Особенная часть 10 страница

Вторая группа дел – дела, возникающие из административно-правовых отношений, участниками которых являются, с одной стороны, государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее – НЦИС) – государственный орган, обеспечивающий охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, а с другой стороны – юридические и (или) физические лица, считающие, что действиями указанного органа нарушены их права или охраняемые законом интересы.

Положение о НЦИС утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. № 641 1. В соответствии с ним НЦИС осуществляет определенные законодательством функции патентного органа. Он, в числе прочего, рассматривает заявки на выдачу охранных документов (патентов, свидетельств) на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государственную регистрацию указанных объектов, выдает и в установленном порядке признает недействительными охранные документы, ведет соответствующие государственные реестры, регистрирует лицензионные договоры, договоры уступки, договоры залога прав на объекты интеллектуальной собственности и другие договоры, которые в соответствии с законодательством подлежат регистрации в НЦИС, ведет государственный реестр таких договоров, осуществляет иные предусмотренные законодательством полномочия.

Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде неправомерные действия НЦИС в указанной сфере, например неправомерный, по мнению лица, отказ НЦИС в выдаче охранного документа (свидетельства, патента) на объект промышленной собственности, неправомерную выдачу охранного документа на имя другого лица, неправомерное решение патентной экспертизы НЦИС по его заявке и т.д.

Подобные дела рассматриваются по правилам единичной подведомственности общими судами (независимо от субъектного состава участников правоотношения), а в соответствии с правилами специальной родовой подсудности (ст. 45 ГПК) – Судебной коллегией по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.

Законодательными актами установлено, что большинство действий НЦИС, совершаемых им в процессе выдачи охранных документов на объекты промышленной собственности, государственной регистрации таких объектов, признания недействительными охранных документов и т.д., первоначально до обращения в суд должны быть обжалованы заинтересованным лицом в административный юрисдикционный орган – Апелляционный совет НЦИС, Положение о котором утверждено постановлением Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь от 10 января 2003 г. № 2 1. Так, Апелляционный совет НЦИС является первичным органом по рассмотрению жалоб физических и юридических лиц на различные решения патентной экспертизы НЦИС по заявкам на регистрацию объектов промышленной собственности, возражений против выдачи охранных документов или против регистрации таких объектов, а также рассматривает иные жалобы, возражения и заявления, если их рассмотрение отнесено к компетенции Апелляционного совета НЦИС актами законодательства.

Правила подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе (далее – Правила) утверждены постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 1, с изм. и доп.2

Законодательные акты об объектах промышленной собственности, а также п. 2–4 Правил содержат перечень жалоб, возражений и заявлений, которые подлежат рассмотрению в Апелляционном совете НЦИС. К числу таковых, например, относятся:

® жалобы на различные решения экспертизы НЦИС по заявкам на регистрацию объектов промышленной собственности, в том числе на решения об отказе в принятии к рассмотрению таких заявок, об отказе в выдаче патента на изобретение (полезную модель, промышленный образец, сорт растения), об отказе в регистрации товарного знака и т.д.;

® возражения против выдачи патента на изобретение (полезную модель, промышленный образец, сорт растения), против регистрации товарного знака, против регистрации наименования места происхождения товара, против выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара;

® заявления о признании товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь, о прекращении действия регистрации наименования места происхождения товара, о прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.

В некоторых случаях законодательный акт допускает подачу соответствующей жалобы или в Апелляционный совет НЦИС, или непосредственно в суд по выбору заинтересованного лица (например, п. 1 ст. 25 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

Апелляционный совет НЦИС рассматривает поступившие жалобы, возражения и заявления в соответствии с процедурой, установленной Правилами, в срок, составляющий, в зависимости от вида жалобы (возражения, заявления), от одного до шести месяцев, и выносит решение об удовлетворении жалобы (возражения, заявления) полностью или в части или об отказе в их удовлетворении.

Заинтересованное лицо, не согласное с решением Апелляционного совета НЦИС, вправе обжаловать его в Судебную коллегию по патентным делам Верховного Суда. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения таких жалоб регулируется § 7 гл. 29 ГПК.

Обращение заинтересованного лица напрямую в Верховный Суд с жалобой на действия НЦИС, которые в соответствии с законодательными актами должны быть первоначально обжалованы в Апелляционный совет НЦИС, без соблюдения такого порядка обжалования трактуется как несоблюдение порядка предварительного внесудебного разрешения дела и влечет отказ в возбуждении дела по п. 2 ст. 246 ГПК или оставление жалобы без рассмотрения по п. 1 ст. 165 ГПК.

Законодательные акты (например, п. 3 ст. 25, п. 3 ст. 33 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», п. 3 ст. 11, п. 4 ст. 25 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания», ст. 19, 22 Закона «О патентах на сорта растений», п. 3 ст. 6, п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 16 Закона «О географических указаниях» и т.д.) устанавливают сроки на обращение с жалобой по данной категории в Верховный Суд, составляющие, как правило, от шести месяцев до одного года с даты получения заинтересованным лицом соответствующего решения Апелляционного совета. Данные сроки являются по своей природе материально-правовыми, их пропуск не влечет отказа в возбуждении дела по жалобе. Пропущенный по уважительной причине срок по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен Верховным Судом, при этом жалоба рассматривается по существу. Вопрос о восстановлении срока решается в судебном заседании при рассмотрении жалобы, о восстановлении срока указывается в решении. Признание причин пропуска срока неуважительными является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 9 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой права на товарный знак и знак обслуживания» 1).

Ставки государственной пошлины за подачу в Верховный Суд жалоб по данной категории дел установлены Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2000 г. № 559 «О государственной пошлине, взимаемой при подаче заявлений и жалоб в Судебную коллегию по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь» 2.

В качестве юридически заинтересованных в исходе дела лиц в рассмотрении жалобы участвуют лицо, подавшее жалобу, НЦИС (в качестве органа, действия которого обжалуются), а также иные лица, на чьи права и обязанности может повлиять решение по делу. Так, например, при обжаловании решения НЦИС по вопросу о выдаче охранного документа на объект промышленной собственности на имя иного лица к участию в деле привлекается лицо, на имя которого выдан охранный документ; при обжаловании решения Апелляционного совета об отмене регистрации объекта промышленной собственности к участию в деле привлекается лицо, по возражению которого данная отмена была произведена и т.д. В необходимых случаях к участию в деле привлекается прокурор.

При подготовке дела к судебному разбирательству подлежат представлению доказательства, позволяющие установить имеющие значение по делу факты, связанные с созданием, правовой охраной и использованием объекта промышленной собственности, соблюдением патентным органом законодательства при рассмотрении заявки и т.д. (например, материалы поданной в патентный орган заявки о выдаче охранного документа, материалы, связанные с проведением экспертизы, материалы, связанные с рассмотрением дела в Апелляционном совете НЦИС, иные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения жалобы).

Дела данной категории рассматриваются Верховным Судом в месячный срок со дня поступления жалобы (ч. 1 ст. 337 ГПК) и являются единственной категорией гражданских дел, рассмотрение которых по первой инстанции осуществляется коллегиально в составе трех судей (ч. 2 ст. 359 ГПК).

В ходе рассмотрения жалобы Верховным Судом проверяется соответствие обжалуемого решения Апелляционного совета международным договорам Республики Беларусь и актам национального законодательства.

По результатам рассмотрения жалобы Верховный Суд выносит решение, которое, как и любое решение Верховного Суда, вступает в законную силу немедленно и не может быть обжаловано в кассационном порядке (ч. 2 ст. 317, ст. 360 ГПК). Данное решение должно быть мотивировано (п. 3 ч. 1 ст. 305 ГПК).

Своим решением Верховный Суд вправе признать обжалуемое решение Апелляционного совета неправомерным и отменить его полностью или в части либо оставить такое решение без изменения, а жалобу заинтересованного лица – без удовлетворения.

В случае отмены решения Апелляционного совета Верховный Суд вправе также обязать НЦИС совершить те или иные действия, направленные на устранение нарушения прав и законных интересов заинтересованного гражданина или юридического лица (например, аннулировать охранный документ или восстановить его действие, внести изменения в охранный документ, принять заявку на выдачу охранного документа к рассмотрению и т.д.).

Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:

1. Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и его отличие от искового производства.

2. Рассмотрение судами жалоб на неправильности в списках избирателей и другие действия избирательных комиссий.

3. Рассмотрение судами жалоб на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях граждан.

4. Рассмотрение судами жалоб на отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

5. Дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении.

6. Дела по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а также права юридических лиц.

7. Иные дела, возникающие из административно-правовых отношений.

ГЛАВА 6. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО

§ 1. Понятие особого производства.

§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение.

§ 3. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

§ 4. Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным.

§ 5. Объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипация).

§ 6. Особенности рассмотрения дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь.

§ 7. Особенности рассмотрения дел о признании наследства выморочным.

§ 8. Восстановление прав по документам на предъявителя.

§ 9. Особенности рассмотрения дел о принудительной госпитализации и лечении граждан.

§ 10. Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) ребенка.

§ 1. Понятие особого производства

Особое производство – это самостоятельный вид гражданского судопроизводства, по правилам которого рассматривается определенная группа дел.

К их числу ст. 361 ГПК относит дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим;

3) о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения дееспособности;

4) об объявлении несовершеннолетнего полностью дее­способным (эмансипация);

5) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;

6) о признании наследства выморочным;

7) о восстановлении прав по документам на предъявителя;

8) о принудительной госпитализации и лечении граждан;

9) об усыновлении (удочерении) ребенка.

Другие дела рассматриваются в особом производстве в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Так, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1были отнесены к рассмотрению суда в особом производстве дела о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения (ст. 28).

Делам особого производства присущи общие свойства, среди которых определяющими являются отсутствие спора о праве, подведомственного суду, и, как следствие, отсутствие сторон с противоположными правовыми интересами.

В отличие от иных видов судопроизводства (искового, производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, приказного) в делах особого производства предметом защиты выступает не субъективное право, а интерес в установлении определенных фактов – действий или состояний, имеющих юридическое или доказательственное значение.

Дела особого производства рассматриваются судами по правилам искового производства с изъятиями и дополнениями, установленными гл. 30 ГПК и вытекающими из сущности особого производства (ч. 1 ст. 362). Значит, они в своем движении проходят все стадии процесса – возбуждение дела, подготовку его к судебному разбирательству, судебное разбирательство и завершаются вынесением решения, которое может быть пересмотрено в кассационном порядке.

С заявлением по делам особого производства в суд может обратиться заинтересованное лицо, для которого с данным фактом связано наступление определенных юридических последствий.

По некоторым категориям дел особого производства закон – ст. 373, 377, 379, 381, 3931ГПК – указывает граждан и организации, имеющих право обратиться в суд в силу личного интереса либо в защиту охраняемых законом интересов других лиц. При обращении в суд субъектов, не названных в законе, судья отказывает в принятии заявления, а если оно принято с нарушением этого условия – прекращает производство по делу (ч. 3 ст. 362 ГПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 362 ГПК дела особого производства суд рассматривает с участием заявителя, заинтересованных граждан и юридических лиц.

Заявителем по делам особого производства называется лицо, возбуждающее дело в своих интересах или в интересах которого оно возбуждено управомоченными органами, юридическими лицами и гражданами.

Отказ управомоченных законом лиц от заявления, которое они подали от собственного имени в интересах заявителя, не лишает заявителя права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 3 ст. 88, ч. 2 ст. 249 ГПК).

К заинтересованным гражданам и юридическим лицам по делам особого производства закон относит тех лиц, которые привлекаются в процесс по инициативе суда, по ходатайству прокурора или заявителя либо вступают в дело по своей инициативе, так как решение по делу может повлечь для них обязанность совершения определенных действий или внести иные изменения в их правовое положение. Участие заинтересованных лиц позволяет суду, кроме того, наиболее полно и правильно выяснить все обстоятельства по делу и вынести законное и обоснованное решение.

Состав заинтересованных лиц по делам особого производства определяется сущностью требования, рассматриваемого судом, и целью, для которой устанавливается факт. В качестве заинтересованных лиц могут выступать, в частности, родственники заявителя, финансовые органы, органы, регистрирующие акты гражданского состояния, органы опеки и попечительства.

Заявители, заинтересованные граждане и юридические лица по делам особого производства относятся к юридически заинтересованным в исходе дела лицам (ст. 54 ГПК).

Судья должен отказать в возбуждении дела особого производства, если заявление связано со спором о праве, подведомственном суду (п. 8 ст. 246 ГПК).

Если при подготовке к судебному разбирательству либо при рассмотрении дела в судебном заседании судья выяснит, что заинтересованные лица намерены оспорить в судебном порядке права, вытекающие для заявителя из установления факта, либо они заявляют такой спор, подведомственный суду, он оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным гражданам и юридическим лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях (ч. 4 ст. 362 ГПК).

Данное правило не применяется, если спор о праве возникает при рассмотрении судом дела о признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим либо о признании гражданина недееспособным. Такие дела суд рассматривает по существу с тем, чтобы в дальнейшем имущество лица (при признании его безвестно отсутствующим) было передано в доверительное управление (ст. 39 ГК) либо над ним самим (при признании недееспособным) была установлена опека (ст. 32 ГК). При объявлении гражданина умершим наступают те же последствия, которые повлекла бы его смерть (п. 4 ст. 41 ГК).

Отказ в возбуждении дела либо оставление заявления без рассмотрения по этому основанию возможно только, когда возникает спор, подведомственный суду. В ином случае суд обязан рассмотреть дело по существу в порядке особого производства. Если спорным является вопрос о существовании факта, за установлением которого обратился заявитель, судья обязан рассмотреть дело в особом производстве.

Таким образом, особое производство можно определить как порядок рассмотрения не связанных со спором о праве, подведомственном суду, дел, в которых суд устанавливает юридические факты, осуществляя защиту охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение

В силу ст. 363 ГПК и п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 г. № 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» (с изм. и доп.) 1 суд вправе устанавливать факты в порядке особого производства, если:

® согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан);

® установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду;

® заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;

® действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления. В судебном порядке не могут устанавливаться, в частности, заявления об установлении прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; возраста граждан; окончания учебного заведения; признания участником Великой Отечественной войны; принадлежности гражданам личных воинских документов и свидетельств, выдаваемых органами загса.

В соответствии со ст. 364 ГПК при соблюдении этих условий в судебном порядке могут быть установлены следующие юридические факты:

® родственные отношения лиц;

® нахождения лиц на иждивении;

® регистрации рождения, усыновления, брака, развода, смерти, отцовства;

® принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением документов, подтверждающих членство в общественных объединениях, воинских документов, паспортов и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении;

® принятия наследства и места открытия наследства;

® несчастного случая;

® рождения или смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации рождения или смерти;

® состояния в фактических брачных отношениях в установленных законом случаях, если регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния не может быть произведена вследствие смерти одного из супругов;

® владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, если документы о регистрации такого имущества утрачены и в восстановлении их отказано;

® признания отцовства и факт отцовства;

® несоответствия действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, если установить лицо, распространившее такие сведения, невозможно.

В статье 363 ГПК содержится примерный перечень фактов, которые могут быть установлены в порядке особого производства. При соблюдении указанных выше условий суд вправе устанавливать и другие факты (например, факт возведения строения на средства одного из супругов при нерасторгнутом браке).

Является ли факт, об установлении которого просит заявитель, юридическим, определяется исходя из цели, которую он преследует (например, просит установить факт нахождения его на иждивении для последующего оформления наследственных прав). Цель эта должна быть указана в заявлении (ст. 366 ГПК). Если заинтересованное лицо обращается к суду с просьбой установить факт, не имеющий юридического значения, судья должен отказать в принятии заявления (п. 1 ст. 245 ГПК). Если такое заявление было ошибочно принято судьей, то следует прекратить производство по делу (п. 1 ст. 164 ГПК).

Заявление по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, заявления об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, которые подаются соответственно в суд по месту нахождения недвижимого имущества или по месту открытия наследства (ст. 365 ГПК).

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно отвечать требованиям, предъявляемым к процессуальным документам (ст. 109 ГПК). Кроме этого, в нем должны быть указаны:

® цель, для которой заявителю необходимо установить данный факт;

® доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления документов, удостоверяющих данный факт (ст. 366 ГПК).

В качестве доказательств могут выступать: извещения органа ЗАГСа об отсутствии записи акта граждан-ского состояния; документ, подтверждающий составление акта о несчастном случае, его последующую утрату и невозможность восстановления во внесудебном порядке и т.п. Заявление по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, оплачивается государственной пошлиной в размере двух базовых величин (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины» 1).

В случае удовлетворения заявления в решении указывается, какой факт установлен и цель его установления. Вместе с тем указание в решении на цель установления данного факта не препятствует его использованию во всех других случаях, когда с ним связывается возникновение, изменение или прекращение прав (ч. 2 ст. 367 ГПК). Решение об установлении факта, подлежащего регистрации в органах записи актов граждан-ского состояния или оформлению в других органах, служит основанием для регистрации или оформления, не заменяя собой документов, выдаваемых этими органами.

Установление факта родственных отношений

Факт родственных отношений подлежит установлению в судебном порядке в случаях, когда он непосредственно порождает юридические последствия для заявителя (например, если установление факта необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство; для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца) и когда родственные отношения не могут быть подтверждены соответствующими документами (свидетельствами о рождении, об усыновлении и др.). При установлении факта родственных отношений заявитель должен подтвердить отсутствие книги актов гражданского состояния или несохранение в ней самой записи (справкой органов ЗАГСа или архива органов ЗАГСа).

Не должно рассматриваться в порядке особого производства заявление об установлении факта родственных отношений в случае, когда такое требование заявляется в связи с ошибками, допущенными при регистрации акта гражданского состояния (не указано отчество родителей, искажены имя или фамилия родителей в свидетельстве о рождении детей и т.п.), так как исправление ошибок и внесение изменений в записи актов гражданского состояния производятся органами ЗАГСа. Отказ органов ЗАГСа в изменении, дополнении и исправлении записей актов гражданского состояния может быть обжалован в суд по месту жительства заявителя (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 г. № 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»).

Установление факта нахождения лица на иждивении

Установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для назначения пенсии, получения наследства или возмещения вреда. Действующее законодательство по-разному формулирует условия, при которых факт нахождения на иждивении влечет за собой правовые последствия.

Для возникновения права на пенсию иждивение приобретает юридическое значение, если иждивенец был членом семьи умершего кормильца и нетрудоспособным в момент смерти кормильца (ст. 35 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» 1). Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ст. 36 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»). Срок нахождения на иждивении значения не имеет.

Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство необходимо учитывать, что ст. 1063 ГК называет две категории нетрудоспособных иждивенцев наследодателя. К первой относятся нетрудоспособные иждивенцы, которые входят в круг наследников по закону второй и последующих очередей. Ко второй – нетрудоспособные иждивенцы, которые вообще не входят в круг наследников по закону. В первом случае для установления факта нахождения на иждивении необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя и находился на его иждивении не менее года до дня смерти. Во втором случае имеет значение и их совместное проживание в течение этого же срока.

При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца суды должны учитывать, что согласно закону право на возмещение вреда не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на его иждивении (п. 1 ст. 957 ГК). Право на возмещение вреда в случае смерти кормильца имеют также лица, состоявшие на его иждивении и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Установление факта регистрации рождения, усыновления, брака, развода, смерти, отцовства

В соответствии со ст. 195 КоБС все акты граждан-ского состояния должны быть зарегистрированы в государственных органах записи актов гражданского состояния. Если соответствующая запись была утрачена (архивы уничтожены во время стихийного бедствия, пожара и т.п.), ее восстановление производится отделами ЗАГСа по месту составления утраченной записи на основании решения суда. Основанием для обращения в суд об установлении факта регистрации акта гражданского состояния является извещение архива органов ЗАГСа управления юстиции облисполкома (Минского горисполкома), на территории которого была произведена регистрация акта гражданского состояния, об отсутствии первичной или восстановленной записи акта (п. 85 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок отделами записи актов гражданского состояния местных исполнительных и распорядительных органов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г.) 1.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 КоБС религиозные обряды, касающиеся вопросов брака и семьи, правового значения не имеют. Это правило не распространяется на совершенные до образования или восстановления уполномоченных на то органов записи актов гражданского состояния религиозные обряды и полученные в их подтверждение документы о рождении, заключении брака, расторжении брака и смерти. Поэтому суды вправе устанавливать соответствующие факты, если они имели место на территории БССР до 1 мая 1920 г. (в Гомельской губернии – до 20 декабря 1917 г., а в Западных областях – до 20 апреля 1940 г.) 1.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 364 ГПК суд устанавливает не факт рождения, усыновления, брака, развода, смерти, а факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти в органах ЗАГСа (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 г. № 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow