Схема 6.2. Процедура «Обработать заказы»


112 Описание процедуры (Уровень 2) 113


Чтобы эффективно составить процедуру и убедиться, что мы описыва­ем то, что нужно, необходимо последовательно применить для каждой обозначенной команды анкету, представленную в параграфе 4.4.

Мы снова приводим эту анкету в контексте команды «Зарегистриро­вать заказы», осуществляемой «Секретарем».

1. Кто?: Позволяет поместить команду в нужный столбик

2. Что?: Указывает на запись команды

3. Какая информация?: Информация, которая запускает команду

4. Откуда?: Происхождение информации («Начало», «Действие пре­дыдущего этапа»)

5. От кого?: Участник, который поставляет информацию

6. Как?: Способ выполнения команды (см. параграф 6.3.7.)

7. Чем?: Необходимые средства (см. параграф 6.3.5.)

8. Какая информация?: Информация, произведенная командой

9. Куда?: Предназначение информации («Конец», «Действие последую-щего этапа»)

10. К кому?: Участник - получатель информации

11. Какие ограничения?: Ограничения по выполнению (Длительность,
стоимость, контроль).


Эта обобщающая анкета может быть применена ко всем командам. Она позволяет изучить ближайшее окружение и обозначить элементы, необходимые для выполнения команды.

Ответы на эту анкету должны быть в некотором роде мгновенными, если этого не происходит, это означает:

а) что разработчик не обладает знаниями, необходимыми для ответа.
Следовательно, он должен окружить себя компетентными лицами,
чтобы описать процедуру,

б) что разработчик описывает процедуру, которая в реальности выпол­няется иначе.

В нашем примере есть действия, которые должны выполняться несколь­кими из задействованных участников. Это изображается особой фор­мой команды, называющейся согласованной командой.

Согласованная команда - это команда, выполняе­мая несколькими участниками в одно и то же время. Следовательно, согласованная команда все­гда располагается в нескольких столбцах (как ми­нимум в двух).

Так как она пересекает несколько столбцов процедуры, необходимо ука­зать, какие участники выполняют эту согласованную команду. Неболь­шие овалы, находящиеся над прямоугольником, позволяют указать, ка­кие участники взаимодействуют, а также каковы их взаимные обязан­ности (кто принимает решение, кто согласовывает и т.д.)

В нашей процедуре первая согласованная команда расположена наверху трех столбцов («Коммерческого отдела», «Начальника коммерческого отдела» и «Начальника R&D»). Но только первый и последний участни­ки сотрудничают, чтобы разработать проект. Это действие находится под ответственностью «Коммерческого отдела».

В представленную процедуру были введены некоторые новые символы. В час­тности, речь идет о символах, которые позволяют указать конец процедуры.

Как мы уже видели в параграфе 6.3.3, процедура всегда должна иметь «начало», представленное «первоначальным фактом» или «действием предыдущего этапа».

Существуют эквивалентные графические символы, которые показыва­ют, как заканчивается процедура.


114 Описание процедуры (Уровень 2) 115


Символ «Конец», расположенный в столбце участника, который получа­ет информацию и заканчивает процедуру, является парным с символом «Начало».

Он представлен в форме круга с чертой сверху. Он ис­пользуется для обозначения конца процедуры или для ука­зания конца во время разворачивания процедуры. Для этого надпись «Конец» сделана внизу символа.

Другой способ закончить процедуру - запустить процедуру, находящую­ся на последующем этапе от первой. Графически это изображается сим­волом того же порядка, что и «действие на предыдущем этапе», рас­смотренное выше.

Информационная стрелка подходит к черте, внизу ко­торой написано название (или номер) следующей про­цедуры.

Остается изучить еще несколько новых символов в этой процедуре.

Первый графический символ позволяет рассмотреть различные альтер­нативы, реализующиеся после команды. В частности, это случай, когда «Коммерческий отдел» анализирует элементы заказа и определяет, мо­жет ли он быть удовлетворен поставкой товара по каталогу или требует особого изучения.

Чтобы изобразить эти две альтернативы, мы используем символ «Или».

Этот логический оператор, расположенный под командой, обо -значает различные случаи, рассматривающиеся после команды.

По меньшей мере две стрелки должны исходить оттуда и содержать в информационной корзине результат каждого из условий, следующих из команды. «Или» заменяет символ «ромб», обычно используемый для обозначения выбора или теста.

Символ «Или» может также располагаться над командой. Тогда он обо­значает, что команда может быть применена простым присутствием той или другой информации, подходящей к команде.

Ниже представлены примеры разного использования этого оператора:


а) Команда может быть выполнена, в зависимости от поступления той или другой информации: А или Б.

б) Команда производит либо информацию А, либо Б, но не обе сразу. Эта конструкция используется для обработки разных альтернатив (тестов), следующих из команды.

Такая же конструкция существует с символом «И» (см. параграф 6.5.).

Последний еще не изученный графический символ - это немного необыч­ный овал. Действительно, он изображает «исходящего участника» и «полу­чающего участника». Он используется с символами «Начало», «Конец», «Действие предыдущего этапа» или «Действие последующего этапа», ког­да необходимо обозначить, кто выполняет начало или конец процедуры, не создавая особого столбца для этого участника. В нашем случае «Магазин» и «Отдел по изучению рынка» являются получающими участниками.

Эта форма указывает, какой участник производит или получает инфор­мацию, а также кто выполняет действие предыдущего или последую­щего этапов по отношению к данной процедуре.

Этот символ используется для упрощения процедуры в слу­чаях, когда участник уже был определен, но в конце описания обнаружилось, что в его столбце нет команды, а только сим­волы, указывающие на начало или конец процедуры.


116 Описание процедуры (Уровень 2) 117


В этом случае нужно удалить столбец и указать участника как источни­ка или получателя информации.

Этот символ изображает как «Внешнего участника», так и «Общность» или «Внутреннего участника», т.е. его нельзя различить по функции того, что он изображает.

В таком случае мы предлагаем заполнить этот овал особым цветом, например, светло-серым, и, в особенности, выразить это различие через меньший размер по отношению к другим символам участников.

Прежде чем продолжить составление нашей процедуры, мы хотели бы привлечь ваше внимание к следующим пунктам:

- Действия по передаче (отослать ответ «Заказчику», передать ответ «Секретарю»...) не изображаются с помощью прямоугольников, но сразу же обозначаются информационными стрелками.

- Действие «Секретаря», заключающееся в печатании элементов заказа клиента, не описывается особым прямоугольником. Действительно, мы сгруппировали это печатание с действием «Зарегистрировать».

- Команды, выполняемые сообща («Коммерческий отдел» и «Клиент», «Коммерческий отдел» и «Начальник R&D»}, изображаются символом согласованной команды, который распространяется на несколько столбцов для отображения ролей, принимающих участие в этих согласованных командах, используются символы ответственности (R для участника, принимающего решения, Р для соучастника).

- Участники, не принимающие активного действия в процедуре, тем не менее, отображаются символом исходящий/получающий участник.

- Все информационные корзины, фигурирующие на стрелках, должны вводить в курс дела.

- Легенда объединяет все формы графического языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: