Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (например, изложение нового материала, организацию работы по применению знаний на практике и т. д.) и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемые им способы учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Метод – способ построения и обоснования системы научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методах – методологии. Для решения конкретных проблем в рамках той или иной науки используются специальные методы.
Методологические идеи и принципы, которые оказываются продуктивными в других науках, приобретают общенаучный статус (принцип дополнительности, идея биологической эволюции, системный подход).
|
|
Различают экспериментальные и теоретические, эвристические и алгоритмические методы. Иная классификация опирается на различные методы качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение методов в зависимости от форм детерминации – однозначно-детерминистские и вероятностные методы.
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, например, показ преподавателя, как нужно выполнять упражнение по применению знаний на практике, помощь студентам в исправлении допускаемых ошибок и т. д.
Исследование американского преподавателя Эдгара Дейла показало, что люди запоминают лишь:
– 10% того, что прочитали (чтение),
– 20% того, что услышали (слова),
– 30% что увидели (картины),
– 50% что услышали и увидели (экскурсия, демонстрация опыта и т. д.),
– 70% что говорят и пишут (написание),
– 90% что сделали своими руками (моделирование, эксперимент).
Использование всех видов дает хороший результат.
Наиболее практичной является классификация методов обучения в зависимости от тех задач, которые с их помощью решаются в процессе обучения. К ним относятся:
▪ методы устного изложения знаний преподавателем (рассказ, объяснение, лекция, беседа, методы иллюстрации и демонстрации);
▪ методы закрепления изложенного преподавателем материала (беседа, работа с учебником, практические работы);
▪ методы самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы);
|
|
▪ методы учебной работы по применению усвоенных знаний на практике (упражнения, лабораторные занятия);
▪ методы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов (повседневное наблюдение за учебной работой студентов; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление баллов; проверка домашних работ; контрольные работы; программированный контроль; тестирование и т. д.).
Активный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь выступают не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Если в ходе пассивного занятия основным действующим лицом и менеджером был педагог, то здесь преподаватели и студенты находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные – больше предполагают демократический стиль.
Активные методы обучения – это методы,реализующие установку на большую активность субъекта в учебном процессе, позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями. Активные методы обучения являются таковымив силу более активного участия обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия. Это становится возможным за счет сознательного воспитания способностей учащегося и сознательного формирования у них необходимых деятельностей.
Активные методы обученияпредставляют собой способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
♦ Неимитационные методы обучения:
– проблемная лекция;
– лекция с заранее запланированными ошибками;
– лекция пресс-конференция;
– эвристическая беседа;
– учебная дискуссия;
– самостоятельная работа с литературой;
– дискуссии.
♦ Имитационные неигровые методы обучения:
– коллективная мыслительная деятельность;
– ситуационные задачи;
– анализ конкретных ситуаций.
Многие исследователи ставят знак равенства между активными и интерактивными методами, однако, несмотря на общие характеристики, они имеют и различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
К ним относятся:
– проблемная лекция;
– разыгрывание ролей;
– анализ конкретных ситуаций;
– программированное обучение;
– игровое проектирование;
– стажировка;
– деловые игры.
Интерактивная лекция может проводиться в следующих формах:
▪ фасилитация;
▪ ведомая дискуссия или беседа;
▪ модерация;
▪ демонстрация слайдов или учебных фильмов;
▪ «мозговой штурм»;
▪ мотивационная речь.
Все методы обучения и воспитания в высшей школе можно разделить на три большие группы:
І. Методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.).
ІІ. Методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, учебное исследование и др.).
ІІІ. Методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта, тесты и др.)
♦ По источникам и способам передачи информации методы делятся на:
– словесные,
– наглядные,
– практические.
♦ По характеру познавательной деятельности выделяются такие виды методов:
▪ объяснительно-иллюстративные;
▪ репродуктивные;
▪ проблемные;
▪ эвристические;
▪ исследовательские.
♦ в зависимости от характера дидактических задач различаются:
– методы приобретения знаний;
– методы формирования умений и навыков;
|
|
– методы формирования творческой деятельности;
– методы контроля знаний, умений и навыков.