Инновационный процесс: сущность и содержание

Впервые понятие «инновация» появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации Европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. В экономических исследованиях XX века, в работе Йозефа Шумпетера "Капитализм, социализм и демократия" употребляется термин "инновация". Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: "При­быль, по существу, является результатом выполнения новых комбина­ций... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития". В современной литературе встречаются несколько подходов к определе­нию сущности нововведения.

Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический)[6, c. 342].

Ю. П. Морозов под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера[5, c. 632].

А. И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах[3, c. 187].

В соответствии с Руководством Фраскати инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам[4, c. 231].

Авторы справочного пособия "Инновационный менеджмент" П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели и др. считают, что инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов[7, c, 238].

Понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова "innovation", буквальный перевод, которого означает "введение новаций". То есть, с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).

Таким образом, необходимо разграничить понятия "новшество" и "инновация". Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Иначе можно сказать, что инновация это комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения определённых потребностей[8, c. 185].

Данное соотношение между понятиями "новшество" и "инновация" можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 1.1). Например, текстильное предприятие может приобрести лицензию на право пользования запатентованной технологией отделки ткани (новшество покупное), либо разработать и запатентовать технологию самостоятельно (новшество собственное). Данную технологию оно может продать (новшество на продажу), оставить в резерве (новшество на накопление), либо использовать в производственном процессе. В случае если новая технология применяется в производственном процессе, можно говорить о возникновении инновации, в результате реализации которой предприятие будет получать ткань (основную продукцию) с улучшенными качественными, экономическими и прочими характеристиками.

Рис. 1.1. Схема превращения новшества в инновацию

Условные обозначения:

НП — новшества покупные; НПН — новшества покупные для накопления; НПП — то же на продажу; НПИ — то же в инновации; НСИ — новшества собственного производства (разработки), реализуемые в инновациях; НСП — то же на продажу; НСН — то же для накопления; ИПН — инновации покупных новшеств; ИСН — инновации собственных новшеств; ОП — основная продукция фирмы.

Специфика инноваций как объекта управления определяется следующими признаками:

ü Инновация имеет чёткую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она рассматривается как сложный процесс, который обеспечивает определённый технический, социально-экономический эффект, а следовательно требует системного подхода к управлению.

ü Инновация считается осуществлённой только в том случае, если она внедрена на рынке или в производственной деятельности, а следовательно необходимо учитывать фактор самоокупаемости инновационного проекта, коммерческий успех на рынке.

ü Инновация характеризуется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, а следовательно управление инновациями неразрывно связано с управлением риском. Примеры из зарубежной практики свидетельствуют о том, что разработка новых товаров сопряжена с большими опасностями. Компания Texas Unstruments потеряла 660 млн. долларов и была вынуждена уйти с компьютерного рынка США; убытки, которые принесла компании RCA неудачная модель видеоплейера компакт-дисков, составили 500 млн. долларов; примерно в 100 млн. долларов обошлась корпорации Du Pont попытка создать новый кожзаменитель;

ü Высокая рискованность инновационных проектов определяет особый характер финансирования.

Для систематизации нововведений рассмотрим несколько классификационных признаков: по степени радикальности, по характеру применения, по стимулу появления, по роли в воспроизводственном процессе, по масштабу.

1. По степени радикальности (новизны):

базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2. По характеру применения:

продуктовые инновации, ориентированныена производство и использование новых продуктов;

технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

социальные инновации, связанные с улучшением условием и характера труда, психологического климата, изменением социальной организации;

комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений;

рыночные инновации, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

3. По стимулу появления (источнику):

─ инновации, вызванные развитием науки и техники;

─ инновации, вызванные потребностями производства;

─ инновации, вызванные потребностями рынка.

4. По роли в воспроизводственном процессе:

─ инновации потребительские;

─ инновации инвестиционные.

5. По масштабу:

─ инновации сложные (синтетические);

─ инновации простые.

Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Нельзя ограничивать сферу инновационной деятельности только внедрением новых технологий или выпуском новых продуктов. Инновации могут затрагивать не только сферу производства, но и сферу маркетинга и менеджмента. Однако, несмотря на всё многообразие, инновации возникают и реализуются в рамках инновационного процесса. Инновационный процесс – представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию, то есть последовательная цепь событий, в ходе которых инновации вызревают от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги. Инновационные процессы охватывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счёте ориентированы на удовлетворение потребностей рынка[6, c. 329].

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, то есть деятельность непосредственно связанная с реализацией нововведений в материальной сфере экономики[9, c. 265]. Инновационная деятельность это понятие более узкое, чем инновационный процесс, так как оно охватывает только те области деятельности, которые связаны с доведением научных разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Выделяют две основные модели инновационного процесса: диффузи­онную и внутриорганизационную модели. Диффузионная модель характеризует развитие управленческих нововведений на макроуровне, в пределах всей экономики. Этот про­цесс включает три этапа: создание, распространение (диффузия) и внедрение (использование) нововведения. Центральным здесь явля­ется взаимодействие нововведения с внешней средой, его распрост­ранение среди множества компаний, государственных учреждений. Внутриорганизационная (внутрифирменная, внутриотраслевая) модель инновационного процесса характеризует использование нововведения в отдельно взятой компании или государственном ведомстве. Внутриорганизационная модель инновационного процесса включает в себя понятие "инновационный цикл". Инновационный цикл – представляет собой период создания, распространения и использования новшеств, период их реализации. Его длительность охватывает промежуток времени между моментом появления идеи, её материализации и моментом устаревания этой идеи. В более узком смысле инновационный цикл включает в себя период "исследование – производство" и период реализации новшества. Инновационный цикл включает в себя следующие стадии[10, c. 329]:

1. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний, целью фундаментальных исследований является раскрыть новые связи между явлениями, познать новые закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

2. Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

3. Опытно-конструкторские работы подразумевают применение результатов прикладных исследований для создания (или усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии.

4. Освоение производства включает проведение испытаний новой (или усовершенствованной) продукции, а также конструкторскую, технологическую и организационную подготовку производства новой продукции.

5. Массовое (серийное) производство новой продукции

6. Маркетинг и сбыт новой продукции

Инновационный процесс не заканчивается последней стадией инновационного цикла. В условиях конкурентной борьбы предприятие вынуждено постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию и обновлять ассортимент. Любой продукт, в соответствии с концепцией жизненного цикла проходит ряд стадий от возникновения до снятия с производства. Для того чтобы продлить период зрелости, производителям приходится осуществлять различного рода псевдоиинновации (например, замена упаковки товара), которые позволяют на протяжении определённого периода времени поддерживать необходимые объёмы сбыта устаревающего товара. Однако активные действия конкурентов и изменение потребительских предпочтений приводят к необходимости реализации улучшающих и базисных инноваций, в результате которых на рынке появляется новый товар. Таким образом, можно утверждать, что инновационный процесс непрерывен и включает в себя множество инновационных циклов.

Инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого либо новшества, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Комплексность инновационных процессов придаёт особую сложность методам и приёмам управления инновационной деятельностью предприятия, которые в свою очередь, требуют от персонала помимо высокой квалификации и чёткой профессиональной ориентации особого типа восприятия и мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: