих к новым расходным обязательствам.

4. эффективность бюджетных расходов низкая. Часто эффект несоизмерим вложенным средствам

5. межбюджетные отношения не стимулируют органы государственной власти субъектов РФ и мсу к созданию условий предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Особенности управления государственным долгом на ближайшую перспективу.

Показатели       Мировая практика Бюджетная позиция
1. государственный долг РФ в процентах к ВВП 13,2 14,8 15,7 менее 50  
2. доля внутреннего долга в общем объеме долга       более 50 -
3. доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета   3,5   менее 10  
4. отношение годовой суммы по погашению и обслуживанию долга к доходам бюджета 10,5 10,3 12,3 менее 10  
5. отношение государственного долга к доходам       менее250  
6. отношение внешнего долга к годовому объему экспорта       менее 220  
7. отношение суммы платежей и процентов к годовому объему экспорта       менее 25 -

Структура внутреннего долга

- ценные бумаги офз, гсо - 78,5%

- гос гарантии - 21,4%

- прочая задолженность - 0,1%

Структура внешнего долга

- кредиты ин государств международных организаций - 10,7%

- гос ценные бумаги наминированные в ин валюте - 72,1%

- гарантии в ин валюте - 17,2%

доходность по краткосрочным бумагам внутреннего долга 4,5-5,5%

по среднесрочным 6-7,5%

по долгосрочным 7,5-8,5%

по внешним заимствованиям 6,5%

Совокупный внешний долг РФ 539 млрд рублей или 28% ВВП

60% совокупного внешнего долга - долг частного сектора

Особенности областного бюджета.

Доходы на 2012 93,7 млрд

Расходы 103,5 млрд

Дефицинт 9,8 млрд

Лекция 4 от 10 октября

В состав и структуру доходов областного бюджета входят:

1) Налоговый доход, если взять за 100%

- налог на прибыль 37%

- НДФЛ 31%

- акциз 13%

- налог на имущество организации 11%

- транспортный налог 4%

- налог на сов доход 4%

- гос пошлины менее 1%

2) Не налоговые доходы, если взять за 100%

- доходы от аренды земли 33%

- плата за негативное воздействие на окружающую среду 18%

- доходы от оказания платных услуг 12%

- штрафы 12%

- плата за использование лесов 6%

- доходы от продажи имущества 2%

- доходы от продажи земельных участков 9%

3) Финансовая помощь, если взять за 100%

- дотации 15%

- субсидии 10%

- субвенции 43%

- иные межбюджетные трансферты 32%

Они направлены на поддержку здравоохранения, комплектование книжных фондов, библиотек.

Субвенции из федерального бюджета направляются на субвенции ЖКХ, на осуществление выплат безработным, на обеспечение жизни граждан, уволенных с военской службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: