Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже

Одним из обязательных условий обеспечения бесперебойно­го технологического процесса в магазине является наличие дос­таточных запасов товаров. В магазине их размещают непосред­ственно в торговом зале (рабочий запас) и в помещениях для хранения товаров (резервный запас). При этом следят за пере­мещением товаров в кладовых, укладкой их на хранение, со­блюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хра­нения, нормальной работой холодильных установок, поддержа­нием в помещениях чистоты.

При размещении товаров на хранение рекомендуется закре­плять за каждым из них постоянное место, что упрощает про­чесе учета и контроля состояния товарных запасов, обеспечива­ет оптимальные условия и режим хранения.

Товары, запасы которых пополняют и реализуют сравни­тельно медленно, размещают в глубине кладовых. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары кратко­срочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних пол­ках — легкие.

Размещение товаров может быть и произвольным. В этом случае на площадях, освободившихся от хранения одних товаров, размещают товары других групп. Такой способ позволяет максимально использовать площади кладовых, но затрудняет учет из-за расположения однородных товаров в нескольких местах.

При хранении товаров необходимо строго соблюдать уста­новленные противопожарные правила. Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до приборов отопле­ния должно быть 20-50 см (это расстояние должно быть увели­чено, если этого требуют условия хранения товара), до пола — 15-30 см, до источников освещения — 50 см, до стен помеще­ния— 70 см.

Опасные в пожарном отношении товары следует хранить в изолированных, специально приспособленных для этого поме­щениях.

Обязательно также соблюдение требований техники безо­пасности. В частности, при отсутствии механизмов высота ук­ладки товаров в штабеля не должна превышать 2 м.

Товары в магазине хранят в упакованном или распакованном виде. Способы их хранения зависят от свойств товаров, вида складских помещений, продолжительности хранения (сезонное, краткосрочное, длительное).

Наиболее часто применяют следующие способы хранения товаров: штабельное, стеллажное и в подвешенном виде.

На стеллажах размещают как упакованные, так и не­упакованные товары. Укладывают их стопками, рядами, для об­легчения подсчета — десятками, сотнями маркировкой наружу.

Штабельное хранение применяют для гро­моздких, крупногабаритных товаров, а также товаров в таре, на поддонах и в малогабаритных контейнерах, укладывая их по оп­ределенной схеме в несколько ярусов.

С помощью специальных приспособлений (вешал, кронштейнов, крючьев) некоторые товары хранят в подвешенном виде.

При хранении товаров применяют различные приемы уклад­ки. Их выбор зависит от свойств товара, вида упаковки. Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают несколькими ярусами в высоту, используя при этом прямой, перекрестный и обратный способы укладки.

Прямую укладку применяют для товаров, упакованных в ящики одного размера, ставя их один на другой маркировкой наружу. При этом способе каждый верхний ряд должен совпа­дать с нижним.

Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, помещая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость штабеля.

Обратная укладка применяется при штабелировании товаров в мешках. Первый ярус при такой укладке образуется из групп, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ярусы — из таких же групп, мешки в которых уложены в обратном прядке.

При хранении товаров строго следят за тем, чтобы не истекли установленные для каждого товара сроки годности и сроки их реализации.

Затруднения в размещении товаров на хранение часто вызваны тем, что на ограниченной площади кладовых и торгового зала магазина приходится хранить товары, требующие для этого различных режимов. В частности, следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха.

В процессе хранения товаров влажность воздуха регулиру­ют. При ее повышении торговые помещения проветривают, ота­пливают, используют влагопоглощающие средства, при пони­жении — воздух увлажняют (моют полы, разбрызгивают воду пульверизатором, применяют специальные увлажнители).

Хранение товаров в магазине производят с учетом их физи­ко-химических свойств, соблюдения правильного товарного со­седства, исключающего возможность вредного воздействия то­варов друг на друга (передача запахов, влаги). Учитываются сроки хранения и реализации, очередность поступления и пода­чи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее за­везенные товары.

При хранении большинства непродовольственных, а также про­довольственных нескоропортящихся товаров оптимальными счита­ются температура 12—18°С и относительная влажность 60-70%.

Хранение многих продовольственных товаров требует соз­дания условий, способных затормозить биохимические и мик­робиологические процессы в продуктах, предохранить их от ис­парения и увлажнения.

Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах в холодильных емкостях. Например, мороженое мясо хранят при температуре не выше -9°С, а моро­женую рыбу — не выше -18°С. При положительных температу­рах близких к нулю хранят колбасные изделия и копчености, сливочное масло, сыры, некоторые молочнокислые товары и др. Применение холода позволяет сохранить потребительские свой­ства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.

На качество товаров при хранении оказывает влияние осве­щенность помещении, в которых они размещены.

Одним из условий правильного хранения товаров является строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция поме­щения для хранения товаров, мытье полов с применением де­зинфицирующих растворов, своевременное устранение тре­щин на стенах и потолках, борьба с грызунами и другими вредителями.

Особенно внимательно следует относиться к хранению в ма­газине сезонных товаров, нереализованных в предыдущем сезо­не или завезенных до наступления сезона, поскольку длительное их хранение без соблюдения соответствующих условий приводит к ухудшению качества.

При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:

- проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопро­водительных документах и на маркировке;

- облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка, про­тирка верхнего слоя некоторых продовольственных това­ров);

- фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;

- комплектование подарочных наборов;

- оформление и прикрепление ярлыков цен.

Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстро­му обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: