Участники производства по делам об административных правонарушениях:
3) Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, возрастной ценз 16 лет, вменяемость, дееспособность. Должностные лица – привлекаются к административной ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, свидетель, защитник, представитель, понятые, переводчики, представители, специалисты, прокурор (ст. 25.11);
4) Коллективные участники – это юр. лица всех правовых форм собственности. С субъективной стороны рассматривается вина – психическое отношение лица к совершенному административному правонарушению.
Ст. 2. 1 юр. лицо признается виновным, в совершении правонарушения, если у него имелось возможность для соблюдения правил и норм, но этим лицом, не были приняты все зависящие от него меры. Главой 23 КоАП установлена предметная подведомственность соответствующих органов и лиц, по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Устанавливает компетенцию судей в частности ст. 21 устанавливает исключительную компетенцию судей. Ч. 2 ст. 23.1 содержит альтернативную подведомственность в суде. Правонарушения, перечисленные в ст. 22 рассматриваются судьями, в случае если орган или должностное лицо передает такое дело на рассмотрение в суд.
Такое разделение видов правонарушений обусловлено наличием без альтернативных наказаний (ст. 23.1 ч. 1) и альтернативных (ч. 2 ст. 23.1). Уполномоченный орган, рассматривающий дело о правонарушений перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 правомочен самостоятельно применить наказание в виде предупреждения или административного штрафа, либо направить дело в суд на рассмотрение в суд, для применения наказания относящегося исключительно к компетенции суда. А суд принимаю такое дело на рассмотрение, применяет наказание в пределах санкции соответствующей статьи. Применение наказания ниже-низшего предела, законодательством об админ. правонарушений не предусмотрено.
Производство по делам об административных нарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и муниципальные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству. Всех суб
ъектов производства можно разделить на несколько групп.
1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты). К ним относятся также представители общественности, наделенные соответствующими полномочиями (общественные инспектора, народные дружинники).
2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, руководители организаций, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы никто из представителей данной группы не
пользуется властными полномочиями.
3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства, выявлению объективной истины: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них (свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу. Другие (переводчики, понятые) — нужны для закрепления доказательств либо обеспечения необходимых условий административного производства.
4. Иные лица и органы, способствующие исполнению постановлений, профилактике правонарушений.
Субъектами административного процесса признаются органы, организации и лица, выступающие по закону в качестве носителей процессуальных прав и обязанностей. В круг субъектов административного процесса законодательство включает: граждан, государственные органы и их представителей, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции (в т.ч. судьи), государственные предприятия и учреждения, организации и их структурные подразделения, иные государственные органы и их должностные лица, общественные организации с их органами и полномочными представителями.
Множественность органов административной юрисдикции не единственный признак рассматриваемой системы. Другая ее особенность - их неоднородность.
Исходя из этого, можно определить круг субъектов административной юрисдикции:
компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы определяющие последствия применения административных санкций - с одной стороны;
государственные органы и их должностные лица, общественные организации и их представители, граждане - с другой стороны.
В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:
судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;
· коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);
Коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии) создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Формирование комиссии и ее деятельность осуществляется на основании Положения, утвержденного соответствующим органом власти. Также в некоторых субъектах Федерации созданы отделения административных комиссий, образуемые при администрациях в отдельных населенных пунктах муниципальных образований или части их территорий. Такие отделения создаются в территориальных муниципальных образованиях, где удаленность некоторых населенных пунктов от центра велика и в связи с этим работа комиссии становится затруднительной.
· органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.
Органы внутренних дел (милиция) которые включают в себя и специфический субъект Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Данные органы действуют на основании Закона РФ "О милиции", соответствующих положений, утвержденных Указами Президента России.
Другие государственные инспекции и надзорные органы. Эти органы действуют на основании Положений, утвержденных в соответствии с их административно-правовым статусом в системе органов исполнительной власти. Более подробно об этих органах при рассмотрении вопроса о подведомственности.
Классификация субъектов административной юрисдикции:
1. По способу принятия решения:
а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);
б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);
2. По характеру рассмотрения дел:
а) первой инстанции (вышестоящий орган или должностное лицо);
б) второй инстанции (вышестоящий суд);
в) первой и второй инстанции (судья);
3. По компетенции рассмотрения дел:
а) общей компетенции (судья);
б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);
в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);
4. По порядку образования:
а) выбираемые (административные комиссии);
б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).