Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Административные правонарушения предполагают возможность привлечения к административной ответственности, а также оспари­вание решений административных органов о привлечении к админи­стративной ответственности. Поэтому в гл. 25 АПК РФ выделяются процессуальные особенности рассмотрения указанных видов дел.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственно­сти. В соответствии с ч. 1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к адми­нистративной ответственности юридических лиц и индивидуальных

1 См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. № 73 «О не­которых вопросах применения части 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражно­го процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 9.


§ 4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

предпринимателей в связи с осуществлением ими предприниматель­ской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установ­ленными гл. 25 Кодекса и федеральным законом об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к адми­нистративной ответственности установлена абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, согласно которому судьи арбитражных судов рассматривают дела об ад­министративных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5,9.5.1,14.1,14.10-14.14,4. 1и2ст. 14.16, ч. 1,3и4ст. 14.17, ст. 14.18, 14.23,14.27,14.31-14.33,15.10,ч. 2ст. 17.14,ч. бет. 19.5,ч. 1 и2ст. 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуаль­ными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подведомственно арбитражно­му суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП РФ по нему проводится административное расследование1.

В случаях, когда в гл. 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитраж­ным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к адми­нистративной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП РФ)2.

Производство по делам о привлечении к административной ответ­ственности возбуждается на основании заявлений органов и долж­ностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным зако­ном составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Подача заявления о привлечении к административной ответствен­ности осуществляется по правилам общей подсудности: в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении ко­торого составлен протокол об административном правонарушении.

1 См.: постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об адми­
нистративных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня
2004 г. № 10) // Вестник ВАС РФ. 2003. № 3.

2 См.: п. 18 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 9 декабря 2002 г.
№ 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процес­
суального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 2.


Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений

При подаче заявления в арбитражный суд по месту совершения правонарушения или по месту нахождения органа, проводившего ад­министративное расследование, суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ выносит определение о возвращении заявления1.

В ст. 203 и ч. 1 ст. 208 АПК РФ не определена подсудность дел об ад­министративных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств. Поэтому, принимая во внимание положения ч. 1 ст. 202 АПК РФ, дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юриди­ческого лица, на основании ст. 29.5 КоАП РФ подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту на­хождения органа, проводившего административное расследование2.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 248 АПК РФ в исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся дела об административных правонарушениях, совершенных иностран­ными лицами в Российской Федерации. При этом ст. 203 и ч. 1 ст. 208 АПК РФ не определена подсудность дел об административных пра­вонарушениях, совершенных иностранными юридическими лицами, не имеющими филиала или представительства на территории Россий­ской Федерации. Поэтому с учетом положений ч. 1 ст. 202 АПК РФ подсудность дел о привлечении к административной ответственности иностранных лиц определяется на основании ст. 29.5 КоАП РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать общим требованиям, предусмот­ренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, предусмотренным в ст. 204 АПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается в арбитражных судах на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномо-

1 См.: постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 (в ред. Постановле­
ния Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 г. № 60) «О некоторых вопросах, возникших
в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» //
Вестник ВАС РФ. 2008. № 4.

2 См.: постановление Пленума ВАС РФ от 20 июня 2007 г. № 42 «О внесении до­
полнения в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­
рации от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных правонарушениях»» // Вестник ВАС РФ.
2007. № 8..


§ 4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

ченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях. Данное заявление должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 204 АПК РФ.

В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 204 АПК РФ, суд, руководству­ясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонаруше­нии и иных документов без заявления суд возвращает их админист­ративному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами на­значения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к ад­министративной ответственности указания на конкретный вид и(или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осу­ществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятель­ность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично.

Срок рассмотрения дела должен не превышать 15 дней со дня по­ступления в арбитражный суд заявления о привлечении к админист­ративной ответственности, включая срок на подготовку дела к судеб­ному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об администра­тивных правонарушениях. Арбитражный суд может продлить срок рас­смотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надле­жащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с сокращенными сроками рассмотрения судам


Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений

при наличии соответствующих сведений об участниках арбитраж­ного процесса допускается руководствоваться ч. 3 ст. 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Необ­ходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в заявлении и приложенных к нему материалах. При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведе­ния, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, извещение о времени и месте су­дебного заседания суду необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

При рассмотрении дела о привлечении к административной от­ветственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен прото­кол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за со­вершение данного правонарушения и имеются ли основания для при­влечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры администра­тивной ответственности.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к админи­стративной ответственности арбитражный суд принимает решение:

• о привлечении к административной ответственности. Прини­мая решение о привлечении к административной ответственности, суду помимо разрешения вопроса о составе правонарушения и мерах назначаемого наказания необходимо также учитывать положения


§ 4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

ч. 2 и 3 ст. 9.10 КоАП РФ, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на кото­рые наложен арест, а также об указании в решении на размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, если при рассмотрении данного дела решался вопрос о возмещении имущественного ущерба1;

• об отказе в удовлетворении требования административного ор­гана о привлечении к административной ответственности. При этом следует обратить внимание на следующий факт. Нарушение админи­стративным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответ­ственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) при условии, что указанные наруше­ния носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из по­следствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, преду­смотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления про­токола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления про­токола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Необходимо также исходить из того, что после принятия судом решения об отказе в привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, в силу ст. 29.9 КоАП РФ является не­правомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение ад­министративного расследования, вынесение постановлений и т.п.).

1 Подробнее см.: постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 (в ред. По­становления Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 г. № 60) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных право­нарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2008. № 4.


Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений

Решение по делу о привлечении к административной ответствен­ности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его при­нятия, если не подана апелляционная жалоба.

Исчисляя установленные ч. 4 ст. 206 и ч. 5 ст. 211 АПК РФ сроки на по­дачу апелляционной жалобы, необходимо учитывать, что датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. Специфика данной категории дел не позволяет откладывать изготовление решения.

Срок доставки решения не исключается из срока на обжалование. Пропущенный по причине позднего получения обжалуемого решения срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом на основании ходатайства обратившегося с жалобой лица в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Соответствующая апелляционная жалоба в силу ст. 264 АПК РФ не рассматривается и возвращается заявителю, если отсутствует хода­тайство о восстановлении пропущенного срока.

При исчислении 10-дневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к ад­министративной ответственности (ч. 4 ст. 206 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой ч. 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Таким образом, в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстан­ции. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к ад­министративной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоя­щий в порядке подчиненности административный орган.

Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбу­ждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответствен­ности в связи с осуществлением предпринимательской и иной эконо­мической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности осуще­ствляется по правилам исключительной подсудности: в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.


§ 4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Учитывая положения ч. 1 ст. 207 АПК РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, дела об оспаривании решений административных органов о привлече­нии юридического лица к административной ответственности в связи с нарушениями, связанными с деятельностью его филиала (представи­тельства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 35 АПК РФ рассматриваются по месту нахождения соответствующего административного органа.

Подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного выше­стоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, по­скольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление.

В соответствии с ч. 2 ст. 248 АПК РФ в исключительной компе­тенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся дела об административных правонарушениях, совершенных иностранными лицами в Российской Федерации. Таким образом, исходя из поло­жений ч. 1 ст. 207 АПК РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ подсудность дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении указанных лиц к административной ответственности определяется на основании ст. 35 АПК РФ — по месту нахождения соответствующего административного органа.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не ус­тановлен федеральным законом. В частности, в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вруче­ния или получения копии постановления. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56 КоАП РФ (административные правона­рушения, посягающие на права граждан), могут быть поданы в пяти­дневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Статья 333.37 НК РФ не содержит поло­жений об освобождении от уплаты государственной пошлины зая­вителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений


Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений

об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Однако следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ, содержащие соответствующие положения, в настоящее время не отменены.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответ­ствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, предусмотренным ст. 209 АПК РФ.

Дела об оспаривании решений административных органов рассмат­риваются судьей единолично.

Срок рассмотрения дела не должен превышать 10 дней со дня по­ступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность до­казывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административ­ный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения администра­тивного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обос­нованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответ­ствующих полномочий административного органа, принявшего ос­париваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое ре­шение или порядок его принятия не соответствует закону, либо от­сутствуют основания для привлечения к административной ответст­венности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом


§ 5. Рассмотрение дел о взыскании платежей

с превышением их полномочий, суд принимает решение о призна­нии незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В случае, если арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к ад­министративной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заяви­теля. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Порядок принятия решения аналогичен описанному в предыдущем параграфе. При исчислении 10-дневного срока, установленного для по­дачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 206 АПК РФ), а также на решение суда по делу об оспаривании постановления админист­ративного органа о привлечении к административной ответствен­ности (ч. 5 ст. 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой ч. 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

В случае обжалования в суд постановления административного органа о привлечении к административной ответственности и приня­тия судом решения об отказе в удовлетворении требования заявителя соответствующее постановление административного органа вступает в законную силу одновременно со вступлением в законную силу ука­занного решения суда, если не подана апелляционная жалоба (п. 2 ст. 31.1 КоАП РФ ич. 5 ст. 211 АПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы постановление админист­ративного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу со дня принятия судебного акта арбитраж­ным судом апелляционной инстанции, если указанным судебным актом оставлено в силе решение суда первой инстанции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: