Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений
осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, в том числе и пеням, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
В судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ.
Установленная ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает 50 000 руб.) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
|
|
В этой связи положения ст. 239, 242.1, 242.3—242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Указанные положения БК РФ не могут расцениваться и в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с гл. 23 КоАП РФ осуществляется административными органами1.
В соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегу-
1 См.: постановление Пленума ВАС РФ от 17 мая 2007 г. № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» // Вестник ВАС РФ. 2007. № 7.
|
|
§ 5. Рассмотрение дел о взыскании платежей
лирования споров» предусмотрен иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда РФ без обращения в суд.
В связи с этим при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда РФ в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с указанным Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
При рассмотрении дел следует учитывать, что отсутствие утвержденных Министерством финансов РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и формы решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с 1 января 2006 г. до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов Пенсионного фонда РФ в суд с заявлениями о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно закону могут взыскиваться по решению указанных органов.
В ст. 3 Федерального закона от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ установлено, что поданные в соответствии с гл. 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда РФ, подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ.
Следовательно, если такое заявление налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда РФ подано в арбитражный суд до 1 января 2006 г., то дело с учетом положений ст. 114 АПК РФ рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном гл. 26 АПК РФ.
При рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Рос-
Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений
сийской Федерации» (с изм., вступившими в силу с 1 января 2006 г.), следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда РФ, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
При рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке1.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций обладают государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее — контрольные органы). В качестве таковых могут рассматриваться Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, органы внебюджетных фондов (пенсионный фонд и т.д.). В частности, в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ. Согласно ст. 351, 408 ТК РФ решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.
|
|
Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган обращается в суд с иском о взыскании с плательщика сумм таможенных платежей.
Заявление о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропу-
1 См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20 февраля 2006 г. № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров»» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 5.
§ 5. Рассмотрение дел о взыскании платежей
щенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Условие об исполнении требования об уплате налога является так называемым досудебным порядком разрешения спора, невыполнение которого влечет за собой определенные процессуально-правовые последствия (оставление заявления без рассмотрения — ст. 148 АПК РФ).
Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1,2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, указанным в ст. 214 АПК РФ. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
|
|
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично.
Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Исследуемая категория дел при наличии соответствующих оснований может быть рассмотрена в порядке упрощенного производства арбитражными судами, несмотря на то, что данные дела об имущественных требованиях возникли из административных и иных публичных правоотношений1.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
1 См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20 января 2005 г. № 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства» // Вестник ВАС РФ. 2005. № 3.
Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений
При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:
• наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации;
• общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
Исполнение решения арбитражного суда, вступившего в законную силу по указанной категории дел, осуществляется по общим правилам исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Глава 14. Особое производство в арбитражном процессе
Становление современного института особого производства в его сегодняшнем виде связано с принятием в настоящее время уже утратившего силу АПК РФ 1995 г., в котором в гл. 19 были предусмотрены две разновидности дел особого производства: дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан (ст. 143 АПК РФ 1995 г.)1 и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 144 АПК РФ 1995 г.).
Действующий АПК РФ категории дел особого производства закрепил в гл. 27—28 (ст. 217—225) разд. ГУ «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел».
Существенным при этом является то обстоятельство, что АПК РФ впервые ввел в арбитражный процесс саму категорию «особое производство». Так, ст. 30 АПК РФ (подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение) устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенностью таких дел, послужившей для выделения их в категорию особого производства, является отсутствие обычной для искового производства фигуры ответчика. При этом здесь нет и такого субъекта, как истец. Вместо него выступает заявитель (ст. 40 АПК РФ). Само обращение в суд за защитой права имеет обозначение «заявление», а не «исковое заявление» (ч. 4 ст. 4 АПК РФ).
Уже на рубеже разработки АПК РФ 2002 г. высказывались также мнения о необходимости выделения дел о несостоятельности (банкротстве) в отдельный вид судопроизводства наряду с исковым производством и производством об установлении фактов, имеющих юридическое значение (см., например: Шерстюк В.М. Новые положения проекта третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (производство в суде первой инстанции) // Законодательство. 2001. № 4—5; Федоров СИ. Некоторые особенности рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 16—17). Однако сам законодатель использует понятие «особое производство», включая в его объем также дела о банкротстве.
Глава 14. Особое производство в арбитражном процессе