double arrow

Государственная пошлина. Государственная пошлина – это вид платежа, взимаемого с юридически заинтересованных в исходе лиц в доход государства за подачу этими лицами в суды исковых


Государственная пошлина – это вид платежа, взимаемого с юридически заинтересованных в исходе лиц в доход государства за подачу этими лицами в суды исковых заявлений, заявлений и жалоб, кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов.

Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, которые обращаются в суд с соответствующими исковыми заявлениями (заявлениями, жалобами), а равно получающие в судах копии документов.

Отношения по уплате государственной пошлины в Республике Беларусь регулируются главой 15 ГПК, Законом Республики Беларусь от 10 января 1992 г. «О государственной пошлине» 1(с последующими изменениями и дополнениями), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот ее уплате» 2(с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкцией о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины 3, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 47 (в редакции постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. № 75 и от 6 февраля 2004 г. № 25).




В соответствии с указанными нормативными актами и ст. 115 ГПК государственной пошлиной оплачиваются:

1. Заявления о возбуждении дела:

® исковые заявления, в том числе встречные;

® заявления третьих лиц, содержащие самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе;

® жалобы на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан и права юридических лиц;

® заявления по делам особого производства;

® заявления по делам приказного производства;

2. Кассационные и надзорные жалобы на судебные постановления;

3. Выдача судами копий документов.

Государственная пошлина, взимаемая при обращении в общие суды, в соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной пошлине» поступает в доход местного бюджета.

Различают два вида государственной пошлины: простую и пропорциональную. Простая пошлина исчисляется в твердых ставках, а пропорциональная – в процентном выражении.

В настоящее время в Республике Беларусь установлена простая пошлина, выраженная в базовых величинах, и пропорциональная пошлина, которая в соответствии со ст. 119 ГПК определяется в процентном отношении к цене иска или к установленной базовой величине. Ставки государственной пошлины согласно ст. 3 Закона «О государственной пошлине» устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. В настоящее время ставки установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 402.



Государственная пошлина, пропорциональная базовой величине, уплачивается исходя из ее размера, установленного на день уплаты пошлины.

Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами путем их внесения в кредитные учреждения либо путем перечисления со счета плательщика в кредитном учреждении.

Размер и порядок исчисления государственной пошлины, уплачиваемой при возбуждении дел, зависят от вида судопроизводства и характера обращения в суд заинтересованного лица. В исковом производстве размер и порядок исчисления пошлины зависят от того, является ли требование заинтересованного лица имущественным или не подлежащим оценке. При заявлении имущественных требований размер государственной пошлины рассчитывается исходя из цены иска.

Под ценой иска понимается размер требования заинтересованного лица в денежном выражении. В соответствии со ст. 120 ГПК цена иска определяется:

® в исках о взыскании денежных средств – взыскиваемой суммой;

® в исках об истребовании имущества – стоимостью имущества;

® в исках о взыскании алиментов – совокупностью всех платежей, но не более чем за один год;

® в исках о срочных платежах и выдачах – совокупностью всех платежей или выдач, но не более чем за три года;



® в исках о бессрочных или пожизненных платежах или выдачах – совокупностью платежей или выдач за три года;

® в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач – суммой, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи или выдачи, но не более чем за один год;

® в исках о прекращении платежей или выдач – совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год;

® в исках о досрочном расторжении договора аренды (имущественного найма) – совокупностью платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

® в исках о признании договоров недействительными – исходя из стоимости имущества;

® в исках о праве собственности на строения, принадлежащие гражданам,– стоимостью строения, но не ниже инвентаризационной оценки, или, при отсутствии ее, – не ниже оценки по обязательному государственному страхованию, а для строений, принадлежащих юридическим лицам, – не ниже балансовой оценки строения;

® в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований, – общей суммой всех требований.

Цена иска указывается лицом, обращающимся с соответствующим требованием в суд (истцом, третьим лицом или ответчиком, заявляющим встречный иск). В случае явного несоответствия заявленной цены иска ее действительному размеру она предварительно определяется судьей при принятии искового заявления с вынесением соответствующего определения. При этом, если действительный размер цены иска превышает заявленный, заявитель обязывается судом доплатить пошлину до необходимого размера.

От явного несоответствия цены иска следует отличать случаи затруднительности ее определения. При наличии таких обстоятельств размер государственной пошлины предварительно определяется судом с последующим довзысканием ее в соответствии с ценой иска, определенной судом при рассмотрении дела.

Размер уплачиваемой государственной пошлины в соответствии с п. 1 постановления Совета Министров от 26 марта 2003 г. № 402 составляет:

® с исковых заявлений имущественного характера, в том числе встречных, и заявлений третьих лиц с самостоятельными требованиями на предмет спора – 10 процентов цены иска;

® с жалоб на решения Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел об отказе в признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем, о приостановлении и прекращении рассмотрения ходатайств ино-странных граждан или лиц без гражданства о признании беженцами, об утрате статуса беженца, о лишении статуса беженца и об аннулировании решений о признании иностранных граждан или лиц без гражданства беженцами – 1 базовая величина;

® с жалоб на иные действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющие права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, – и права юридических лиц – 5 базовых величин;

® с жалоб на постановления (решения) государственных органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях о наложении:

административного взыскания в виде штрафа в размере:

менее 10 базовых величин – 0,5 базовой величины;

от 10 до 100 базовых величин – 2 базовые величины;

более 100 базовых величин – 3 базовые величины;

иных административных взысканий – 1 базовая величина;

® с исковых заявлений:

о расторжении брака – 5 базовых величин;

о расторжении повторного брака – 7 базовых величин;

® с исковых заявлений о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, а также с исковых заявлений истцов о расторжении брака с лицами, осужденными к лишению свободы на срок не менее 3 лет, – 1 базовая величина;

® с исковых заявлений:

об изменении или расторжении договора найма жилых помещений, о продлении срока принятия наследства – 2 базовые величины;

с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке) – 5 базовых величин;

® с заявлений (жалоб) по делам особого производства – 2 базовые величины;

® с заявлений (жалоб), состоящих из нескольких самостоятельных требований, – соответственно за каждое требование в отдельности;

® с кассационных и первичных надзорных жалоб на решения и определения судов об утверждении мировых соглашений, определения о судебном приказе, а также с жалоб на кассационные определения и надзорные постановления вышестоящих судов, с первичных надзорных жалоб на приговоры судов в части разрешения граждан-ского иска, – 50 процентов ставки, установленной на подачу искового или другого заявления и жалобы, а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы;

® с повторных надзорных жалоб на судебные решения, приговоры судов в части разрешения гражданского иска, указанные в предыдущем пункте, – 50 процентов ставки, предусмотренной в предыдущем пункте;

® за повторную выдачу копии судебного решения, приговора, определения и другого постановления суда – 1 базовая величина и, кроме того, 50 процентов базовой величины за каждую изготовленную страницу;

® за выдачу копии решения суда о расторжении брака – от 1 до 5 базовых величин (с одного или с обоих супругов);

® за выдачу копий других документов, находящихся в рассмотренном по существу деле, выдаваемых судом по письменной просьбе сторон и других участников процесса, – 10 процентов базовой величины и кроме того 3 процента базовой величины за каждую изготовленную страницу.

Требование имущественного характера состоит в том, что лицо, обращающееся в суд, просит признать за ним какое-либо имущественное право, присудить вещь или взыскать в его пользу определенную денежную сумму. Такое требование имеет свой размер, может быть оценено в денежном выражении, им можно распоряжаться путем увеличения или уменьшения размера требования.

К требованиям, носящим неимущественный характер или не подлежащим оценке, относятся, например, требования об изменении или расторжении договоров найма жилых помещений, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста, о возмещении морального вреда и т.п.

В случае, если исковое заявление (заявление, жалоба) содержит несколько самостоятельных требований, государственная пошлина исчисляется путем сложения пошлин, предусмотренных за каждое требование в отдельности. Это правило применяется в случаях соединения в одном заявлении требований как имущественного, так и неимущественного характера в различном сочетании. Исключение составляют лишь случаи, когда истцом в одном заявлении соединены требования в отношении одного и того же имущества, обусловленные избранием различных способов судебной защиты. Например, по иску о признании права собственности на строение и присуждении его государственная пошлина будет исчислена исходя из стоимости строения.

При предъявлении иска совместно несколькими ист­цами к одному или нескольким ответчикам пошлина исчисляется из общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований. От общей суммы иска пошлина взимается также в случае предъявления иска одним истцом к нескольким ответчикам, а также при объединении судьей (судом) в одно производство нескольких однородных требований.

Государственная пошлина по общему правилу уплачивается до обращения в суд с соответствующим процессуальным документом (подачи заявления, жалобы) или до выдачи судом копии документа. Неисполнение обязанности уплатить государственную пошлину влечет оставление процессуального документа без движения. При вынесении определения об уточнении цены иска (ее увеличении) суд также оставляет исковое заявление без движения с предоставлением срока для доплаты государственной пошлины в установленном порядке.

В случае, если в срок, указанный в определении суда, пошлина не будет уплачена, процессуальный документ считается неподанным и возвращается подателю.

При поступлении в суд заявления, не оплаченного пошлиной и не содержащего просьбы об освобождении от ее уплаты, судья обязан проверить, не освобождено ли лицо, обратившееся в суд, от уплаты пошлины в доход государства в силу законодательства.

При реализации истцом права на увеличение или уменьшение размера исковых требований уплата государственной пошлины происходит в следующем порядке: при увеличении цены иска государственная пошлина подлежит доплате, при уменьшении цены иска государственная пошлина возврату не подлежит.

По общему правилу уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит. Однако законодательство предусматривает возможность полного или частичного возврата государственной пошлины из бюджета лицу, уплатившему ее (ст. 123 ГПК, ст. 8 Закона «О государственной пошлине»). Это случаи, когда:

® пошлина была внесена в большем размере, чем требуется по действующему законодательству;

® лицу, обратившемуся в суд, отказано в возбуждении дела или его заявление возвращено по основаниям, предусмотренным ст. 248 и 249 ГПК;

® производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью его суду;

® заявление по делу оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением заинтересованным лицом установленного внесудебного порядка разрешения дела, либо в связи с подачей заявления недееспособным лицом, либо в связи с нахождением на рассмотрении другого суда спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

® лицу отказано в принятии кассационной жалобы в случае, если судебное постановление не подлежит обжалованию в силу закона или если лицам, пропустившим срок на кассационное обжалование, отказано в восстановлении срока на обжалование;

® кассационная жалоба возвращена после оставления ее без движения при невыполнении указаний, содержащихся в определении суда;

® лицо, уплатившее пошлину, отказалось до обращения в суд от совершения процессуального действия или получения документа;

® отменено в установленном порядке уже исполненное решение суда о взыскании пошлины с юридически заинтересованного в исходе дела лица;

® в процессе рассмотрения дела судом уточнена цена иска, с которого была уплачена пошлина, и цена иска уменьшена.

Законодательством Республики Беларусь могут быть определены и иные случаи возврата государственной пошлины.

Основанием для возврата государственной пошлины является определение суда при условии подачи заявления в суд до истечения трехлетнего срока со дня уплаты пошлины в бюджет (ст. 60 Налогового кодекса). Возврат пошлины из местного бюджета производится по заявлению плательщика (ст. 123 ГПК). К заявлению о возврате пошлины прилагается определение суда, а также подлинные документы, подтверждающие уплату пошлины.







Сейчас читают про: