Особенная часть 9 страница. § 5. Особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении

§ 5. Особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении

Действующее законодательство предусматривает возможность исправления ошибок, допущенных при совершении нотариальных действий или при отказе в их совершении, в судебном и административном порядке.

Административный порядок применяется, когда жалоба не относится к существу нотариального действия. В соответствии с п. 64 Закона о нотариате и нотариальной деятельности 1 жалобы, не связанные с законностью совершения нотариальных действий или с отказом в их совершении (нарушение сроков совершения таких действий, несоблюдение установленных часов приема и др.), рассматриваются Министерством юстиции, управлениями юстиции, другими государственными органами в пределах их компетенции.

Судебный контроль за деятельностью органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия, применяется, когда, по мнению лица, обратившегося за совершением нотариального действия, оно совершено неправильно или отказ в его совершении неправомерен, когда нотариальным действием ущемлены интересы лиц, не принимавших участия в его совершении, а также когда совершенное нотариальное действие стало основанием для возникновения спора о праве, подведомственного общему или хозяйственному суду.

Хозяйственные суды рассматривают дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении, если за их совершением обратились субъекты хозяйствования – юридические лица или индивидуальные предприниматели (ст. 44, 266 ХПК).

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства (п. 4 ст. 63 Закона о нотариате и нотариальной деятельности). В остальных случаях дело возбуждается в общем суде жалобой и рассматривается по правилам производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Иногда лица, обратившиеся за совершением нотариального действия и получившие отказ, имеют право на судебную защиту не иначе, как в исковом производстве. Так, только в исковом производстве может быть решен вопрос о праве на наследство по завещанию, если нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство, полагая, что завещание удостоверено с нарушением установленного законом порядка.

Рассмотрение и разрешение в общих судах дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении регулируется ст. 351–352 ГПК и постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 1998 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением от 23 сентября 1999 г. № 11 1.

Если жалоба на неправильно совершенное нотариальное действие или на отказ в его совершении связана со спором о праве, подведомственном общему суду, судья отказывает в возбуждении дела в соответствии с п. 8 ст. 246 ГПК.

Если из принятой к производству суда жалобы и приобщенных к ней документов суд усматривает наличие спора о праве, подведомственного суду, либо такой спор возникает при рассмотрении дела, судья выносит определение об оставлении жалобы без рассмотрении и разъясняет заинтересованным лицам право обратиться в суд с иском (п. 10 ст. 165 ГПК).

Заинтересованное лицо вправе подать жалобу на нотариальное действие или на отказ в его совершении в суд по месту нахождения нотариальной конторы, нотариального бюро, в составе которого работает частный нотариус, государственных органов, иных организаций, должностные лица которых вправе совершать нотариальные действия. Жалоба на неправильное удостоверение завещания или отказ в его удостоверении капитаном судна, ходящего под флагом Республики Беларусь, подается в суд по месту регистрации (приписки) судна.

Жалоба подается в суд в 10-дневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении (ч. 3 ст. 351 ГПК).

При пропуске этого срока, если заявлено требование о его восстановлении, суд должен выяснить причины пропуска и, если они уважительны, восстановить срок и рассмотреть жалобу по существу (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 1998 г. № 7 с изменениями и дополнениями). Пропуск срока без уважительных причин не влечет отказ в возбуждении дела, а является основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

Подаваемая в суд жалоба должна отвечать требованиям ст. 109 ГПК. В ней должны быть указаны, в частности, фамилия, собственное имя, отчество гражданина, обратившегося в суд, и его местожительство, данные о нотариусе, ином органе или должностном лице, неправильно совершившем или отказавшем в совершении нотариального действия, его местонахождении; какое нотариальное действие, по мнению заявителя, совершено неправильно или в совершении какого действия неправильно отказано; мотивы, по которым он считает данные действия незаконными, и просьба о применении соответствующих полномочий суда.

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судья предлагает лицам, юридически заинтересованным в исходе дела, представить имеющие значение для дела подлинные нотариально удостоверенные документы либо документы, которые должны быть нотариально удостоверены или засвидетельствованы, постановление нотариуса или другого должностного лица об отказе в совершении нотариального действия (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 1998 г. № 7 с изменениями и дополнениями).

Поскольку нотариальная деятельность основывается на принципе тайны и сведения о совершенном нотариальном действии выдаются только в предусмотренных законодательными актами случаях, юридически заинтересованные в исходе дела лица могут быть лишены возможности представить такие документы. В этом случае суд по их ходатайству содействует им в истребовании доказательств (ч. 3 ст. 179 ГПК).

Поскольку ГПК не устанавливает иное, дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении рассматриваются судом не позднее месячного срока со дня поступления жалобы в суд (ст. 337 ГПК).

Жалоба рассматривается судом с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица, совершившего нотариальное действие или отказавшего в его совершении, однако их неявка не является препятствием к разрешению дела (ч. 4 ст. 351 ГПК).

Заявитель, нотариус либо иные должностные лица, совершившие нотариальное действие или отказавшие в его совершении, участвуют в деле в качестве имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц (ст. 54 ГПК). Они пользуются правами и несут обязанности, преду-смотренные ст. 56 ГПК, за изъятиями, которые вытекают из сущности производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, или прямо установлены ГПК и иными законами (ч. 4 ст. 56 ГПК).

Решение суда по данной категории дел должно отвечать общим требованиям, предусмотренным ст. 297, 302–306 ГПК, и всегда включает мотивировочную часть (ст. 352 ГПК).

Разрешая дело, суд может применить следующие полномочия:

® признать нотариальные действия совершенными правильно и отклонить жалобу;

® признать жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое управомоченное должностное лицо:

– совершить определенное нотариальное действие,

– внести исправления в совершенное нотариальное действие (устранить допущенные нарушения),

– отменить совершенное нотариальное действие (ст. 352 ГПК).

Копию решения суда при удовлетворении жалобы необходимо направлять в нотариальный орган, где было совершено нотариальное действие (отказано в нем) (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда от 24 сентября 1998 г. № 7 с изменениями и дополнениями).

§ 6. Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) госу­дар­- ственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в слу- чаях, предусмотренных актами законо- дательства, – права юридических лиц

Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения данной категории дел регулируются § 6 гл. 29 ГПК (ст. 353–358), а также нормами, содержащимися в актах материального законодательства (прежде всего законодательства об общественных объединениях). В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 353 ГПК гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права. Военнослужащий вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) должностных лиц и органов военного управления.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. №10 «О применении судами процессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалоб на ущемляющих права граждан действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц» 1(далее – постановление от 17 декабря 2002 г. №10) право граждан на обращение с жалобой в суд, закрепленное в ч. 1 ст. 353 ГПК, используется, если порядок судебного обжалования неправомерных действий (бездействия) отдельных субъектов специально не установлен другими нормами ГПК (например, в § 2–5 и 7 гл. 29, ст. 479 ГПК) либо законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими отдельные виды правоотношений, не определен иной порядок обращения с жалобами и порядок их разрешения.

При этом в силу ст. 60 Конституции Республики Беларусь обжалование действий (бездействия), предусмотренных ст. 353 ГПК, в несудебном порядке не лишает права граждан на обращение в суд в случае несогласия с принятым решением.

Случаями иного порядка обращения с жалобами в общие суды являются жалобы на действия, совершаемые в рамках производства по уголовному делу органами следствия и дознания, а также другими органами, ведущими уголовный процесс, администрацией учреждений, исполняющих наказание, которые подлежат обжалованию, в суд по правилам гл. 16 УПК или правилам УИК (п. 5 ст. 18).

Право жалобы принадлежит гражданам Республики Беларусь, а в силу ст. 58 также иностранным гражданам и лицам без гражданства. Согласно ст. 358 ГПК такое право принадлежит юридическим лицам в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Законодательство о политических партиях, профессиональных союзах и иных общественных объединениях, в частности, предусматривает обжалование письменных предупреждений областных управлений юстиции, Министерства юстиции этим юридическим лицам, отказ в регистрации (перерегистрации) их уставов, гимнов, значков, иной символики, постановки на учет организационных структур. В случаях, когда законодательство не предусматривает подведомственность общему суду жалоб юридических лиц, они, а также индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в хозяйственный суд с заявлениями о признании неправомерными действий (бездействия) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц либо с заявлениями о признании актов государственных и иных органов недействительными.

К субъектам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в суд, относятся:

® государственные органы, в том числе республикан-ские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, министерства, комитеты, комитеты при Совете Министров), местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, администрации районов), их управления, отделы, комитеты, создаваемые этими органами комиссии и другие органы местного управления, образуемые в установленном порядке для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности;

® иные государственные органы, не относящиеся к органам государственного управления (например, прокуратура, Комитет государственного контроля и их территориальные органы);

® коллегиальные органы юридических лиц независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также организации, не являющиеся юридическими лицами;

® должностные лица, занимающие (постоянно или временно) в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях и предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо исполняющие обязанности по специальному полномочию.

Действие как активное поведение, подлежащее обжалованию, может быть совершено как в форме соответствующих правоприменительных актов (решений, постановлений, приказов, распоряжений и т.п.) либо в отказе в их принятии, так и не иметь такой формы, а бездействие, как правило, выражается в несовершении субъектами действий, обеспечивающих реализацию прав или охраняемых законом интересов граждан. Для реализации права на обжалование в суд не имеет юридического значения, совершено ли действие (бездействие) компетентным органом (должностным лицом), так как этот вопрос касается их правомерности и имеет значение для разрешения жалобы по существу.

В ч. 2 ст. 353 ГПК определены признаки ущемления прав граждан коллегиальным или единоличным действием (бездействием), а именно – незаконное лишение возможности полностью или частично осуществлять право, предоставленное гражданину нормативно-правовым актом независимо от его вида, либо незаконное возложение какой-либо обязанности. Согласно ст. 232 и ст. 340 ГПК эти признаки ущемления прав гражданина должны указываться в жалобе в качестве мотивов неправомерности действия (бездействия) и подтверждения заинтересованности гражданина, его активной легитимации в качестве надлежащего заявителя. Отсутствие таких сведений может служить основанием для оставления жалобы без движения согласно cт. 248 ГПК.

Пленум Верховного Суда в п. 2 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10 разъяснил, что дела о признании недействительным нормативно-правового акта судам не подведомственны (так как обжалованию подлежат лишь действия (акты) индивидуального характера, нарушающие права и охраняемые законом интересы граждан). Этот вывод основан на сложившейся практике отнесения контроля за конституционностью всех нормативных актов к исключительной компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, так как в ст. 116 Конституции предусмотрена его компетенция на проверку соответствия актов любого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам, указам.

На практике неправомерными действиями (бездействием) чаще всего граждане лишаются возможности полностью или частично осуществлять субъективное право. В связи с этим подлежат обжалованию и обжалуются действия по отказу в прописке, регистрации строений и транспортных средств, в постановке на учет нуждающихся в улучшении условий, в предоставлении жилого помещения в порядке очередности или во внеочередном порядке, в выдаче, ознакомлении, свидетельствовании документов, касающихся прав и интересов граждан и др. 1

В части 3 ст. 353 ГПК закреплена подсудность жалоб военнослужащих на действия (бездействие) должностных лиц и органов военного управления военным судам согласно ст. 43 и 44 ГПК. Это правило не распространяется на их жалобы из иных правоотношений, которые рассматриваются районными судами.

В пункте 6 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10 Пленум Верховного Суда Республики Беларусь разъяснил, что в порядке ст. 353 ГПК и в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» могут быть обжалованы действия (бездействие) военных должностных лиц и органов военного управления, основанные на властных полномочиях командира (начальника) по отношению к подчиненному, связанные с прохождением военной службы и определением служебно-правового положения военнослужащего: о назначении на военную должность и перемещении по службе; о присвоении воинского звания и снижении в нем; о предоставлении отпуска; о наложении дисциплинарного взыскания и др., а в исковом порядке – споры военнослужащих о восстановлении на военной службе и изменении оснований увольнения, о выполнении условий контракта о прохождении военной службы, о предоставлении положенного довольствия, а также иные споры, содержащие материально-правовые требования.

Условием, препятствующим возбуждению дел по данным жалобам, является наличие спора о праве, подведомственного суду (п. 8 ст. 246 ГПК).

Не является препятствием к возбуждению дела по жалобе одновременное заявление требования искового характера (в частности, о компенсации морального вреда), которое подлежит выделению для рассмотрения в порядке искового производства (п. 14 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10).

Согласно ч. 1 ст. 354 ГПК установлена в качестве общих правил условная подведомственность суду жалоб и соответственно обязанность соблюсти предварительный внесудебный порядок обжалования в порядке подчиненности вышестоящему государственному органу, юридическому лицу, организации, должностному лицу, органу военного управления и месячный срок на рассмотрение жалобы во внесудебном порядке. Судья отказывает в возбуждении дела, если гражданином не соблюден внесудебный порядок разрешения жалобы по п. 2 ст. 246 ГПК, а в судебном заседании оставляет жалобу без рассмотрения по п. 1 ст. 165 ГПК, если этот порядок не соблюден или не истек срок рассмотрения жалобы в административном порядке. Эти правила не применяются, если законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность подачи жалобы непосредственно в суд либо установлена альтернативная подведомственность (п. 12 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10). Полагаем, что они не подлежат применению и при отсутствии у субъекта, действия которого обжалуются, вышестоящих органов.

В части 2 ст. 354 ГПК предусмотрено право, вытекающее из общих правил гражданского процесса, на подачу жалобы гражданином лично или через представителя. Однако в силу правил гл. 10 и 11 ГПК жалоба (заявление) в интересах гражданина может быть подана прокурором (ст. 81), а в защиту интересов несовершеннолетних и недееспособных – государственными органами, юридическими лицами, в том числе общественными объединениями (п. 4 ст. 85, ст. 86).

Согласно ч. 3 ст. 354 ГПК установлена территориальная подсудность жалоб суду по месту нахождения государственного органа, иного юридического лица, другой организации или месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются.

В случае обжалования нескольких взаимосвязанных действий (решений) различных органов и должностных лиц заявитель вправе самостоятельно определить подсудность жалобы суду по месту нахождения одного из органов или мест работы должностных лиц, чьи действия обжалуются применительно к ч. 11 ст. 47 ГПК (п. 10 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10).

По большинству жалоб действует общее правило родовой подсудности дел районному (городскому) суду. Статья 45 ГПК предусматривает подсудность жалоб Верховному Суду Республики Беларусь на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан, по жалобам на решение Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства, а законами о политических партиях и общественных объединениях закреплена подсудность Верховному Суду жалоб на письменные предупреждения и решения, вынесенные Министерством юстиции Республики Беларусь политической партии и международным республиканским общественным объединениям, а на решения управлений юстиции, областных, Минского городского и исполнительных комитетов – в областной, Минский городской суд.

Содержание жалоб определяется общими правилами ст. 109, 242, 243 ГПК с учетом общих положений ст. 29 ГПК в отношении жалоб.

В жалобе, в частности, должно быть указано, какие действия (бездействие) обжалуются, мотивы (основания) жалобы, т.е. юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или не-обоснованности действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 340 ГПК, какие конкретно права гражданина нарушены этими действиями (бездействием), какие обязанности неправомерно возложены на гражданина, подавалась ли аналогичная жалоба вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, юридическому лицу, организации, должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ (п. 13 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10).

Жалоба по общему праву оплачивается государственной пошлиной.

В случае несоответствия жалобы установленным ГПК требованиям жалоба в соответствии с общими правилами ст. 111 и 248 ГПК оставляется без движения с предоставлением заявителю срока для исправления недостатков.

В ч. 1 ст. 355 ГПК определен в качестве общего правила месячный срок на подачу жалобы в суд и порядок его исполнения: для большинства случаев при обязательном внесудебном обжаловании – со дня получения гражданином отказа вышестоящих лиц в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы вышестоящему лицу, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования – со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

Согласно п. 11 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10 если законодательными актами Республики Беларусь установлен более длительный срок обращения с жалобой в суд, то применяется срок, определенный ими (например, 3-месячный срок на обжалование дисциплинарного взыскания согласно ч. 3 ст. 86 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Республики Беларусь).

Пропуск срока на обжалование не является препятствием для возбуждения дела. Согласно ч. 2 ст. 355 ГПК пропущенный по уважительным причинам срок на подачу жалобы может быть восстановлен судом. В соответствии с общими правилами для этого необходимо заявление лица, подавшего жалобу.

В случае признания причин пропуска срока неуважительными суд отказывает в удовлетворении жалобы (п. 11 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10).

В части 2 ст. 355 ГПК закреплено право суда приостановить исполнение обжалуемого действия до разрешения жалобы. С учетом общих положений гл. 29 ГПК возможно обязательное приостановление исполнения.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд обязан приостановить исполнение обжалованного действия, если в законе предусмотрено обязательное его приостановление (например, ст. 42 КоЗ). В иных случаях суд по ходатайству заявителя либо по собственной инициативе вправе приостановить исполнение обжалованного действия в любом положении дела (ч. 3 ст. 340 ГПК). Это правило распространяется и на случай подачи жалобы на судебное решение в порядке надзора, если судом первой инстанции в удовлетворении жалобы было отказано (п. 13 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10).

О приостановлении судом исполнения обжалованного действия извещаются путем направления копии постановления суда лица, действия которых обжалуются, а также лицо, осуществляющее исполнение (ч. 4 ст. 340 ГПК).

Рассмотрение жалобы судом происходит с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа, юридического лица, другой организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей. Неявка в судебное заседание указанных лиц по неуважительной причине не служит препятствием к рассмотрению жалобы. Суд может признать явку названных лиц обязательной, на что указывает в извещении о вызове в судебное заседание. Неявка этих лиц в таких случаях влечет применение к ним судебного штрафа в размере и порядке, установленных ст. 170 и 171 ГПК (ст. 356 ГПК).

В соответствии с общими положениями гл. 29 ГПК суд вправе привлечь к участию в деле и иных заинтересованных лиц.

Кроме того, по всем жалобам в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, имеются особенности в определении предмета доказывания и распределении обязанностей доказывания согласно правилам ст. 339 ГПК.

В остальном, включая и порядок разбирательства дела, применяются общие правила ГПК.

Если при рассмотрении жалобы суд установит, что возник спор о праве гражданском, подведомственный суду, гражданину, подавшему жалобу, разъясняется, что спор может быть разрешен путем предъявления иска. Жалоба в этом случае оставляется без рассмотрения (п. 10 ст. 165 ГПК). Если же наличие спора о праве гражданском, подведомственного суду, усматривается еще при разрешении вопроса о возбуждении производства по делу, суд в соответствии с п. 8 ст. 246 ГПК отказывает в возбуждении дела. Примерами споров о праве гражданском при рассмотрении судом дел по данного рода жалобам являются споры о праве на пользование жилым помещением в случае отказа в прописке, споры о праве на строение, в регистрации которого отказано.

Согласно ч. 1 ст. 357 ГПК суд выносит по результатам рассмотрения жалобы решение, которое в силу ч. 1 ст. 305 ГПК может быть составлено без мотивировочной части, если этого не потребовали юридически заинтересованные в исходе дела лица.

В частях 2 и 3 ст. 357 ГПК урегулированы основные условия вынесения решения об удовлетворении жалобы и об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение об удовлетворении жалобы (признании ее обоснованной) основывается на признании действия (бездействия) неправомерным, ущемляющим права гражданина. В нем суд устанавливает обязанность лиц, совершивших обжалуемое действие (бездействие), устранить допущенное нарушение.

В пункте 20 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10 в связи с этим разъяснено, что при удовлетворении жалобы суд в резолютивной части решения указывает на конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения (например, обязывает соответствующее должностное лицо органа внутренних дел прописать заявителя по конкретному адресу, возлагается обязанность на должностное лицо выдать требуемую справку), а в мотивировочной части, в случае ее составления, – правовые нормы, нарушенные государственным органом, юридическим лицом, иной организацией либо должностным лицом, а также мотивы принятого решения.

Основаниями для вынесения решения об отказе в удовлетворении жалобы является установление судом соответствия обжалуемых действий закону, регулирующему основания и условия их совершения и совершения их компетентным государственным органом, юридическим лицом, организацией либо должностным лицом, органом военного управления в пределах их полномочий.

В соответствии с ч. 4 ст. 357 ГПК решение суда по удовлетворенной жалобе для устранения допущенных нарушений направляется субъектам, действия которых были обжалованы, либо вышестоящим в порядке подчиненности субъектам в течение 3 дней со дня вступления в законную силу.

Исполнение таких решений осуществляется названными в решении компетентными лицами, в том числе привлеченными в процесс в качестве правопреемников при реорганизации, ликвидации, уходе с прежней должности субъектов, совершивших обжалованные действия (п. 16 постановления от 17 декабря 2002 г. № 10).

При этом исполнительные листы по таким решениям не выдаются. Однако с целью контроля за исполнением ч. 5 ст. 357 ГПК устанавливает обязанность сообщить суду и заявителю об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения решения.

В качестве санкций за неисполнение решений лицами, на которых суд возложил такую обязанность, возможно применение судебного штрафа и иных мер, преду-смотренных ст. 537 ГПК, включая применение уголовной ответственности в соответствии со ст. 423 УК к должностным лицам за неисполнение решения суда.

§ 7. Рассмотрение жалоб на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе

Дела по жалобам на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе – отдельная категория дел, возникающих из административно-правовых отношений, особенности рассмотрения и разрешения которых урегулированы в § 7 гл. 29 ГПК.

Одной из категорий подведомственных судам гражданских дел являются дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, включая объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, селекционные достижения (сорта растений, породы животных), фирменные наименования, топологии интегральных микросхем, географические указания и т.д.). Правовой режим данных объектов гражданских прав регулируется нормами гл. 62–67 ГК, а также законодательными актами об отдельных объектах промышленной собственности (Законом от 16 декабря 2002 г. «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» 1, Законом от 5 февраля 1993 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания» 2, Законом от 13 апреля 1995 г. «О патентах на сорта растений» 3, Законом от 7 декабря 1998 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 1, Законом от 17 июля 2002 г. «О географических указаниях» 2 и т.д.).

Дела, возникающие из применения законодательства, регулирующего отношения в области промышленной собственности, в зависимости от отраслевой принадлежности можно разделить на две группы.

Первая группа дел – дела по спорам гражданско-правового характера, возникающим между гражданами и юридическими лицами в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности, права на которые оформлены в установленном законом порядке (например, дела о признании авторских прав на изобретение, полезную модель, дела о пресечении действий, нарушающих исключительные права правообладателя на объект промышленной собственности, дела о взыскании убытков и (или) штрафа за незаконное использование объекта промышленной собственности, дела о прекращении правовой охраны объекта интеллектуальной собственности, дела о взыскании вознаграждений (роялти) за использование объектов промышленной собственности и иные разнообразные дела, возникающие из лицензионных и иных договоров, опосредующих отношения в сфере создания и использования объектов промышленной собственности, и т.д.). Данные дела рассматриваются в порядке искового производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: