К. Инновационный менеджмент

64. Сущность инновационного менеджмента и содержание основных понятий.

Общая характеристика инновационного менеджмента. Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Содержание понятий «новация», «инновация», «инноватика», «инновационный процесс», «инновационный потенциал», «инновационная политика», «инновационная инфраструктура», «инновационный менеджмент». Нововведения как объект инновационного управления. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

►Общая характеристика инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент — одно из основных направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства коммерческой организацией. Главная цель инновационного менеджмента — определение направления инновационной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции и технологии; рационализация менеджмента организацией, совершенствование организации производства продукции или услуг, экономические и социально-психологические изменения. ►Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Развитие связывают с позитивными изменениями, с прогрессом - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. ►Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Принципы возникновения инновационного менеджмента: - спонтанность создания новых изделий; - потребность выработки методов, с помощью которых можно управлять нововведениями и ускорить процесс их внедрения; - необходимость применения нововведений и ускорить процесс их внедрения; - противоречие между старыми изделиями и нововведениями, которые порождают экономические, социальные и психологические проблемы реакции на нововведения. ►Содержание понятий «новация», «инновация», «инноватика», «инновационный процесс», «инновационный потенциал», «инновационная политика», «инновационная инфраструктура», «инновационный менеджмент». Новация - (от позднелат. novatio - обновление - изменение), 1) что-либоновое, только что вошедшее в обиход, новшество. Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечнымрезультатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере). Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок,маркетинга, производства и сбыта. Инновационный потенциал — описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов. Для удобства анализа инновационного потенциалапроекты располагают в порядке убывания эффективности, эффекты и затраты представляют в виде накопленных сумм. Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений его воздействия на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также на расширение рынков сбыта отечественных товаров на этой основе. Инновационная инфраструктура - это множество субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам. Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. ►Инновационный менеджмент и стратегическое управление. Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии - важнейшая составляющая часть инновационного менеджмента. Стратегию можно определить как процесс принятия решений. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный, всесторонний, комплексный план достижения поставленных целей. Инновационная стратегия представляет собой средство достижения целей организации по отношению к внутренней среде организации. Основу выработки инновационной стратегии составляют проводимая фирмой научно-техническая политика, рыночная позиция фирмы и теория жизненного цикла продукта.

65. Основные классификационные группы инноваций.

Классификация инноваций по целевому признаку (инновации развития, инновации кризиса), по объекту преобразований (инновация-продукт, инновация-процесс), По структурной принадлежности (производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие). Инновации по типу новизны, по распространенности, по месту в производственном цикле, по преемственности, инновационному потенциалу.

Классификация инноваций по целевому признаку (инновации развития, инновации кризиса), по объекту преобразований (инновация-продукт, инновация-процесс), По структурной принадлежности (производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие). Инновации по типу новизны, по распространенности, по месту в производственном цикле, по преемственности, инновационному потенциалу.

►Классификация инноваций

1) по целевому признаку: инновации развития, инновации кризиса

2) по объекту преобразований: инновация-продукт (Инновация-продукт это нововведение, принимающее физическую форму в виде готового, абсолютного нового или улучшенного изделия в форме товара, выходящего за пределы предприятия-изготовителя.), инновация-процесс (Инновация-процесс представляет собой усовершенствование технического, производственного и (или) управленческого характера, направленное на снижение стоимости производимого продукта.).

3) По структурной принадлежности: производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

4) по типу новизны (- новые для отрасли в мире; - новые для отрасли в стране; - новые для данного предприятия (группы предприятий).)

5) по распространенности (По диапазону распространения классификация инноваций предполагает инновации, применяемые в единичной отрасли, и инновации, применяемые во многих отраслях. Обычно эти два типа предполагают цикличность введения.).

6) по месту в производственном цикле (- сырьевые, - обеспечивающие (связывающие), -продуктовые).

7) по преемственности (- замещающие, - отменяющие, - возвратные, - открывающие, - ретровведения)

8) по инновационному потенциалу (- радикальные, - комбинаторные, - совершенствующие).

66. Приемы и формы инновационного менеджмента.

Формы инновационного менеджмента. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение, диффузию инновации: инжиниринг, реинжиниринг, бенчмаркинг, маркетинговое воздействие, бренд-стратегия, фронтирование рынка, ценовой прием, мэрджер. Инновационные игры; прогнозирование в инновационном менеджменте.

►Формы инновационного менеджмента. Различают три логических формы инновационного процесса (ИП): простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте. ►Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение, диффузию инновации: инжиниринг, реинжиниринг, бенчмаркинг, маркетинговое воздействие, бренд-стратегия, фронтирование рынка, ценовой прием, мэрджер. Приёмы инновационного менеджмента можно разделить на три группы: 1. Приемы, воздействующие только на производство инновации: - бенчмаркетинг; представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. - способы маркетинговых воздействий на инновации. маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций. Маркетинг инноваций – это процесс, который включает в себя планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развёртывание служб сервиса. 2. Приёмы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации: - инжиниринг инноваций; комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определённой инновации. - реинжиниринг; представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. - бренд-стратегия инноваций означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов (англ. клеймо, фабричная марка) на рынке. 3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации: - ценовой приём; представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. - фронтирование рынка; это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. - мэрджер поглощение фирмы более сильной компанией. ►Инновационные игры; прогнозирование в инновационном менеджменте. Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных прежде всего на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умение активно взаимодействовать с окружающими. Прогнозирование - это специфический вид человеческой деятельности, некий процесс, в котором применяются конкретные инструменты. В прогнозном процессе предметом деятельности выступает информация. После ее переработки, систематизации, упорядочения появляется возможность форматировать суждения о том, как изменится прогнозируемый объект.

67. Организационные структуры инновационного менеджмента.

Организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; создание благоприятных условий нововведений. Научные организации. Венчурные фирмы. Венчурный капитал. Фирмы-эксплеренты, фирмы-патиенты, фирмы-коммутанты. Технопарки. Содержание НИОКР, деятельности НИИ.

Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. ►Научные организации. Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности. ► Венчурные фирмы. ВЕНЧУРНАЯ ФИРМА предприятие, продуктом которого являются связанные с риском инновации (нововведения) различного рода: в области научных исследований, технологии, создания новых продуктов, организации производства, маркетинга. Венчурная фирма служит начальной ступенью развития продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию промышленного производства. Зачастую с окончанием работы над данным продуктом фирма прекращает свое существование. ►Венчурный капитал. Венчурный капитал (англ. Venture Capital) — капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий и фирм (стартапов) и поэтому сопряженный с высокой или относительно высокой степенью риска; долгосрочные инвестиции, вложенные в рискованные ценные бумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли. ► Фирмы-эксплеренты, фирмы-патиенты, фирмы-коммутанты. Технопарки. Фирмы-эксплеренты по-другому называют «пионерскими». Это организации, работающие преимущественно в зоне максимальной изобретательской активности, на стартовых этапах выпуска продукции. Фирмы-эксплеренты чем-то напоминают венчурные – они невелики по размерам, их деятельность связана с поиском нового и сопровождается высокими рисками. Эксплеренты на рынке играют роль инновационного локомотива, предлагая новые решения и выступая ориентиром для развития среднего и крупного бизнеса. Именно фирмами-эксплерентами были подготовлены условия для научно-технического скачка в западной экономике. Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность. Фирмы-коммутанты Фирма, работающая в сфере малого и среднего бизнеса, обеспечивает индивидуальный подход к клиенту. Развивается на базе приспособления к достижениям, имеющимся у фирмы-виолента.Работает на этапе падения цикла выпуска продукции, использует приспособительную стратегию. Режим работы - удовлетворение индивидуальных требований, поставка комплектующих к уже имеющемуся оборудованию. ►Технопарки. Технопарк представляет собой территорию, пригодную (благодаря размерам, относительной близости научных и промышленных центров и т. д.) для создания инфраструктуры (банки, гостиницы, магазины, рестораны, информационные центры и т. д.), на которой можно создать комфортные условия для жизни и работы. ►Содержание НИОКР, деятельности НИИ. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (акроним НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы заключают в себя следующие фазы работ: 1) исследования фундаментальные: теоретические и поисковые; 2) исследования прикладные; 3) опытно-конструкторские разработки; 4) работы, выполняемые на любой из предшествующих фаз, включающие в себя опыты и эксперименты. Научно-исследовательский институт (НИИ) — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок.

68. Содержание инновационного процесса, управление инновационным процессов в организации.

Этапы инновационного процесса: инициация, фундаментальное исследование, прикладные исследования, разработка, проектирование, строительство, освоение, промышленное производство, маркетинг, сбыт, оценка эффективности, диффузия инновации. Проявление и формы инноваций. Этапы развития инноваций (дестабилизация, институциализация, стереотипизация).

►Этапы инновационного процесса: инициация, фундаментальное исследование, прикладные исследования, разработка, проектирование, строительство, освоение, промышленное производство, маркетинг, сбыт, оценка эффективности, диффузия инновации. Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. 1) Инициация. Началом инновационного процесса является инициация, представляющая собой деятельность, включающую выбор цели инновации, постановку задачи, выполняемой инновацией, поиск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование и материализацию (осуществление) идеи. 2) Фундаментальное исследование. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате, второго - новые принципы создания изделий и технологий. 3) Прикладные исследования. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец. 4) Разработка. Опытно-конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытания и пригодных для производственного и коммерческого использования. 5) Проектирование. 6) Строительство. 7) Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление. 8) Промышленное производство. 9) Маркетинг, 10) Сбыт, 11) Оценка эффективности. 12) Диффузия инновации (передача и применение передовых инноваций)

►Этапы развития инноваций (дестабилизация, институциализация, стереотипизация). Дестабилизация — это нарушение стабильности чего-либо, обычно целенаправленное Институциализация — это процесс упорядочения, формализации и стандартизации чего-либо. Стереотипизация – это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: