Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из перио­дически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность.

Для того чтобы обеспечить рациональное осуществление торгово-технологического процесса в магазине, необходима хорошо продуманная система управления всеми его операциями.

Предметами управления в магазине являются товарные запа­сы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания покупателей.

Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для пре­дотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи товаров. Это достигается пу­тем повседневного управления товарными запасами. Оно долж­но быть нацелено, прежде всего на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров. Необходимые размеры товарных запасов для мага­зинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других фак­торов. Работники магазинов следят за соответствием фактиче­ских запасов товаров установленным необходимым размерам и принимают меры по их регулированию.

Управление ассортиментом товаров. Оно предусматривает систематический контроль за соблюдением в магазине обяза­тельного ассортиментного перечня товаров, своевременное вне­сение предложений по его изменению. В его задачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимента в пределах то­варных групп, его устойчивости и комплексности предложения. Управление ассортиментом товаров тесно связано с управлени­ем товарными запасами.

Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работни­ков магазина и сократить затраты времени на пополнение то­варных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:

- достижение максимальной прямоточности внутримагазинного перемещения товаров;

- обеспечение минимального объема грузооборота;

- недопущение пересечения товарных и покупательских потоков;

- применение средств механизации на основе пакетирования грузов и широкое использование тары-оборудования.

Управление товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учиты­вают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, об­ратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков.

Управление покупательскими потоками занимает централь­ное место в общей системе управления торгово-технологиче­ским процессом в магазине. Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, расстановку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутри-магазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерного распределения покупа­тельских потоков и т. д.

В регулировании потоков покупателей существенную роль играют контрольно-кассовые узлы магазина, которые должны иметь достаточ­ную пропускную способность, что обеспечивается рациональным вы­бором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т. д.

Управление процессом обслуживания покупателей. Оно нахо­дится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торго­вых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупателей об используемых в магазине мето­дах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, допол­нительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.

В магазине может быть использована индивидуальная или бригадная форма организации труда.

При индивидуальной форме организации труда работник магазина используется на определенном участке торгово-технологического процесса, на него возлагается личная ответст­венность за сохранность товарно-материальных ценностей, об­служивание покупателей и т. д.

Бригадная форма организации труда предполагает объединение работников в бригады в пределах отдела, секции и т. д. Они несут общую ответственность за результаты работы.

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количест­ва рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоем­кость выполняемых работ.

В связи с этим важное значение имеет рациональное разде­ление труда работников магазина. Оно предусматривает наибо­лее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функ­циональных обязанностей каждого работника.

Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление от­дельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам мага­зина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производи­тельному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному признаку основы­вается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией.

Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций.

Разделение и кооперация труда в магазине должны осущест­вляться с учетом типа и размера торговой площади предпри­ятия, применяемых методов продажи товаров, размера и струк­туры товарооборота, используемых методов дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы магазина. Однако мероприятия по разделению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества обслуживания покупателей и условий труда работников магазина.

Одно из основных направлений совершенствования органи­зации труда в магазине — улучшение организации и обслужива­ния рабочих мест.

Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспе­чивать персоналу магазина благоприятные условия для эффек­тивного использования рабочего времени и оборудования, по­вышения производительности труда. Повышению производительности труда работников магазина во многом способствует совершенствование приемов и методов труда. Под приемами труда следует понимать сово­купность трудовых действий, направленных на выполнение по­вторяющихся в определенной последовательности операций, свя­занных единым целевым назначением. Метод труда — способ осуществления процесса труда.

Совершенствование приемов и методов труда должно со­провождаться сокращением затрат времени на выполнение тру­довых операций, обеспечением безопасности труда, достижени­ем максимальной содержательности труда. Оно должно способ­ствовать сокращению затрат времени на обслуживание покупа­телей и снижению утомляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда ра­ботников розничных торговых предприятий относится его нор­мирование, которое позволяет установить рациональную чис­ленность и структуру штата работников, эффективно использо­вать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.

На качество обслуживания покупателей существенное влия­ние оказывают квалификационный и общеобразовательный уро­вень работников магазина. Поэтому одним из направлений со­вершенствования организации труда в магазине является подго­товка и повышение квалификации кадров.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: