Анализ статических характеристик позволяет выявить способы регулирования скорости, сущность которых связана с получением искусственных характеристик. Из выражения для скорости
следует, что регулировать скорость асинхронного двигателя можно тремя способами:
изменением числа пар полюсов р;
изменением скольжения S;
изменением частоты тока в обмотках статора f.
Регулирование скорости изменением числа пар полюсов ступенчатое, так как число пар полюсов может быть только целым числом. При регулировании изменяется скорость вращения магнитного поля (синхронная скорость); модуль жесткости механической характеристики в области рабочей точки не меняется, вследствие этого регулирование экономичное.
Регулирование скорости изменением скольжения при номинальной частоте тока в обмотках ротора сопровождается снижением жесткости искусственных механических характеристик (рис. 3.24, а, б, в). Принципиальный недостаток этого способа состоит в том, что электрические потери в роторе пропорциональны скольжению
|
|
,
где РЭ 2 – электрические потери в роторе (потери в меди);
РМ – электромагнитная мощность.
Величина этих потерь не зависит от способа изменения скольжения; возврат потерь скольжения в сеть позволяет увеличить коэффициент полезного действия при таком способе регулирования.
Изменять скольжение асинхронного двигателя можно следующими способами:
изменением напряжения;
включением в цепь ротора добавочного сопротивления;
введением эдс в цепь ротора.
Механические характеристики при изменении напряжения показаны на рис. 3.24, а. В соответствии с (3.36) и (3.37) критический момент изменяется пропорционально квадрату фазного напряжения, критическое скольжение SK = const.
Регулирование скорости включением в цепь ротора добавочных резисторов (рис. 3.24, б) осуществляется при постоянном критическом моменте. Потери в роторе, связанные с увеличением скольжения, частично рассеиваются в добавочных резисторах.
Искусственные характеристики, полученные при включении в цепь ротора или статора индуктивных сопротивлений, для регулирования скорости не используются.
Потери скольжения в роторе могут быть частично возвращены в сеть при включении асинхронного двигателя с фазным ротором в схеме асинхронного вентильного каскада или в схемы с двойным питанием двигателя.
Наиболее перспективным способом плавного регулирования скорости асинхронных двигателей является частотный способ, при котором изменяется скорость вращения магнитного поля. При частотном способе возможно регулирование скорости при ω 0 > ω 0 ном и при ω 0 < ω 0 ном (рис. 3.24, г). Реализация частотного способа требует применения специальных преобразователей частоты.