Особенная часть 12 страница

Субъектом права на обращение в суд по данной категории дел является сам несовершеннолетний, достигший 16 лет. Заявление подается в суд по месту жительства несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 377 ГПК).

Рассмотрение заявления несовершеннолетнего происходит с обязательным участием заявителя, одного или обоих родителей, усыновителей, попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 377 ГПК). При неявке кого-либо из перечисленных лиц судебное разбирательство откладывается.

В результате рассмотрения заявления по существу суд выносит решение, которым либо удовлетворяет, либо отклоняет просьбу заявителя. При удовлетворении заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) с момента вступления решения суда об эмансипации в законную силу.

§ 6. Особенности рассмотрения дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь

В соответствии со ст. 226 ГК бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Гражданский кодекс Республики Беларусь устанавливает различный порядок приобретения права собственности на бесхозяйную вещь в зависимости от того, относится ли бесхозяйная вещь к движимому имуществу или к недвижимому.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 226 ГК бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на учет организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по заявлению соответствующего государственного органа.

По истечении трех лет со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, может обратиться с требованием о признании права коммунальной собственности на эту вещь в суд по месту нахождения этой вещи.

Орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, должен в своем заявлении привести следующие сведения:

® кем и когда недвижимая вещь поставлена на учет как бесхозяйная;

® доказательства, свидетельствующие об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранения права собственности на нее.

Если орган, управомоченный управлять коммунальным имуществом, обратится в суд с заявлением о признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь до истечения трех лет со дня принятия этой вещи на учет, суд отказывает в принятии заявления (ч. 3 ст. 379 ГПК).

В соответствии со ст. 227 ГК порядок обращения гражданами или юридическими лицами в свою собственность движимых вещей, брошенных собственником или иным образом оставленных с целью отказа от права собственности на них, зависит от вида вещи и ее стоимости.

Так, если стоимость вещи явно ниже пятикратного размера базовой величины либо если вещь представляет собой лом металлов, бракованную продукцию, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится указанная брошенная вещь, вправе обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Для обращения в собственность иных брошенных вещей предусмотрен судебный порядок. Такие вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (п. 2 ст. 227 ГК). Таким образом, субъектами возбуждения дела о признании движимой вещи бесхозяйной являются граждане и юридические лица, вступившие во владение вещью.

В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должны содержаться следующие сведения:

® какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, ее основные отличительные признаки;

® доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на нее;

® доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании коммунальной собственности на недвижимую вещь рассматривается судом с участием всех заинтересованных по делу лиц. Если в ходе дела обнаружится лицо, утверждающее, что оно является собственником имущества, возникший спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства, а заявление о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании коммунальной собственности на недвижимую вещь оставляется без рассмотрения (ч. 4 ст. 363 ГПК, п. 10 ст. 165 ГПК).

Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника либо оставлена им без намерения сохранить право собственности на нее и принята на учет в установленном порядке, суд выносит решение о признании недвижимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на нее.

Признав, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена им без намерения сохранить права собственности на нее, суд выносит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

В соответствии с п. 3 ст. 226 ГК бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в коммунальную собственность, может быть принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

§ 7. Особенности рассмотрения дел о признании наследства выморочным

В соответствии со ст. 1039 ГК наследство признается выморочным в следующих случаях:

® если нет наследников ни по закону, ни по завещанию;

® либо никто из наследников не имеет права наследовать (ст. 1038 ГК);

® либо все они отказались от наследства.

По ранее действовавшему законодательству такое наследство переходило в собственность государства (ст. 547 ГК 1964 г.). В настоящее время наследство признается выморочным в судебном порядке и переходит в собственность административно-территориальной единицы по месту нахождения соответствующего имущества, входящего в состав наследства. Признание наследства выморочным осуществляется в порядке особого производства по правилам ст. 381, 382 ГПК.

С заявлением о признании наследства выморочным вправе обратиться орган местного управления или самоуправления по истечении одного года со дня открытия наследства. До истечения указанного срока признание наследства выморочным возможно, если расходы, связанные с охраной наследства и управлением им, превышают его стоимость. Заявление подается в суд по месту открытия наследства. Содержание заявления регламентировано ч. 2 ст. 381 ГПК. В нем, в частности, должно быть указано имущество, входящее в состав наследства, а также приведены доказательства, подтверждающие отсутствие наследников, либо отказ их всех от наследства, либо отсутствие у них права наследования.

Заявление рассматривается судом с участием представителя органа местного управления или самоуправления с привлечением всех заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 382 ГПК). В случае установления обстоятельств, предусмотренных ГК, суд выносит решение о признании наследства выморочным и о передаче его в собственность административно-территориальной единицы по месту нахождения соответствующего имущества.

§ 8. Восстановление прав по документам на предъявителя

Порядок восстановления прав по документам на предъявителя регулируется ст. 382–390 ГПК. Указанные дела рассматриваются судом в порядке особого производства. Необходимо отметить, что новый Граждан-ский кодекс (ст. 149) предусматривает возможность восстановления прав не только по документам на предъявителя, но и по утраченным ордерным ценным бумагам. Восстановление таких прав происходит также в судебном порядке в рамках особого производства.

Ценная бумага на предъявителя – это документ, в котором не указывается конкретное лицо, которому следует произвести исполнение. Исходя из этого, лицом, управомоченным на осуществление выраженного в такой ценной бумаге права, является любой держатель ценной бумаги. Таким образом, воспользоваться правами, вытекающими из ценной бумаги, может любое лицо, в том числе и то, которому в действительности эти права не принадлежат. Для защиты интересов законного владельца ценной бумаги и предусмотрен судебный порядок восстановления прав по документам на предъявителя (так называемое вызывное производство).

Под ордерными ценными бумагами понимаются документы, право на которые переходит на нового владельца путем совершения на самой ценной бумаге передаточной надписи – индоссамента (п. 3 ст. 147 ГК). Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому должно быть произведено исполнение) или ордерным (с указанием лица, которому или по приказу которого должно быть произведено исполнение). В порядке особого производства допускается восстановление прав по ордерной ценной бумаге с бланковым индоссаментом.

Лицо, утратившее документ на предъявителя либо владеющее документом на предъявителя, утратившим признаки платежности, в случаях, предусмотренных законодательством, может просить суд о восстановлении прав по такому документу. Заявление подается в суд по месту нахождения лица, выдавшего документ. Кроме общих реквизитов, в заявлении должны быть указаны отличительные признаки документа, имя (наименование) лица, выдавшего документ, а также изложены обстоятельства, при которых произошла утрата документа или утрата им признаков платежности.

В соответствии со ст. 383 ГПК суд рассматривает дела о восстановлении прав по документам на предъявителя при отказе лица, выдавшего документ, производить по нему операции.

Подготовка дела к судебному разбирательству имеет свои особенности. Поскольку держатель документа неизвестен, судья выносит определение о публикации в местной газете за счет заявителя объявления о вызове держателя документа в суд (отсюда название «вызывное производство»), а также определение о запрещении выдавшему документ лицу производить по нему платежи и выдачи, которое может быть обжаловано. Публикация в газете имеет своей целью сообщение держателю документа о начавшемся судебном процессе.

Публикация должна содержать:

® наименование суда, в который поступило заявление об утрате документа;

® имя (наименование) лица, подавшего заявление, и его адрес;

® наименование и отличительные признаки документа;

® предложение держателю документа, об утрате которого заявлено, в трехмесячный срок со дня публикации подать в суд заявление о своих правах на этот документ (на этот срок производство по делу приостанавливается).

Дальнейшее движение дела зависит от того, заявит ли держатель документа в течение трех месяцев со дня публикации о своих правах на документ. Если в указанный срок держатель документа подаст в суд заявление о наличии у него данного документа, об основании, по которому он владеет документом, и представит документ в подлиннике, суд оставляет заявление лица, утратившего документ, без рассмотрения. Заявителю при этом разъясняется его право предъявить в месячный срок к держателю документа иск об истребовании этого документа. Если такой иск не будет заявлен, все меры, принятые судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, утрачивают силу, причем держатель документа получает право требовать возмещения убытков, причиненных принятыми запретительными мерами (ст. 387 ГПК).

Если по истечении трехмесячного срока со дня публикации от держателя документа не поступит заявления о его праве на утраченный документ, дело о восстановлении прав по утраченному документу на предъявителя назначается к судебному разбирательству. В случае удовлетворения просьбы заявителя суд выносит решение, которым признает утраченный документ или документ, утративший признаки платежности, недействительным. Это решение является основанием для выдачи заявителю нового документа взамен признанного недействительным.

Если держатель документа по каким-либо причинам своевременно не заявил о своих правах на этот документ, то после вступления в законную силу решения он вправе предъявить к лицу, получившему на основании решения суда имущество или новый документ взамен утраченного, иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества (ст. 390 ГПК).

§ 9. Особенности рассмотрения дел о принудительной госпитализации и лечении граждан

Принудительная госпитализация и лечение граждан возможны только в случаях, прямо предусмотренных законом, и только по решению суда. К таким законам, в частности, относятся: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении» (в редакции Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 г.) 1и Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 2.

Так, в частности, принудительной госпитализации и лечению могут быть подвергнуты лица, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, в случае уклонения от лечения (ст. 46 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»). Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2002 г. № 31 1.

Особенности рассмотрения дел о принудительной госпитализации и лечении граждан изложены в ст. 391–393 ГПК.

С заявлением о принудительной госпитализации и лечении вправе обратиться учреждение здравоохранения. По делам данной категории установлена альтернативная подсудность: заявитель вправе обратиться как в суд по месту своего нахождения, так и по месту жительства гражданина.

В заявлении, помимо общих реквизитов, должны быть указаны предусмотренные законом основания для принудительной госпитализации и лечения гражданина. К таким основаниям относятся наличие у него заболевания, представляющего опасность для здоровья населения, и уклонение от добровольного лечения (ст. 36 Закона «О здравоохранении»). Лица, страдающие психическими расстройствами (заболеваниями), могут быть принудительно госпитализированы и подвергнуты лечению и по другим основаниям, предусмотренным Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В частности, если их обследование и лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство (заболевание) обусловливает:

® их непосредственную опасность для себя и (или) окружающих;

® их беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

® существенный вред их здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если они будут оставлены без психиатрической помощи (ст. 30 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

В соответствии с ч. 1 ст. 30 этого же Закона гражданин, страдающий психическим расстройством (заболеванием), может быть при наличии перечисленных выше условий госпитализирован в психиатрический стационар до решения суда. В этом случае психиатрический стационар обязан обратиться в суд в течение 72 часов с момента госпитализации гражданина (ст. 34 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

К заявлению о принудительной госпитализации и лечении гражданина должно быть приложено мотивированное заключение учреждения здравоохранения о необходимости принудительной госпитализации и лечения, а в предусмотренных законодательством случаях – документы, подтверждающие факт уклонения от добровольного лечения. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в возбуждении дела (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2005 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан») 1.

При подаче заявления о принудительной госпитализации и лечении граждан учреждения здравоохранения оплачивают госпошлину в размере 2 базовых величин (Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины» 1). В случаях, предусмотренных законодательством, учреждения здравоохранения освобождаются от уплаты государственной пошлины. В частности, при подаче заявления о принудительной госпитализации и лечении граждан, имеющих венерические заболевания или больных туберкулезом с бактериовыделением (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. «Об утверждении Положения о порядке принудительного медицинского освидетельствования граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением, и их принудительной госпитализации и лечении» 2).

Дела о принудительной госпитализации и лечении граждан рассматриваются в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд с обязательным участием гражданина, в отношении которого возбуждено дело, и представителя учреждения здравоохранения, по чьей инициативе возбуждено дело. В случае неявки одного из указанных лиц слушание дела откладывается. Если гражданин уклоняется от явки в суд, он может быть подвергнут приводу.

Правило об обязательном участии в судебном заседании гражданина, в отношении которого дело возбуждено, имеет одно исключение. Дело может быть рассмотрено в отсутствие гражданина, если его участие в судебном заседании невозможно по состоянию здоровья (ч. 3 ст. 392 ГПК).

В результате рассмотрения дела судья выносит мотивированное решение, которым отклоняет или удовлетворяет заявление. Решение об удовлетворении заявления является основанием для принудительной госпитализации и лечения гражданина на установленный законом срок. При этом определение сроков принудительной госпитализации и лечения в компетенцию суда не входит и в резолютивной части решения не указывается.

Копия решения суда о принудительной госпитализации и лечении гражданина после вступления решения в законную силу направляется судом для исполнения учреждению здравоохранения, по заявлению которого возбуждено дело, а решение о принудительной госпитализации и лечении граждан, страдающих венерическими заболеваниями и туберкулезом с бактериовыделением, – также органу внутренних дел по месту жительства данного гражданина.

§ 10. Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) ребенка

Право на жизнь в семье – это социальное право всех детей, установленное ст. 12 Закона «О правах ребенка» 1 и ст. 185 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье 2.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью является усыновление (удочерение) (ст. 118 КоБС) 3.

Усыновление – это юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми (ст. 119 КоБС).

В отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривавшего административный порядок усыновления, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 1999 г. устанавливает судебный порядок усыновления (ст. 121 КоБС). Дела об усыновлении рассматриваются судом в особом производстве. В связи с этим Законом от 11 мая 2000 г. глава 30 ГПК дополнена параграфом 10. Особенности рассмотрения дел об усыновлении ребенка разъяснены также в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2000 г. № 9 «О судебной практике по делам об усыновлении (удочерении)» 1.

Заявителями по этим делам могут быть граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка.

Граждане Республики Беларусь подают заявление об усыновлении в районный (городской) суд по месту своего жительства или по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 3931ГПК). Дела об усыновлении ребенка гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за границей, либо иностранными гражданами, лицами без гражданства (законодатель использует в этом случае термин «международное усыновление») рассматриваются областным судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, а в городе Минске – Минским городским судом 2. Заявление в этом случае подается через Национальный центр усыновления Республики Беларусь, который обязан в течение 15 дней с момента поступления заявления направить его в соответствующий суд (ч. 2 ст. 3931ГПК).

Заявление об усыновлении должно содержать сведения об усыновителе (усыновителях) и усыновляемом ребенке – фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, место жительства и об обстоятельствах, обосновывающих просьбу об усыновлении ребенка. Заявитель вправе просить об изменении фамилии, собственного имени и отчества усыновляемого ребенка, даты и места его рождения, а также о записи его (усыновителя) в качестве родителя усыновляемого (ст. 132–133 КоБС). К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие предусмотренных законом условий, при которых допускается усыновление, такие, как: медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя, акт обследования условий его жизни, справка о занимаемой должности и заработной плате либо об иных его доходах за предшествующий усыновлению год и некоторые другие документы в зависимости от того, являются ли усыновителями супруги или один из них (ч. 2 ст. 3932ГПК).

При усыновлении на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за границей, ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, дополнительно должны быть представлены: документы, подтверждающие разрешение на усыновление Министра образования Республики Беларусь 1и компетентного органа ино­странного государства, а также документ, подтверждающий нахождение усыновляемого на централизованном учете в республиканском банке данных об усыновлении и невозможность его передачи на усыновление гражданам Республики Беларусь либо родственникам ребенка независимо от их гражданства и места жительства.

При усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином и проживающего на территории Республики Беларусь, гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства должно быть подтверждено согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а если этого требует законодательство иностранного государства – согласие самого ребенка.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству на основании определения судьи орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка должен подготовить и представить в суд заключение об обоснованности и соответствии интересам ребенка заявленной просьбы об усыновлении, в котором обязательно должны быть указаны сведения о личном общении усыновителя и усыновляемого. К заключению прилагаются документы, перечень которых определен ст. 3933ГПК: свидетельство о рождении ребенка, медицинское заключение о состоянии его здоровья и степени развития, при достижении ребенком 10 лет – документ, подтверждающий его согласие на усыновление и возможные изменения в актовой записи о рождении, а также некоторые другие.

Дела об усыновлении рассматриваются судом в течение 15 дней со дня поступления в суд в предусмотренных законом случаях заявления из Национального центра усыновления либо подачи его усыновителем (усыновителями). В рассмотрении этих дел обязательно участие самого усыновителя, органов опеки и попечительства, прокурора, а по делам о международном усыновлении – представителя Национального центра усыновления (ч. 2 ст. 122 КоБС, ч. 2 ст. 3934ГПК). Для сохранения предусмотренной ст. 136 КоБС тайны усыновления в соответствии с ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 3934ГПК дела об усыновлении рассматриваются в закрытых судебных заседаниях. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, участники гражданского судопроизводства (кроме прокурора) предупреждаются о необходимости сохранения тайны усыновления и об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления, что отражается в протоколе судебного заседания и удостоверяется их подписью 1.

По делу об усыновлении выносится мотивированное решение (ч. 1 ст. 3935ГПК), в котором, кроме разрешения по существу заявления об усыновлении, при его удовлетворении должен быть разрешен вопрос о внесении изменений в актовую запись о рождении усыновляемого ребенка, если об этом была заявлена просьба, а также о сохранении правоотношений (в зависимости от того, кто выступает усыновителем) с одним из родителей или с родственниками умершего родителя.

Усыновление считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда (ч. 5 ст. 122 КоБС; ч. 3 ст. 3935ГПК). В трехдневный срок с этого дня суд должен направить выписку из решения в отдел записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения для совершения записи акта об усыновлении (ст. 216 КоБС), а также в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя либо в Национальный центр усыновления (ч. 6 ст. 122 КоБС; ч. 4 ст. 3935ГПК).

Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:

1. Общая характеристика особого производства.

2. Установление фактов, имеющих юридическое значение.

3. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим.

4. Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Признание гражданина дееспособным и отмена ограничения дееспособности.

5. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права коммунальной собственности на недвижимую вещь.

6. Восстановление прав по документам на предъявителя.

7. Иные категории дел, рассматриваемые в порядке особого производства.

Глава 7. Приказное производство

§ 1. Понятие и сущность приказного производства.

§ 2. Порядок обращения в суд в приказном производстве.

§ 3. Вынесение определения о судебном приказе. Порядок его исполнения.

§ 4. Отмена определения о судебном приказе.

§ 1. Понятие и сущность приказного производства

В Конституции Республики Беларусь закреплено одно из важнейших прав граждан – право на судебную защиту, суть которого заключается в реальном восстановлении нарушенных субъективных прав. Рассматриваемые судами гражданские дела разнообразны. По многим из них (в силу, например, простоты дела, его бесспорности, некоторых других обстоятельств) нецелесообразно применять все формальности процесса.

В гражданском судопроизводстве существуют различные упрощенные процедуры. Одним из таких институтов является приказное производство, придающее процессу динамизм и повышающее эффективность судебной защиты.

Институт судебного приказа в гражданском судопроизводстве имеет долгую и сложную историю развития. Он существовал в римском праве, праве Англии, Австрии, Германии, России и других стран. Советское законодательство, основываясь во многом на дореволюционных правовых идеях, сохранило в гражданском процессе судебный приказ. Так, в ГПК 1923 г. предусматривалось приказное производство, которое осуществлялось без участия сторон. Должник был лишен возможности представить свои возражения и доказательства, а сам судебный приказ мог быть обжалован только в кассационном порядке. В 30–50-х годах в процессуальном законодательстве Белоруссии (как в России) имели место отход от начал диспозитивности и состязательности, рост процессуальной активности суда, жесткая регламентация всех сфер гражданского оборота. Значимость судебного приказа была сведена на нет. Не находя применения на практике, этот институт не был закреплен и в ГПК 1964 г. Длительное время законодатель не обращался к приказному производству.

Происходящие в жизни изменения нашли отражение и в процессуальном законодательстве. Как одно из эффективных средств защиты прав кредитора в гл. 31 ГПК возрожден институт приказного производства (ст. 394–398).

В соответствии со ст. 394 ГПК приказное производство представляет собой производство по заявлению кредитора о взыскании денежной суммы или истребовании движимого имущества должника без проведения судебного заседания и вызова сторон. Заканчивается оно вынесением определения о судебном приказе.

Нормы гражданского права закрепили презумпцию вины должника, не исполнившего в установленный договором или законом срок обязанность или не совершившего определенные действия в пользу кредитора. Согласно презумпции заявление кредитора на упрощенную процедуру разрешения соответствующих вопросов имеет приоритетное право. Создается внешняя бесспорность требования кредитора, и целесообразнее принудить должника к совершению исполнения при отсутствии спора о праве. В свою очередь, должник вправе возражать против предъявленных требований и добиваться рассмотрения дела в общеисковом производстве.

Приказное производство не следует смешивать с другими видами производств. В приказном производстве, как правило, участниками процесса являются взыскатель (кредитор) – лицо, обратившееся в суд, и должник – лицо, с которого взыскатель требует произвести взыскание, и их представители. Согласно ч. 4 ст. 54 ГПК применяются общие правила процесса (разделы III–V ГПК) в части, не противоречащей сущности приказного производства.

Поскольку дела в приказном производстве возбуждаются заявлением, здесь не применяются институты и нормы, касающиеся иска (например, отказ от иска, мировое соглашение, встречный иск и т.д.). Решая вопрос о принятии заявления, судья руководствуется исчерпывающим перечнем требований, которые подлежат рассмотрению в упрощенном порядке (ст. 394 ГПК). По данной категории дел судебное заседание не проводится, т.е. судья не вызывает стороны, не исследует с участием сторон доказательства, а определение о судебном приказе основывается на представленных взыскателем документах. При этом у должника есть право оспорить данное определение, после чего оно отменяется, а возникший спор рассматривается по общим правилам искового производства. Если от должника не поступит возражение, судья выдает взыскателю определение о судебном приказе для предъявления его к исполнению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: