Инвестиционные проекты: понятия, виды, жизненный цикл

Реализация целей инвестирования предполагает разработку инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других участников проектов необходимой информацией для принятия решений об инвестировании.

Понятие инвестиционного проекта используется в двух смыслах:

1 – проект представляет собой деятельность по осуществлению каких-либо действий, обеспечивающих достижение целей проекта.

2 – проект, как система, которая включает набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, которые необходимы для реализации проекта.

Виды проектов

1. По отношению друг к другу: - независимые проекты, могут реализоваться одновременно; - альтернативные (взаимоисключающие) – проекты, выполняющие одну и ту же функцию; - взаимодополняющие проекты, их реализацию может происходить только совместно.

2. По срокам реализации: - краткосрочные до 3-х лет; - среднесрочные 3 – 5 лет; - долгосрочные более 5 лет.

3. По масштабам (размерам инвестиций): - малые проекты, они ограничиваются одной небольшой фирмой, направленные на расширение производства, увеличению ассортимента, модернизацию (являются краткосрочными); - средние проекты, это проекты технического перевооружения существующего производства, реализуется поэтапно по графику; - крупные проекты, это проекты создания крупных предприятий; - мега проекты, выполняются в виде целевых инвестиционных программ, включающих в себя множество взаимосвязанных проектов (международные, государственные, региональные).

4. По основной направленности: - коммерческие проекты, главная цель – получение прибыли; - социальные проекты, ориентированы на достижение определенных социальных целей (безработица, образование…); - экологические проекты, улучшение среды обитания

5. В зависимости от степени влияния результатов проекта на внутреннем и внешнем рынках, экологической и социальной обстановки: - глобальные проекты, влияют на обстановку на Земле; - народно-хозяйственные проекты, влияют на ситуацию в стране; - крупномасштабные проекты, изменяют ситуации в отрасли, совокупности регионов; - локальные проекты, влияние на отдельные города, отдельные регионы, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

6. В зависимости от величины риска проекта: - надежные проекты, т.е. высокая величина прибыли (проекты по государственному заказу); - рискованные проекты, т.е. высокая степень неопределенности затрат и результатов (связаны с чем-то новым: производством, технологиями).

7. По цели проекта: - сохранение продукции на рынке (инвестиции в обычное воспроизводство и цели повышение качества продукции); - расширение объемов производства; - выпуск новой продукции; - решение социальных и экономических задач.

Жизненный цикл – промежуток времени между моментом появления проекта и окончанием реализации проекта.

Окончанием реализации проекта может быть:

1. Ввод в действие объектов и начало их эксплуатации (по государственному заказу).

2. Достижение проектом заданных результатов (например, выход предприятия на свою мощность, достижение окупаемости проекта – что обеспечивает возврат всех заемных средств).

3. Начало работ по модернизации проекта (из внутренних источников).

4. Вывод объектов проекта из эксплуатации.

5. Прекращение финансирования проекта (в основном это социальные проекты).

Разработка любого инвестированного проекта может быть представлена в виде цикла, состоящего из 3 фаз: Предъинвестиционная. Инвестиционная. Эксплутационная (производственная).

Фаза 1. В этой фазе проект разрабатывается; изучаются его возможности; проводится предварительные исследования; ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и другими участниками проекта; выбираются поставщики (сырья, оборудования); производится юридическое оформление инвестиционного проекта (подготовка документов, оформление контрактов, регистрация предприятия и др.).

Затраты на этом этапе не значительные и составляют от 0,7% для крупных проектов, до 5% - для небольших проектов от общего объема затрат.

Фаза 2. В данной фазе осуществляются конкретные действия, которые требуют гораздо больших затрат и носят уже необратимый характер. На этом этапе разрабатывается проектно-сметная документация; заказывается оборудование; готовятся производственные площади (строятся здания); поставляется оборудование и осуществляется его монтаж и пуско-наладочные работы; осуществляется набор персонала и проводится его обучение; ведутся рекламные мероприятия.

На этой фазе создаются постоянные активы предприятия (ОПФ).

Фаза 3. Данная фаза начинается с момента ввода в действие основного оборудования (для промышленных предприятий) или приобретение недвижимости и других видов активов. На этой фазе осуществляется пуск в действие оборудования; начинается производство продукции или оказание услуг; возвращается банковский кредит.

Эта фаза, в отличие от других, характеризуется соответствующими поступлениями денежных средств и текущими издержками. Данная фаза продолжается до момента окончания производства

7 Бизнес-план инвестиционного проекта

Бизнес-планом является строго структурированный, требующий необходимой проработки документ, который описывает цели предприятия и способы и х осуществления. Специфика бизнес-плана состоит не только в точности и достоверности количественных показателей, но и в содержательном обосновании идей проекта, их качестве.

бизнес-план рассматривается как инструмент для привлечения финансов, а для инвесторов является гарантией стабильного и оптимального вложения капитала. Тщательное обоснование бизнес-плана находит у инвесторов уверенность в результативности и безопасности вложений.

Состав бизнес-плана и степень его структуры зависят от масштабов, размеров и отраслевой принадлежности проекта. Идее и разработке бизнес-плана предшествует определение и обоснование целей проекта, сбор и обработка достоверной информации широкого перечня вопросов. Полный объем этой информации во время реализации проекта постоянно увеличивается, поэтому рекомендуется готовить два варианта одного бизнес-плана. Первый – это своеобразный внутренний бизнес-план, практическое руководство к действию; второй – это внешний бизнес-план, предназначенный для потенциальных партнеров.

Внутренний бизнес-план предназначен служить рабочим документом внутри фирмы, должен концентрировать в себе весь объем информации, необходимой для решения конкретных задач и прогнозирования развития событий при выполнении отдельных мероприятий и мониторинга.

Структура бизнес-плана включает в себя:

1) краткое содержание;

2) анализ положения дел в данной отрасли;

3) смысл будущего проекта;

4) исследование и анализ рынка;

5) план маркетинга;

6) производственный план;

7) организационный план и управление персоналом;

8) степень риска;

9) финансовый план;

10) приложения.

Характерным свойством бизнес-плана является краткость изложения, достигающаяся за счет отчетливой структуры разделов, отражающих разные стороны достижения поставленных целей.

Составление бизнес-плана необходимо для того, чтобы владелец капитала, сверяясь с включенными в него показателями, мог делать выводы о том, все ли идет в соответствии с целями, и в случае необходимости принять меры по исправлению положения.

К внешним факторам реализации бизнес-плана относятся: экономическая ситуация в стране; спрос потребителей; появление новых технологий и инноваций; изменение политики конкурентов и др.

Самый действенный бизнес-план может потерять актуальность и целесообразность при изменении условий его реализации и осуществлении, и инвестор своевременно не внесет соответствующие коррективы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: