Игровые методы – учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятельностные, операционные, деловые, управленческие, военные, рутинные, инновационные и др. Они представляют собой знаково-контекстное обучение, поскольку имеют такие характеристики:
‒ более полное воссоздание реальных условий профессиональной деятельности;
‒ более полное личностное включение обучаемого в игровую ситуацию;
‒ интенсификация межличностного общения;
‒ наличие ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи;
‒ возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме;
‒ возможность воспроизвести весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности.
♦ Имитационные игровые методы обучения:
▪ Стажировка с выполнением должностной роли – метод активного обучения конкретного типа, при котором моделью выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).
▪ Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.
▪ Разыгрывание ролей (инсценировка) – игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства.
▪ Игровое проектирование – практическое занятие, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.
♦ Игровые методы обучения – это учебные деловые или деятельностные игры, основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.
Игровые методы целесообразно поделить на операционные и ролевые.
1. Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх более подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность.
2. Ролевые игры с элементами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, характерными для реальной и значимой для него деятельности, ставят перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных и пр.).
Ролевые игры строятся на предположении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более если он в них включен. Поэтому в играх делается упор на активные действия. Учебный процесс строится на драматизации исследуемой ситуации. Имеет место постановка психологической задачи, деление на «куски», «сквозное» действие, «собирающее воедино куски», «физические» задачи, «физическое» действие.
К игровым методам можно отнести:
√ социодраму (ситуационный тренинг). Его цель заключается в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения;
√ технику психодрамы, которая направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности;
√ контригру (трансактный метод осознания коммуникативного поведения). Контригровая задача группы состоит в том, чтобы в условиях откровенного общения под руководством психолога-тренера разобраться в преобладающих эго-состояниях и специфике своих скрытых игр, манипуляций, «ролей-по-жизни», и так далее.
Эти методы являются очень эффективными, так как осуществляют целостный подход к когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту личности, приближают ситуацию обучения к реальной.
Деловая игра представляет собой контролируемую процедуру, которая проходит в планируемом режиме и в максимальной приближенности к реальным профессиональным условиям и целью которой является выявление возможных вариантов решения указанной проблемы. При этом направленность игры и ее эмоциональный настрой корректируется преподавателем.
Деловая игра как метод имеет следующие положительные черты:
‒ высокая мотивация;
‒ эмоциональная насыщенность процесса обучения;
‒ подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания;
‒ послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.
К отрицательным чертам этого метода относятся:
‒ во-первых, высокая трудоемкость для преподавателя;
‒ во-вторых, большая напряженность для преподавателя;
‒ в-третьих, неготовность студентов к работе с использованием деловой игры;
‒ в-четвертых, трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.
С большой эффективностью используется в высшей школе мозговой штурм. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.
Этапы мозгового штурма:
1) предварительный этап (постановка проблемы);
2) основной этап (генерация идей);
3) группировка, отбор и оценка идей.