Целью повышения квалификации является рост профессионализма, который может быть достигнут в процессе решения следующих задач:
– мотивирование саморазвития, самообразования, профессионального роста, карьеры;
– повышение компетентности: социальной, экономической, правовой, специальной, экологической и др.;
– развитие психологических свойств, профессионально важных качеств, коррекции профессиональных форм поведения;
– формирование социальной, профессиональной и персональной компетенции;
– обеспечение условий саморазвития, самообразования и самоосуществления личности.
Основные функции повышения квалификации сводятся к следующим:
∙ диагностическая – предусматривает определение склонностей и способностей, выявление уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью обеспечения эффективности повышения квалификации;
∙ компенсаторная – связана с ликвидацией пробелов в образовании, обусловленных недополучением знаний, с устареванием ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;
|
|
∙ адаптационная – развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий с целью ориентации в деятельности при смене статуса учебного заведения, профиля подготовки, должности, места работы;
∙ познавательная – обеспечивает удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности.
Система повышения квалификации функционирует в двух направлениях:
1) повышение квалификации работников и профессиональная переподготовка;
2) досуговые формы образования (повышение культурного уровня, расширение научных знаний и общего кругозора.
Результатом повышения квалификации является рост профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов. Важная функция повышения квалификации – профессиональное самосохранение специалиста, т. к. профессионализм обеспечивает социальную защищенность и повышает конкурентоспособность.
Последипломное образование – специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки путем углубления, расширения и обновления профессиональных знаний, умений, навыков или получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.
|
|
Последипломное образование создает условия для непрерывности и поэтапности образования, развития потенциала специалиста, удовлетворения требований хозяйственной системы в квалификационных кадрах и включает:
▪ переподготовку – получение иной специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;
▪ специализацию – приобретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности в рамках специальности;
▪ расширение профиля (повышение квалификации) – приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задания и обязанности в рамках специальности (ориентировано на рынок образовательных услуг и увеличение требований к качеству повышения квалификации специалистов в связи с необходимостью решать задачи переходного общества в условиях конкурентной среды и растущего распространения образовательных услуг);
▪ стажировка – приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности.
Лицо, получившее последипломное образование и успешно прошедшее государственную аттестацию получает соответствующий документ, утвержденный центральным органом исполнительной власти в сфере образования.
Последипломное образование осуществляется высшими учебными заведениями последипломного образования либо структурными подразделениями вузов соответствующего уровня аккредитации на основе заключенных договоров. Сформированная система в Украине характеризуется четкостью организационной структуры, упорядоченностью совокупности учебных и методических заведений, усовершенствованием научно-теоретической подготовки.
Основными направлениями последипломного образования являются: повышение квалификации педработников, введение инновационных педагогических технологий, разработка требований к профессиональным уровням управленческих кадров, проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований. Система последипломного образования базируется на принципах научности, гуманизации, модульности, непрерывности, индивидуализации, связи с рыночными преобразованиями, соответствия государственным стандартам.
В современных условиях реформирования образования в Украине модернизируется и последипломное образование. Реформированию подлежат в частности: нормативно-правовая база, социальные гарантии работников последипломного образования, статус учреждений последипломного образования, методические рекомендации к учебному процессу.
Семинар № 4. «Современная высшая школа: