Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санк­ций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государ­ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,


Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений

осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, в том числе и пеням, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

В судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреж­дений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налого­вые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ.

Установленная ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юри­дических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает 50 000 руб.) подлежит применению ко всем юридическим лицам неза­висимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В этой связи положения ст. 239, 242.1, 242.3—242.5 БК РФ, пре­дусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюд­жетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный по­рядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обя­зательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Указанные положения БК РФ не могут расцениваться и в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответ­ственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с гл. 23 КоАП РФ осуществляется административными органами1.

В соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий­ской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществле­нием мер по совершенствованию административных процедур урегу-

1 См.: постановление Пленума ВАС РФ от 17 мая 2007 г. № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных пра­воотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» // Вестник ВАС РФ. 2007. № 7.


§ 5. Рассмотрение дел о взыскании платежей

лирования споров» предусмотрен иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда РФ без обра­щения в суд.

В связи с этим при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда РФ в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обя­зательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с указанным Законом взыскиваются названными органами самостоя­тельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом на осно­вании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

При рассмотрении дел следует учитывать, что отсутствие утвер­жденных Министерством финансов РФ по согласованию с Пенсион­ным фондом РФ формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и формы решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с 1 января 2006 г. до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов Пенсионного фонда РФ в суд с заявления­ми о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно закону могут взыскиваться по решению указанных органов.

В ст. 3 Федерального закона от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ установ­лено, что поданные в соответствии с гл. 26 АПК РФ и не рассмотрен­ные арбитражным судом до дня вступления в силу закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на ос­новании закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда РФ, подлежат рассмот­рению в соответствии с АПК РФ.

Следовательно, если такое заявление налогового органа, терри­ториального органа Пенсионного фонда РФ подано в арбитражный суд до 1 января 2006 г., то дело с учетом положений ст. 114 АПК РФ рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном гл. 26 АПК РФ.

При рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по стра­ховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Рос-


Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений

сийской Федерации» (с изм., вступившими в силу с 1 января 2006 г.), следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фон­да РФ, налоговые органы такими полномочиями не обладают.

При рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, преду­смотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обя­зательного пенсионного страхования», следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке1.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыска­нии обязательных платежей и санкций обладают государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее — контрольные органы). В качестве таковых могут рассмат­риваться Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, органы внебюджетных фондов (пенсионный фонд и т.д.). В частности, в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонаруше­ния в случаях, предусмотренных НК РФ. Согласно ст. 351, 408 ТК РФ решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.

Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения ука­занного срока, считается недействительным и исполнению не под­лежит. В этом случае таможенный орган обращается в суд с иском о взыскании с плательщика сумм таможенных платежей.

Заявление о взыскании с организации или индивидуального пред­принимателя подается в арбитражный суд, если не исполнено тре­бование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропу-

1 См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20 февраля 2006 г. № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 4 но­ября 2005 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений зако­нодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершен­ствованию административных процедур урегулирования споров»» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 5.


§ 5. Рассмотрение дел о взыскании платежей

щенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Условие об исполнении требования об уплате налога является так называемым досудебным порядком разрешения спора, невы­полнение которого влечет за собой определенные процессуально-правовые последствия (оставление заявления без рассмотрения — ст. 148 АПК РФ).

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1,2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, указан­ным в ст. 214 АПК РФ. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматрива­ются судьей единолично.

Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, вклю­чая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надле­жащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основа­нием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Исследуемая категория дел при наличии соответствующих осно­ваний может быть рассмотрена в порядке упрощенного производства арбитражными судами, несмотря на то, что данные дела об имущест­венных требованиях возникли из административных и иных публичных правоотношений1.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санк­ций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

1 См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20 января 2005 г. № 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства» // Вестник ВАС РФ. 2005. № 3.


Глава 13. Производство по делам из публичных правоотношений

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:

• наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государ­ственной регистрации;

• общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с опре­делением отдельно основной задолженности и санкций.

Исполнение решения арбитражного суда, вступившего в законную силу по указанной категории дел, осуществляется по общим правилам исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».


Глава 14. Особое производство в арбитражном процессе

Становление современного института особого производства в его сегодняшнем виде связано с принятием в настоящее время уже утра­тившего силу АПК РФ 1995 г., в котором в гл. 19 были предусмотрены две разновидности дел особого производства: дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан (ст. 143 АПК РФ 1995 г.)1 и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 144 АПК РФ 1995 г.).

Действующий АПК РФ категории дел особого производства за­крепил в гл. 27—28 (ст. 217—225) разд. ГУ «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел».

Существенным при этом является то обстоятельство, что АПК РФ впервые ввел в арбитражный процесс саму категорию «особое про­изводство». Так, ст. 30 АПК РФ (подведомственность дел об уста­новлении фактов, имеющих юридическое значение) устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке особого производ­ства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Особенностью таких дел, послужившей для выделения их в катего­рию особого производства, является отсутствие обычной для искового производства фигуры ответчика. При этом здесь нет и такого субъекта, как истец. Вместо него выступает заявитель (ст. 40 АПК РФ). Само обращение в суд за защитой права имеет обозначение «заявление», а не «исковое заявление» (ч. 4 ст. 4 АПК РФ).

Уже на рубеже разработки АПК РФ 2002 г. высказывались также мнения о не­обходимости выделения дел о несостоятельности (банкротстве) в отдельный вид судопроизводства наряду с исковым производством и производством об установлении фактов, имеющих юридическое значение (см., например: Шерстюк В.М. Новые по­ложения проекта третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Фе­дерации (производство в суде первой инстанции) // Законодательство. 2001. № 4—5; Федоров СИ. Некоторые особенности рассмотрения арбитражными судами дел о не­состоятельности (банкротстве): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 16—17). Однако сам законодатель использует понятие «особое производство», включая в его объем также дела о банкротстве.


Глава 14. Особое производство в арбитражном процессе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: