В основу разработки балльно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля.
8 семестр | ||||
Самостоятельная работа студентов | Зарабатывается в семестре | Зарабатывается на экзамене | ||
Количество баллов | Количество баллов | |||
минимум | максимум | минимум | максимум | |
Контрольная работа 1 | - | - | ||
Контрольная работа 2 | - | - | ||
Презентация | - | - | ||
Текущая работа в семестре | ||||
Экзамен | - | - | ||
Итого |
Итоговая оценка формируется как средняя взвешенная результатов работы в семестре (80%) + результатов экзамена (20%).
|
|
Оценка выставляется:
- 55-70 – удовлетворительно.
- 71-85 – хорошо.
- 86-100 – отлично.
Если студент согласен с оценкой в семестре, она может рассматриваться как окончательная. Экзамен на основе суммы баллов, полученных по всем разделам по результатам самостоятельной работы может быть выставлен только при условии, что студент по каждому виду набрал количество баллов не менее заданного минимума и общей суммы баллов по всем видам работ 55 и более.
Разработчик: | ||
СПбГУЭФ, кафедра экономики и управления социальной сферой | Доцент | д.э.н. доц., М.М. Хайкин |
Эксперт: | ||
ЗАО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» | Президент | к.э.н., А.М. Риш |
Инвестирование в туризме – это размещение капитала инвесторов в туристском бизнесе с целью получения прибыли. Поскольку капитал является одним из главных факторов производства, возможность туриндустрии проводить продукты напрямую зависит от инвестируемого капитала.
На уровне отдельного туристского предприятия (фирмы) инвестиции представляют собой финансовые вложения конкретных физических или юридических лиц в развитие данного предприятия. При этом вкладываться могут как собственные, так и заёмные средства.
Главными анализируемыми показателями на данном уровне инвестиционной деятельности являются:
– ожидаемая прибыль (доходность инвестируемых средств);
– сроки окупаемости инвестиций;
– права инвестора на управление инвестируемым предприятием;
– степень коммерческого риска инвестора.
Пути и темпы развития любого туристского предприятия связаны с оптимизацией указанных показателей инвестиционного процесса.
|
|
Для того чтобы инвестиционный процесс действительно являлся фактором развития туристской фирмы, её руководство должно придерживаться базовых принципов инвестиционной деятельности, которые заключаются в следующем:
· в определении предельной эффективности капиталовложений (необходимости расчета оптимального объема инвестируемых в конкретный проект средств с тем, чтобы эффективность каждой дополнительной порции капитальных затрат оставалась положительной);
· оптимизации прогнозируемой степени риска инвестиций, что должно просчитываться до начала инвестиционного процесса и корректироваться в ходе его осуществления (чем раньше будет остановлено инвестирование безнадежного проекта, тем меньше будут потери – принцип «замазки»);
· сочетании натурально-вещественных и стоимостных оценок эффективности капиталовложений, которые на деле могут принести убытки вследствие непредвиденной инфляции;
· учете адаптационных издержек (подготовка и переподготовка кадров, приобретение опыта в новых видах деятельности, освоение и наладка оборудования, установление новых деловых связей и т. д.);
· учете сопряженных (взаимосвязанных) капиталовложений (принцип мультипликатора) – необходимо учитывать межотраслевые, межобъектные и межпроектные взаимозависимости капитальных затрат (например, вложения в расширение фирмы-туроператора могут потребовать дальнейших вложений в турагентскую сеть, в транспорт, связь, вспомогательные службы и т.д., что необходимо просчитывать заранее);
· учете при планировании инвестиций соотношения между ценой спроса на предполагаемый к производству товар (услуги) и себестоимостью его производства (цена спроса должна существенно превышать себестоимость, причем это превышение должно быть устойчивым на весь предполагаемый срок окупаемости инвестиций);
· учете фактора времени при оценках экономической эффективности и сроков окупаемости инвестиций по альтернативным проектам (дисконтирование), в том числе инфляционных процессов и рисков, связанных с удлинением сроков осуществления и окупаемости капиталовложений, а также должны быть рассмотрены альтернативные варианты использования инвестируемых средств.
Инвестиции являются одним из ключевых факторов развития туристской отрасли, так как от их объемов и структуры зависят:
– динамика развития отрасли на долгосрочную перспективу;
– финансово-экономические показатели работы отрасли в будущем;
– качественные характеристики туристских объектов и предприятий в перспективе;
– пропускные способности, производственные мощности и вместимость туристских объектов;
– структурная пропорциональность развития отрасли (взаимоувязка развития гостиниц, транспорта, сетей питания, связи);
– общая конъюнктура туристского спроса и предложения в территориальном разрезе (конкурентная среда).
Инвестиции – основной рычаг управления развитием туризма как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Их необходимо анализировать при разработке мероприятий, включающих: формирование материально-технологической базы туризма; планирование размещения и развития туристских объектов; формирование банков данных туристских инвестиционных проектов; проведение мероприятий по стандартизации, сертификации турпродукта; планирование занятости и доходов населения; развитие инфраструктуры и научных исследований.
Для привлечения частных, в том числе и иностранных, инвестиций в туристскую отрасль очень важны:
– активность местных властей в области рекламно-информационной деятельности (освещение средствами СМИ туристско-рекреационного потенциала территориально-административного образования);
|
|
– либеральная административная и налоговая политика как местных, так и федеральных властей, поощряющая частную инвестиционную инициативу;
– эффективная антимонопольная и антикриминальная политика местных властей, направленная на поддержание здоровой конкурентной среды туристских предприятий.
В настоящее время инвестиционная стратегия туристской индустрии России заключается в формах привлечения прямых (в том числе иностранных) инвестиций, прямой и косвенной государственной поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях.
Прямая государственная поддержка реализуется в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ развития туризма и продвижения туристского продукта. Формой прямой государственной поддержки туризма выступают налоговые льготы по ряду налогов, платежей, сборов и пошлин. Большинство налоговых льгот имеет общий характер и распространяется на основных субъектов предпринимательской деятельности в туризме, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, видов деятельности и т.д.
К таким налоговым льготам относятся льготы по налогу на добавленную стоимость.
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 24.07.2007)
"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)
Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ
(ред. от 29.04.2008)
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
Федеральное законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, можно разделить на два блока: законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность в целом, и законодательство, регулирующее непосредственно бюджетные инвестиции.
Первый из этих блоков начал формироваться раньше и на сегодняшний день включает в себя Федеральные законы:
|
|
от 26 июня 1991г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»;
от 25 февраля 1999г. №39‑ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
от 9 июля 1999г. №160‑ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Предметом регулирования этих законов являются правовые основы осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования, правовое положение инвесторов (включая иностранных).
Инвестиционный рынок - это совокупность экономических отношений, складывающихся между продавцами и покупателями инвестиционных товаров и услуг. Товарами на этом рынке выступают объекты инвестиционной деятельности. В соответствии с их классификацией инвестиционный рынок структурно распадается на ряд относительно самостоятельных сегментов.
Во-первых, рынок объектов реального инвестирования:
а) рынок недвижимости - промышленные объекты, жилье, объекты малой приватизации, земельные участки, объекты незавершенного строительства, аренда;
б) рынок прямых капитальных вложений - новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение;
в) рынок прочих объектов реального инвестирования - художественные ценности, драгоценные металлы и изделия, прочие материальные ценности;
Во-вторых, рынок объектов финансового инвестирования:
г) фондовый рынок - акции, государственные обязательства, опционы и фьючерсы;
д) денежный рынок - депозиты, ссуды и кредиты, валютные ценности;
В-третьих, рынок объектов инновационных инвестиций:
е) рынок интеллектуальных инвестиций - лицензии, ``ноу-хау'', патенты;
ж) рынок научно-технических новаций - научно-технические проекты, рационализаторство, новые технологии.
• Необходимость повышения инвестиционной активности обусловлена не только состоянием отечественного хозяйства, но и воздействием мировой экономики
• Инвестиции в добывающие отрасли вызывают мощный мультипликативный эффект за счет роста производственно- технического спроса и повышения деловой активности
• Специфика инфляционного оживления при выходе из общего спада экономики в России заключается в использовании краткосрочных инвестиций
Масштабный экономический спад, сопровождавший 10-летний переходный период в России, привел к кризису хозяйствующих субъектов. В результате к концу ХХ в. объемы ВВП и промышленной продукции составили соответственно 58 и 46% уровня 1990 г. Как показывает оживление производства в 1999-2001 гг., дальнейшее развитие экономики будет определяться ростом инвестиционной активности и привлекательности не столько страны в целом, сколько регионов и предприятий.
Объекты инвестиций - все то, на что направлена имеющая цель деятельность инвесторов, то, что обеспечивается средствами инвестиций.
Объектами инвестиций могут быть либо объекты материального мира (вещи, ценные бумаги), нематериальные блага) юридических лиц, предприятия как имущественные комплексы, предназначенные для предпринимательской деятельности, либо имеющие общественную полезность цели (политические, социальные, экономические) или потенциал (производственный, научный, кадровый, культурный и т.п.).
Инвестиции представляют собой использование финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала (капиталовложений).
Осуществление инвестиций — протяженный во времени процесс. Поэтому для наиболее эффективного применения финансовых ресурсов предприятие формирует свою инвестиционную политику. Политика в этом случае представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей предприятия. Именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности в предвосхищении долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
В качестве отдачи от инвестиций понимается разность между доходами в течение срока использования инвестиционных ресурсов и затратами денежных средств в том же периоде (издержки производства, налоги и т. д.). Эта разность в итоге является либо прибылью, либо убытками.
Другой аспект инвестирования — это своевременность, т. е. основные средства должны быть в полной готовности именно тогда, когда они нужны.
Итак, эффективные инвестиции подразумевают как качество вводимого оборудования, так и своевременность, но самый выигрышный «конек» — применение новых технологий и разработок, дающих неоспоримое преимущество перед конкурентами.
Фирма, которая прогнозирует свои планы в использовании основных средств заранее, может приобретать и устанавливать оборудование раньше, чем производство достигнет предельной мощности. Тем не менее большинство фирм устанавливает новые мощности только в том случае, если действующие основные средства используются на пределе возможностей, или нужна их замена в силу изношенности, или планируется внедрение новых технологических линий. Если спрос на продукцию увеличивается, все фирмы, действующие в данном сегменте рынка, примерно в одно и то же время обязательно наращивают свои производственные мощности. В результате возникают задержки с выполнением заказов на поставку оборудования, могут снизиться качественные характеристики этого оборудования и увеличиться затраты по его приобретению.
Фирма, которая заранее прогнозирует свои производственные потребности, может избежать этих проблем. В то же время, если фирма прогнозирует увеличение спроса и расширяется в соответствии с ожидаемым спросом, но прогноз оказывается ошибочным, она будет обременена избытком мощностей и слишком высокими затратами. Это может привести к убыткам или даже банкротству. Отсюда все топ-менеджеры должны понимать, что в их работе самое главное — правильно планировать деятельность фирмы и не упустить момент «в нужное время и в нужном месте».