Компетентность как ценность высшего образования

Методологическая привлекательность понятия «компетентность» заключается в том, что оно по своей сути довольно подвижное, исторически изменчивое, антиинерционное. Знание и умение, даже определенные творческие возможности впоследствии устаревают, оказываются неадекватными новой исторической ситуации. Такое отставание оказывается, так сказать, родовым пороком образования, присущим ему, непреодолимым в принципе недостатком. А при ускоренном накоплении знаний, изменении технологий и социокультурных условий такое отставание воспроизводит и углубляет перманентный кризис образования. Компетентность же не привязана жестко к определенным образовательным структурам, знаниям или другим ценностям.

Изменяются ситуации, трансформируются культурные образцы (интеллектуальные, технические и другие), меняются сами люди, их запросы и возможности – и при всем этом инвариантным остается требование компетентности.

Сама эта ценность очень устойчива, но это происходит именно благодаря подвижности содержательного и инструментального наполнения компетентности в изменчивом мире.

Компетентностный подход понимается как направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе.

Компетентность этообщая способность и готовность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности собственные знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий, освоенные в процессе обучения. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность установить на основании имеющихся знаний определенный алгоритм действий по разрешению проблемной ситуации.

С помощью категории «компетентность» фиксируется спонтанно происходящий общественный сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности.

Ключевые компетенции:

ценностно-смысловая – ценностные представления студента, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

общекультурная:

рыночная культура – предприимчивость, дисциплина и ответственность за качество выполненной работы;

правовая культура – знание законов, их выполнение, уважение к свободам личности и равноправие граждан;

организационная культура, т. е. способность к рациональному администрированию и менеджменту;

технологическая культура и эффективное овладение техническими способами производства и конкретное взаимодействие с техносферой;

экологическая культура – владение законами существования природного окружения, бережное отношение к биосфере;

культура быта, культура повседневной жизни – культура во взаимоотношениях с окружающими и культура самого окружения (этические и эстетические факторы деятельности и в целом жизнь личности);

демократическая культура – гражданская активность, уважение к решениям большинства, забота об общественных делах;

культура общения – отзывчивость, толерантность, умение цивилизованно отстаивать свои права;

учебно-познавательная компетенция должна базироваться на том, что современный молодой человек должен приобрести фундаментальные личностные качества, которые отвечают новым формам социальной жизни. Прежде всего, его мышление должно быть креативным, а не репродуктивным. Творческие способности должны быть правилом, а не исключением;

информационная;

коммуникативная включает не только знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями, но и навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

социально-трудовая;

компетенция трудового самосовершенствования.

С системной точки зрения, компетентность оказывается такой интегральной характеристикой, которая распадается на определенные компетенции:

√ политические и социальные (способность взять на себя ответственность, принимать решения, решать конфликты ненасильственными способами, поддерживать демократические институты);

√ межкультурные (восприятие культурных отличий, толерантность);

√ устные и письменные коммуникации ( знание иностранных языков);

√ информационные ( применения компьютерных технологий, средств массовой информации, рекламы); способность учиться непрерывно.

Все эти компетенции можно определенным образом классифицировать, выделив следующие группы:

1) социально-личностные;

2) экономические и организационно-управленческие;

3) общенаучные (естественные и математические);

4) общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности);

5) специальные (владение алгоритмами деятельности, связанной с моделированием, проектированием научных исследований).

В зависимости от функциональной направленности субъекта, выделяются также и такие виды компетентности:

функциональная (специальная), характеризующаяся профессиональными знаниями и умением их реализовать на достаточно высоком уровне, способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

интеллектуальная, т. е. способность аналитически мыслить и комплексно подходить к выполнению своих обязанностей; владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

ситуативная, означающая умение действовать в соответствии с ситуацией;

социальная, предполагающая обладание коммуникативными и интеграционными способностями, умением поддерживать отношения в профессиональном сообществе, социальной ответственностью за результаты своего профессионального труда;

индивидуальная, т. е. владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту.

В содержание компетентности включаются следующие три аспекта:

1) проблемно-практический – адекватность распознания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной ситуации;

2) смысловой – адекватное осмысление ситуации в более общем культурном контексте;

3) ценностный – способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.

Подход, основанный на понятии «компетентность», прежде всего подчеркивает практическую, действенную сторону поведения человека. Он включает собственно личностные (мотивация, качественные, мотивационно-волевые и др.) свойства, определяется как широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования.

Профессиональные компетенции понимаются специалистами как готовность, включая социальную и психологическую, и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями меняющейся ситуации, инициативно и технологически грамотно решать возникающие задачи.

Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений.

Среди операционных функций педагога можно выделить такие группы профессионально-педагогических умений:

√ гностические – познавательные умения в области приобретения профессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний; получение новой информации, выделение в ней главного. существенного; обобщение и систематизация собственного педагогического опыта и опыта новаторов и рационализаторов;

√ идеологические – социально-значимые умения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды профессиональных знаний;

√ дидактические – определение конкретных целей обучения; выбор адекватных форм, методов и средств обучения; конструирование педагогических ситуаций; объяснение учебно-производственного материала; демонстрация технических объектов и приемов работы;

√ организационно-методические – реализация учебно-воспитательного процесса; формирование мотивации учения; организация учебно-профессиональной деятельности учащихся; установление педагогически оправданных взаимоотношений; формирование коллектива; организация самоуправления;

√ коммуникативно-режиссерские – педагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские, а также умения в сфере педагогической режиссуры;

√ прогностические – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие:

– диагностику личности и коллектива учащихся;

– анализ педагогических ситуаций;

– построение альтернативных моделей педагогической деятельности;

– проектирование развития личности и коллектива;

– контроль за процессом и результатом;

√ рефлексивные – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

√ организационно-педагогические – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности обучающихся;

√ общепрофессиональные – умение читать и выполнять чертежи, строить схемы, технические диаграммы; выполнение расчетно-графических работ, определение экономических показателей производства;

√ конструктивные – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств; разработка учебной и технико-технологической документации; выполнение конструкторских работ; составление технологических карт, направляющих тестов;

√ технологические – количественные умения. Анализ производственных ситуаций; планирование; рациональная организация технологического процесса; эксплуатация технологических устройств;

√ производственно-операционные – общетрудовые умения по смежным профессиям;

√ специальные – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Во многих определениях компетенций имеется ряд общих положений:

1) компетенции как единство теоретических знаний и практической деятельности на рынках труда;

2) компетенции как наиболее общий язык для описания результатов образования.

Компетентностный подход в образовании, в конечном счете, есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами. Это возникновение стратегической установки образования на адекватность.

Формирование ключевых компетенций зависит как от содержания программ, так и возможностей, которые даются студентам. Свободный выбор программ, специальных курсов, кредитно-модульная система, увеличившийся объем самостоятельной работы и другие формы, которые предлагаются в ходе Болонского процесса, в целом направлены на усиление ответственности за судьбу своей профессиональной карьеры.

Компетенция – это предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности; совокупность правил (порождения речи), как знание (языка), его структуры.

Компетентность – интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).

К основным преимуществам компетентностного подхода можно отнести следующие:

в условиях «стабильной нестабильности», характеризующей рынок труда, социально-экономическую систему в целом, первостепенное значение приобретает вопрос о том, что должно быть объектом стандартизации в образовании и каков оптимальный объем его инвариантных компонентов. Инвариантными должны быть те компоненты образования, которые будут полезны выпускникам вуза в ходе практического освоения новых видов профессиональной деятельности – новые профессиональные качества будущих специалистов – базовые умения, адекватные взаимозависимому и быстро меняющемуся миру;

√ переход от закладываемых в действующие стандарты затратных критериев (например, число «отсиживаемых» студентом академических часов, отведенных учебным планом) к качественно иным показателям – критериям, позволяющим определять возможности студента совершать адекватные действия в ситуациях, имитирующих его будущую профессиональную деятельность;

√ высокие нравственные качества по отношению к людям, обществу и к природе воспитываются у студентов и одновременно диагностируются у них в процессе получения высшего образования.

Алекс Инкелес, описывая синдром «современной индивидуальности», выделил следующие характеристики:

√ заинтересованность общественными делами;

√ открытость по отношению к новому опыту;

√ вера в силу разума и успехи науки, то есть рационалистическая ориентация;

√ предвосхищение и планирование будущих начинаний, способность отказаться от выгоды и удовольствия текущего момента ради будущих выгод;

√ высокие требования образовательного, культурного, профессионального уровня, стремление к самосовершенствованию и самореализации посредством успеха;

√ независимость от традиционных авторитетов, антидогматическая и скептическая установка.

Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения. Для достижения максимально возможного результата образования необходимо полное соответствие мотива (цели обучаемого) основной цели педагогической системы: организованного, преднамеренного и целенаправленного влияния на формирование личности с заданными качествами.

Для обозначения полученного объема знаний, умений и навыков, которые получает студент в вузе и вне его благодаря социальной работе в учебном заведении, польский профессор Петер Штомпка ввел интегральное понятие «цивилизационная компетентность». Называя компетентности «культурами», он выделяет следующие виды культур:

рыночную культуру (предприимчивость, дисциплину
и ответственность);

правовую (знание и выполнение законов, уважение свободы личности и равенства граждан в их правах);

демократическую культуру (гражданская активность, уважение решений большинства, забота об общественных делах, культура общения, доброжелательность, толерантность);

организационную культуру (способность рационального администрирования и менеджмента);

технологическую культуру (эффективное овладение техническими средствами и корректное взаимодействие с техносферой);

экологическую культуру (знание законов существования природного окружения, бережное отношение к биосфере);

культуру быта (культура взаимоотношений с окружающими, этические и эстетические факторы деятельности и повседневной жизни).

Сделана попытка определить комплекс компетенций, общих для всех степеней. Сначала было выделено 85 наиболее значимых знаний и умений. На основе опыта более 100 университетов из 16 стран-участниц Болонского процесса были отобраны 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные. Они классифицированы с точки зрения значения навыков для профессии и уровня овладения после окончания программы.

♦ Инструментальные – когнитивные способности (способность понимать и использовать идеи и мнения, методологические способности, способности понимать и управлять окружающим, организовывать рабочее время, выстраивать стратегию обучения, принимать решения и решать проблемы); технологические умения (умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способность информационного управления); лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

Конкретизированный набор включает:

‒ способность к анализу и синтезу;

‒ умение организовывать и планировать;

‒ базовые общие знания;

‒ базовые знания по профессии;

‒ коммуникативные навыки по родному языку;

‒ элементарные компьютерные навыки;

‒ навыки оперирования информацией (способность получать и анализировать информацию из разных источников);

‒ способность решать проблемы;

‒ способность принимать решения.

♦ Межличностные – индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и формировать отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, брать социальные и этические обязательства. Комплекс межличностных навыков включает:

– способность к критике и самокритике;

– способность работать в команде;

– межличностные навыки;

– способность работать в междисциплинарной команде;

– способность сотрудничать с экспертами в других предметных областях;

– способность воспринимать разнообразие и межкультурные отличия;

– способность работать в международном контексте;

– восприятие этических ценностей.

♦ Системные – объединение понимания, отношения и знания, которые позволят воспринимать соотношения частей целого и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью усовершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют усвоения инструментальных и базовых как основы. Они охватывают:

– способность применять знания на практике;

– исследовательские знания;

– способность к обучению;

– способность адаптироваться к новым ситуациям;

– способность генерирования новых идей (творчества);

– способность к лидерству;

– понимание культур и обычаев других стран;

– способность к разработке проектов и управлению ими;

– способность к инициативе и предпринимательству;

– способность работать автономно;

– ответственность за качество;

– стремление к успеху.

Отдельно следует рассматривать специальные компетенции. Наибольшую сложность составляли задания по определению специальных компетенций по уровням. Установлен уровень значимости специальных компетенций для первого и второго циклов.

К первой ступени были отнесены такие общие для разных предметных областей компетенции:

1) способность демонстрировать знание основ и истории дисциплины;

2) способность логически и последовательно излагать усвоенные знания;

3) способность вникать в контекст (четкого осмысления) новой информации и давать ее объяснение;

4) умение демонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между ее разделами;

5) способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;

6) способность правильно использовать методы и технику дисциплины;

7) способность оценивать качество исследования в определенной предметной области;

8) способность понимать результаты наблюдений и экспериментальных способов проверки научных теорий.

Выпускники второго уровня должны:

1) овладеть предметной областью на более высоком уровне, т. е. владеть новыми методами и техникой (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации;

2) критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;

3) оперировать методами независимого исследования и уметь объяснят его результаты на более высоком научном уровне;

4) быть способным сделать оригинальный вклад в дисциплину соответственно канонам определенной предметной области, например, в рамках квалификационной работы;

5) продемонстрировать оригинальность и творческий подход;

6) овладеть компетенциями на профессиональном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: