Особенности функций и методов инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путём рационального использования материальных трудовых и финансовых ресурсов. Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования инновационного предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции.

Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий. В данном аспекте инновационный менеджмент не имеет существенных отличий от традиционного менеджмента. Выделяют две группы функций инновационного менеджмента:

ü основные – формирование целей, планирование, организация и контроль;

ü обеспечивающие – делегирование и мотивация.

Процесс управления начинается с формирования целей и задач инновационной деятельности. Цель – это требуемое или желаемой состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий.

Планирование, как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствие с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.

Организация инноваций состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития инновационного предприятия. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию. Различают организацию инновационных процессов во времени и организацию инновационных процессов в пространстве. Организация инновационных процессов в пространстве означает формирование организационной структуры предприятия. При формировании структуры управления инновациями определяются состав и функции органов управления, распределяются полномочия между руководителями разного уровня. Необходимо отметить, что эффективное управление инновационной деятельностью возможно только в рамках гибких организационных структур управления. Организация инновационных процессов во времени заключается в определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения работ по проектам.

Контроль – завершает управленческий цикл в инновациях. В задачи контроля входят:

ü сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и её результатах;

ü оценка состояния и полученных результатов деятельности;

ü анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;

ü подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

Реализация описанных функций инновационного менеджмента не возможна без осуществления обеспечивающих функций: делегирования и мотивации. Делегирование – означает процесс передачи задач лицу или группе лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление, и определение их компетенции. Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы инновационного предприятия для выполнения установленных задач.

Мотивация – означает процесс стимулирования всех участников инновационной деятельности, направленный на достижение целей развития инноваций.

Сложность инновационных процессов предопределяет наличие специфических особенностей инновационного менеджмента. Зарубежная практика позволяет выделить ряд приёмов инновационного менеджмента. Приём инновационного менеджмента – это способ воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему, которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации. Приёмы инновационного менеджмента имеют направления действия в области производства и продажи нововведения. Приёмы инновационного менеджмента можно разделить на 3 группы: приемы, воздействующие на сферу производства инновации; приемы, воздействующие на сферу реализации инновации; приемы, воздействующие на сферу производства и реализации инновации.

Приёмы, воздействующие на производство инновации.

Данная группа приёмов инновационного менеджмента описывает способы выбора наиболее перспективных инновационных проектов.

Маркетинговый приём управления требует, чтобы инновационная деятельность была основана на знаниях потребительского спроса на новые продукты, на знаниях законов развития рынка, на знании особенностей функционирования рынка данной инновации. Маркетинговая деятельность начинается с изучения спроса на новые продукты и операции. Основываясь на полученных данных, предприятие разрабатывает план маркетинга инновации, который связывает между собой многие сферы внутрифирменного планирования: планируемые объёмы затрат материальных ресурсов, денежных средств, рабочей силы, информационных ресурсов, объёмы предполагаемых денежных поступлений и чистой прибыли.

Бенчмаркетинг – означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций. Пример: известно, что компания Avon наняла частных детективов, которые исследовали отходы, выброшенные её конкурентом, компанией Mary Kay. Mary Kayобратилась в суд и потребовала вернуть отходы, но Avon заявила, что не совершала ничего противозаконного, так как мусорный бак с отходами находился на общественной стоянке.

Бенчмаркетинг может быть двух видов:

ü общий – представляет собой сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого количества продавцов аналогичного продукта.

ü Функциональный бенчмаркетинг – означает сравнение параметров работы отдельных функций (операций, приёмов работ и т.п.) продавца с аналогичными параметрами наилучших предприятий, работающих в похожих условиях.

Приёмы, воздействующие на производство и реализацию инновации.

Данная группа приёмов инновационного менеджмента включает описание наилучших способов разработки инновационных проектов и организации их реализации.

Инжинирингинноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию и продвижение определённой инновации. Инжиниринг инноваций не подразумевает создание непосредственно нового продукта или новой технологии. Это комплекс работ и услуг, в который может входить:

1. проведение предварительных исследований рынка и выбор перспективного сегмента;

2. технико-экономическое обоснование инновационного проекта;

3. разработка рекомендаций по созданию нового продукта или операции;

4. определение объёма затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта;

5. оформление проекта в виде документа;

6. консультации работников-исполнителей мероприятий по этому проекту.

Реинжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. Это радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество и сервис. Различают[6, c. 348]:

ü кризисный реинжиниринг - вызывается резким падением объёма продаж продукта в связи со снижением спроса на него или в связи с падением имиджа продавца инновации.

ü реинжиниринг развития - вызывается снижением объёма продажи продукта в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определённого предела, выше которого продажа инновации уже невозможна. Компания Hewlett-Packard известна тем, что стиль управления её деятельностью до середины 80-ых годов характеризовался отсутствием административно-командных принципов и самостоятельностью подразделений, каждое из которых действовало как независимая единица и отвечало за стратегическое планирование, разработку новой продукции и её реализацию. В середине 80-ых годов в компании была создана структура комитетов, способствующих чёткому взаимодействию многочисленных подразделений. К началу 90-ых годов в Hewlett-Packard было уже 38 комитетов, которые затягивали принятие решений и реакцию на изменения рынка. Так однажды свыше 100 человек в течение 7 недель обсуждали название нового программного обеспечения. В результате была проведена реорганизация, упразднившая структуру комитетов и позволившая сформировать единые многофункциональные команды. Таким образом, компания восстановила свою способность быстро реагировать на потребности рынка.

Бранд-стратегия означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брандов на рынке. Бранд представляет собой совокупность материальных и нематериальных характеристик товара (услуги), которые, соединённые воедино, формируют сознание потребителя и определяют место хозяйствующего субъекта на рынке. Бранд инновации имеет определённые свойства, под которыми понимаются функциональные и эмоциональные ассоциации, которые покупатели присваивают новому продукту или операции.

Приёмы, воздействующие на производство и реализацию инновации.

Данная группа приёмов инновационного менеджмента включает описание наиболее эффективных способов продвижения инноваций на рынке.

Ценовой приём управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Ценовая политика играет важную роль при продвижении инновации. Она определяет цель, которую производитель хочет достичь с помощью механизма цен.

Фронтированиерынка или фронтинг (от английского front – выходить на) – это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка.

Мэрджер представляет собой поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продаётся медленно из-за противодействий конкурентной фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: