Тест (англ. test – проба, проверка, испытание) – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий. Каждый тест состоит из вопросов и ответов, подобранных и построенных в соответствии с определенными принципами. Характер вопросов в значительной степени определяется спецификой и логикой того учебного предмета, для проверки которого данный тест предназначается
Тесты классифицируются следующим образом:
‒ монопредметные, полипредметные, интегративные;
‒ тест достижений для контроля знаний теории. тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости (диагностики реальных учебных возможностей по данному кругу предметных или цикловых знаний – математической, лингвистической и т. п.);
|
|
‒ тесты предварительного контроля, тесты текущего контроля, тесты итогового контроля;
‒ тесты с однородными или разнородными формами построения заданий;
‒ скоростные (с обязательным фиксированием времени выполнения) и нескоростные;
‒ тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);
‒ тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.).
Достоинства тестирования заключаются в следующем:
▪ овышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
▪ осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
▪ минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
▪ высокая объективность;
▪ ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
▪ осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;
▪ возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки;
▪ существенное повышение мотивации обучения и заинтересованности обучаемого;
▪ облегчение процесса интеграции системы образования страны в европейскую.
В то же время тестирование имеет и существенные недостатки:
√ проблемы создания и реализации тестового контроля: во-первых, создание тестов, их унификация, анализ – это большая кропотливая работа; во-вторых, чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком студентов 100–120 человек);
|
|
√ значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов;
√ любая необоснованность, неосторожность или поспешность в выводах может привести к случайным заключениям, поспешным рекомендациям и сомнительным педагогическим последствиям;
√ возможность угадывания;
√ преподавателю не видны характер хода решения, глубина знаний обучаемого.
При составлении тестовых заданий к преподавателю предъявляются следующие требования:
▪ Необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т. д.
▪ Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания.
▪ ▪Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память.
▪ Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми.
▪ Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
▪ Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т. д.
▪ В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.