Понятие метода обучения. Классификация методов

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (например, изложение нового материала, организацию работы по применению знаний на практике и т. д.) и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемые им способы учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Метод – способ построения и обоснования системы научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методах – методологии. Для решения конкретных проблем в рамках той или иной науки используются специальные методы.

Методологические идеи и принципы, которые оказываются продуктивными в других науках, приобретают общенаучный статус (принцип дополнительности, идея биологической эволюции, системный подход).

Различают экспериментальные и теоретические, эвристические и алгоритмические методы. Иная классификация опирается на различные методы качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение методов в зависимости от форм детерминации – однозначно-детерминистские и вероятностные методы.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, например, показ преподавателя, как нужно выполнять упражнение по применению знаний на практике, помощь студентам в исправлении допускаемых ошибок и т. д.

Исследование американского преподавателя Эдгара Дейла показало, что люди запоминают лишь:

10% того, что прочитали (чтение),

20% того, что услышали (слова),

30% что увидели (картины),

50% что услышали и увидели (экскурсия, демонстрация опыта и т. д.),

70% что говорят и пишут (написание),

90% что сделали своими руками (моделирование, эксперимент).

Использование всех видов дает хороший результат.

Наиболее практичной является классификация методов обучения в зависимости от тех задач, которые с их помощью решаются в процессе обучения. К ним относятся:

▪ методы устного изложения знаний преподавателем (рассказ, объяснение, лекция, беседа, методы иллюстрации и демонстрации);

▪ методы закрепления изложенного преподавателем материала (беседа, работа с учебником, практические работы);

▪ методы самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы);

▪ методы учебной работы по применению усвоенных знаний на практике (упражнения, лабораторные занятия);

▪ методы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов (повседневное наблюдение за учебной работой студентов; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление баллов; проверка домашних работ; контрольные работы; программированный контроль; тестирование и т. д.).

Активный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь выступают не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Если в ходе пассивного занятия основным действующим лицом и менеджером был педагог, то здесь преподаватели и студенты находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные – больше предполагают демократический стиль.

Активные методы обучения – это методы,реализующие установку на большую активность субъекта в учебном процессе, позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями. Активные методы обучения являются таковымив силу более активного участия обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия. Это становится возможным за счет сознательного воспитания способностей учащегося и сознательного формирования у них необходимых деятельностей.

Активные методы обученияпредставляют собой способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Неимитационные методы обучения:

проблемная лекция;

лекция с заранее запланированными ошибками;

лекция пресс-конференция;

эвристическая беседа;

учебная дискуссия;

самостоятельная работа с литературой;

дискуссии.

Имитационные неигровые методы обучения:

коллективная мыслительная деятельность;

ситуационные задачи;

анализ конкретных ситуаций.

Многие исследователи ставят знак равенства между активными и интерактивными методами, однако, несмотря на общие характеристики, они имеют и различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

К ним относятся:

– проблемная лекция;

– разыгрывание ролей;

– анализ конкретных ситуаций;

– программированное обучение;

– игровое проектирование;

– стажировка;

– деловые игры.

Интерактивная лекция может проводиться в следующих формах:

▪ фасилитация;

▪ ведомая дискуссия или беседа;

▪ модерация;

▪ демонстрация слайдов или учебных фильмов;

▪ «мозговой штурм»;

▪ мотивационная речь.

Все методы обучения и воспитания в высшей школе можно разделить на три большие группы:

І. Методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.).

ІІ. Методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, учебное исследование и др.).

ІІІ. Методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта, тесты и др.)

По источникам и способам передачи информации методы делятся на:

– словесные,

– наглядные,

– практические.

По характеру познавательной деятельности выделяются такие виды методов:

▪ объяснительно-иллюстративные;

▪ репродуктивные;

▪ проблемные;

▪ эвристические;

▪ исследовательские.

♦ в зависимости от характера дидактических задач различаются:

методы приобретения знаний;

методы формирования умений и навыков;

методы формирования творческой деятельности;

методы контроля знаний, умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: