Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.

На уровень торгового обслуживания и эффективность рабо­ты магазина в значительной степени влияют размещение и вы­кладка товаров в торговом зале. При этом понятия «размещение товаров» и «выкладка товаров» следует различать.

Под размещением товаров понимают их распределение на площади торгового зала в соответствии с планом помещения, а под выкладкой — процесс расположения, укладки и показа то­варов на торговом оборудовании.

Размещение товарных групп для каждого типа магазина учи­тывается еще при составлении его технологической планировки. При этом исходят из ассортимента реализуемых в магазине това­ров и применяемых методов продажи каждой товарной группы. Учитывают также конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д. Кроме того, на разме­щение товаров в магазине оказывают влияние определенные пра­вила установки различных видов торгово-технологического обо­рудования, необходимость соблюдения правил пожарной безопас­ности.

При продаже товаров через прилавок обслуживания покупа­телям предлагаются только образцы товаров, находящиеся за прилавком. Поэтому для покупателей не имеет значения, как расположены товарные запасы, из которых продавец отпускает выбранные ими товары.

С внедрением самообслуживания место размещения товаров в торговом зале и площадь, отводимая для их выкладки, приоб­ретают самостоятельное значение и оказывают прямое влияние на товарооборот.

Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. Сначала определяются места размещения каждой товарной группы в торговом зале с учетом площади, необходимой для их выкладки.

Размещая товары, руководствуются принципами группиров­ки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного со­седства.

Движение покупательского потока начинается от входа в торговый зал магазина и направляется чаще всего против хода часовой стрелки. Следовательно, размещать товары необходимо так, чтобы обеспечить равномерное распределение потока поку­пателей по всему торговому залу.

При размещении товаров в торговом зале их стремятся под­бирать по принципу комплексного потребления, взаимозаме­няемости или по назначению. Это дает возможность покупате­лям совершать комплексные покупки, сокращает время их пре­бывания в магазине.

Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентировать­ся в торговом зале. Это имеет большое значение, поскольку именно постоянные покупатели приносят наибольшую прибыль магазину. Создание же благоприятных условий для приобретения товаров, в том числе и за счет сокращения времени на их выбор при правиль­ном размещении, позволяет увеличить число таких покупателей.

Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, это место должно быть заполнено другим, заменяющим его, товаром.

При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитываются следующие требования:

- зона товарных групп, подготавливаемых к продаже непо­средственно в магазине, должна примыкать к тем помеще­ниям, в которых осуществляется подготовка этих товаров;

- для товарных групп, требующих длительного ознакомле­ния с ними покупателей, выделяют зону в глубине торго­вого зала, где нет основных покупательских потоков;

- крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около контрольно-кассового узла или близко к выходу из торгового зала;

- товары, требующие частого пополнения, размещают вбли­зи кладовых помещений;

- выложенные товары должны обеспечивать свободный проход и доступ к ним покупателей.

Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи рабочего места контролера-кассира на специальных гор­ках, в передвижных тележках или контейнерах.

Родственные, взаимозаменяемые или сопутствующие товары располагают рядом с основными. Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобство при отборе, задержи­вает покупательский поток, то можно расположить их в не­скольких местах торгового зала.

Продовольственные товары, требующие нарезки, взвешива­ния и упаковки (мясные, рыбные и молочные продукты, овощи и др.), размещают за прилавком обслуживания.

Все товары, особенно продовольственные, размещают с соблю­дением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты. Отдельно на торцах островных горок или в специальных изолированных от основной массы товаров корзинах надо размещать стиральные по­рошки, товары бытовой химии и другие, в силу своих физико-химических свойств вредно влияющие на остальные товары.

При размещении товаров в торговом зале необходимо мак­симально использовать каждый квадратный метр его площади под выкладку товаров. Эффективное использование площади выкладки и емкости обо­рудования способствует размещению в торговом зале основной массы товаров и сокращению запасов товаров в кладовых магазина.

Выкладка товаров должна производиться по определенным правилам, соблюдение которых позволяет показать не только весь имеющийся ассортимент, но и каждый товар в отдельности.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется поместить один образец без нее или в прозрачной упаковке, чтобы покупа­тель имел представление о ее содержимом.

Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упа­ковке в сторону, обращенную к покупателю. Запрещается вы­кладывать товары в загрязненной и деформированной упаковке.

Существует два основных способа выкладки товаров: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный способ выкладки това­ров предусматривает расположение однородных товаров в не­сколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот способ удобен тем, что обеспечивается хороший показ товаров, свобод­ный отбор товаров покупателями любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому он используется только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами.

При горизонтальной выкладке определен­ные однородные товары размещают вдоль по всей длине обору­дования, занимая каждым товаром одну-две полки. Горизон­тальный способ широко применяется для выкладки крупногаба­ритных товаров, а также мелких в кассетах.

На практике чаще всего комбинируют оба эти способа, приме­няя элементы как горизонтальной, так и вертикальной выкладки.

Используют различные приемы выкладки товаров на полках оборудования. Их располагают рядами, стопками, штабелями. Некоторые товары подвешивают на специальных приспособле­ниях (штангах, консолях и т,. п.).

В магазинах самообслуживания широко применяется вы­кладка товаров навалом в кассетах и контейнерах, а скоропор­тящихся продуктов — в охлаждаемых прилавках. Этот прием удобен и покупателям, и продавцам (требуется меньше времени на выкладку товаров и можно более рационально использовать экспозиционную площадь оборудования).

Выкладка бывает товарная и декоративная.

Товарную выкладку используют в магазинах са­мообслуживания одновременно и для показа, и для отпуска товаров.

Декоративная выкладка товаров, например, в виде фигурных штабелей, пирамид, позволяет привлечь к ним внимание покупателей. Ее можно применять для оформления витрин, в магазинах или отделах, где продажа товаров произво­дится через прилавок обслуживания. Но использование декора­тивной выкладки в магазинах самообслуживания нецелесообраз­но, так как покупатели неохотно разрушают сооружения из това­ра в виде пирамид, красиво выложенных стопок, спиралей и т. д.

Выкладывая товар, необходимо учитывать степень спроса на него, цену и другие характеристики. В магазинах с универсальным ассортиментом наибольшую долю в товарообороте занимают товары повседневного и часто­го спроса. Поэтому их выкладка должна быть особенно удобной для покупателей и тем самым способствовать увеличению про­дажи. Эти товары выкладывают в большом количестве таким образом, чтобы покупатель мог легко взять их. Если позволяет упаковка, такие товары удобнее выкладывать навалом, напри­мер, в корзинах.

Товары, пользующиеся редким спросом, а также более доро­гие по сравнению с аналогичными, расположенными рядом, вы­кладывают на верхних полках.

Дешевые товары целесообразно размещать внизу оборудо­вания, в том числе навалом.

Повысить эффективность выкладки товаров позволяет и зна­ние особенностей психологии покупателей. Например, известно, что наибольшее внимание покупателей привлекают товары, расположенные в поле их зрения, на высоте 80-160 см.

Кроме того, более удобными для них зонами выбора товаров являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Поэтому здесь следует выкладывать товары устойчи­вого спроса, а рядом с ними товары, продажу которых хотят увеличить (например, новые или малознакомые товары), и това­ры импульсивного спроса, желание купить которые возникает у покупателя только после того, как он обратит на них внимание. С этой же целью товары импульсивного спроса выкладывают на торцовых полках горок.

Двигаясь вдоль рядов оборудования, покупатели хуже заме­чают товары, находящиеся в начале и в конце каждого ряда. Значит, на таких полках должно быть отведено место для това­ров в яркой, обращающей на себя внимание, упаковке. Рядом с ними целесообразно поместить рекламную информацию на пла­катах, выложить красочные буклеты, листовки и т. п.

Замечено, что в магазинах, имеющих насыщенную выклад­ку, товары реализуются лучше. Поэтому пополнение ими обо­рудования продавцы должны производить не только до открытия и перед закрытием магазина, но при необходимости и в те­чение рабочего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: