Внемагазинные формы торгового обслуживания

К внемагазинным формам продажи товаров относят:

- продажу товаров через сеть мелкорозничных предприятий;

- розничную посылочную торговлю;

- продажу товаров через автоматы;

- продажу товаров на ярмарках и базарах.

Использование той или иной формы продажи товаров зависит от численности жителей в населенном пункте, наличия торговых предприятий и их ассортиментного профиля, производственных условий, сезона и других обстоятельств.

Продажа товаров через сеть мелкорозничных предприятий занимает большое место в торговом обслуживании населения. В настоящий момент продажа товаров через сеть мелкорозничных стационарных предприятий применяется для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные предприятия торговли (магазины, павильоны), а также широкое распространение она получила в сельской местности, где строительство магазинов нецелесообразно из-за малой численности населения.

Мелкорозничная торговая сеть представлена павильонами, киосками, торговыми автоматами, магазинами на дому, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки и т.д.).

Через мелкорозничную стационарную сеть проводится продажа непродовольственных товаров (кроме технически сложных товаров, а также товаров, которые требуют создания определенных условий при продаже, — примерки, и тому подобное). Мелкорозничная стационарная сеть может быть использована и как дополнение имеющейся сети магазинов, например, для организации сезонной продажи футболок, шортов, купальников и др.

Основными достоинствами мелкорозничной сети торговли являются относительно невысокие затраты на построение и эксплуатацию таких предприятий, возможность быстрого перемещения и переквалифицирования, максимальное приближение к потребителям и возможность быстро реагировать на спрос, в свою очередь, к недостаткам следует отнести узкую специализацию и ассортимент, плохое хранение товара и условия торговли.

Для продажи товаров там, где невозможно построить даже мелкорозничную торговую сеть используют передвижную торговлю. К передвижным средствам торговли относятся специально оборудованные приспособления для торговли на вывоз: автомагазины, автоприцепы, изотермические емкости и цистерны, ручные тележки, лотки, корзины, и тому подобное. Их использование особенно удобно для обслуживания жителей сельской местности, а также для торговли в местах наибольшего скопления людей в городах.

Разновидностью передвижной торговли является: развозная торговля и разносительская торговля – для продажи запчастей, одежды и других непродовольственных товаров.

Автомагазины нашли широкое применение в торговле одеждой, тканями, головными уборами, галантерейными, парфюмерно-косметическими товарам, хозяйственными и некоторыми другими непродовольственными товарами, а также основной группой продовольственных товаров. Возможность использования специализированных автомобилей позволяет реализовать с помощью передвижной торговли такие непродовольственные товары как бытовая химия, запчасти, канцелярская товары, спорттовары и др.

О посылочной (почтовой) торговле, также можно говорить как о перспективной форме внемагазинной торговли, поскольку она способствует сокращению расходов по доставке товаров до покупателя, ведь купленный товар поступает от производителя, минуя оптовых посредников, а в стоимость его транспортировки входит: стоимость посылки и услуги, которая предоставляется почтовыми отделениями.

Основной же отрицательной чертой продажи товара через посылочную (почтовую) торговлю является малый объем покупки и длительность поставки товара. Но на данное время для оптимизации заказа и закупки товаров создается специализированная фирма, которая вместе с почтовыми отделениями предоставляет услуги по продаже товаров через сеть посылочной торговли. Когда классифицируют торговлю по почте, то различают торговлю с предыдущим получением каталога или просто заказа товара в самом почтовом отделении. В первом случае просто желающие фирмы распечатывают каталоги и рекламные проспекты, которые вместе с почтой приходят всем пользователям по почте. В этих каталогах полностью есть информация о товаре и цене на него. Уже при желании, потребитель может заказать его по почте. Так можно купить семена редких растений, парфюмерно-косметические средства, журналы и газеты разных заграничных издательств, товары которые являются редкими для данного рынка. Тогда торговая фирма оплачивает лишь услуги пересылки почте и большую долю расходов составляет изготовление самих буклетов и заказов, которые распространяются населению.

В другом случае каждая фирма продавец выпускает собственные каталоги, буклеты и информационные справочники, где указан самый широкий ассортимент товаров и цены на них. Эти буклеты сохраняются в почтовых отделениях и когда кто-то заинтересован их увидеть, они предоставляются работниками почты, которые помогают покупателю заполнить заказ. Тогда продавец оплачивает лишь небольшую партию изготовленных буклетов и услуги почтовых работников. Оплата товаров, как правило, проводится послеоплатой после выполнения заказа, то есть при получении посылки с товаром на почте. В некоторых фирмах предусмотрено возвращение товара в случае, когда он не удовлетворил потребителя. При том покупатель обязан оплатить почтовые расходы на пересылку. Посылочная торговля это нововведение, которое помогает найти покупателя и заинтересовать его не только на работе, но даже на отдыхе, потому многие фирмы это практикуют. Однако теряются большие средства на проспекты и рекламные письма, из которых лишь 1-2% отовариваются, большие расходы за услуги почты и на упаковку товара или его посылки.

Торговля через автоматы является одной из прогрессивных форм продажи товаров. Чаще всего с помощью автоматов продаются жидкие и мелкоштучные продовольственные товары (напитки, растительное масло, мороженое кондитерские, табачные изделия), а также видеокассеты, газеты, журналы, почтовые открытки и др.

Размещение торговых автоматов вне магазинов (на площадях, улицах, вокзалах и т.п.) позволяет осуществлять торговлю в любое время суток.

Различают два видов торговых автоматов:

- Торговые автоматы, товары и услуги которых оплачиваются через кредитную карточку;

- Торговые автоматы, товары и услуги которых оплачиваются наличностью.

Современные торговые автоматы являют собой систему, в корпусе которой объединены компьютер, сенсорный экран, кассовый аппарат, купюроприемник и устройство приема и выдачи монет и другое оборудование.
Подобная автоматическая касса может использоваться самостоятельно для предоставления услуг по предоставлению справочной информации. С их помощью можно рекламировать товары, предлагаемые услуги и тому подобное.

За этой формой торговли достаточно широкое будущее, ведь торговый автомат работает постоянно и не нуждается в обеде и выходных. Когда определенный товар заканчивается, то по компьютерной сети работник торгового предприятия составляет заявку, и он, таким образом, может обслуживать несколько торговых автоматов.

Продажа товаров на ярмарках и базарах позволяет приблизить места реализации товаров к покупателям, расширить продажу товаров.

Ярмарки представляют собой периодические крупные торги. Они проводятся традиционно, в них участвуют различные предприятия и организации торговли, культурно-просветительные учреждения.

Базары тоже представляют собой периодические торги, организуемые торговыми предприятиями и организациями накануне каких-либо знаменательных событий (праздников, начала нового учебного года и т.д.).

Проведению ярмарок и базаров предшествует большая подготовительная работа: выбирается место и определяется время их проведения, благоустраивается территория, возводятся необходимые сооружения, проводится рекламная работа, комплектуется ассортимент товаров, подбираются соответствующие работники. Необходимо также предусмотреть возможность посещения ярмарок и базаров.

Кроме того, к числу внемагазинных форм торгового обслуживания следует отнести сетевой маркетинг и электронную торговлю.

Сетевой маркетинг не нашел пока широкого распространения в отечественной торговой практике. Особенность этой внемагазинной формы торговли в том, что реализация товаров осуществляется торговыми агентами дома, в учреждениях и организациях, на транспорте и тому подобное.

Наиболее распространенными товарами, которые продаются по этой внемагазинной форме торговли есть: косметика, антикварные вещи, драгоценности, ювелирные изделия и изделия из меха.

Для организации такого вида продаж фирма нанимает на работу торгового агента, продавца, который владеет полной информацией обо всех свойствах товара и преимуществах его перед другими товарами.

Различает несколько видов продаж через сетевой маркетинг:

- Через торговых агентов, которые нанимаются на работу в этой фирме, они имеют свои каталоги, где указана цена на товар его свойства. Эти дистрибьюторы посещают дома, фирмы, и другие заведения, где и предлагают свой товар.

- Но есть случаи, когда торговые агенты набирают к себе помощников, людей, с невысокими заработками и эти в свою очередь уже у себя на предприятии продают эти товары своим коллегам или знакомым. В мировой практике даже применяют метод встречи, когда эти помощники за определенную плату организовывают званые обеды и встречи, а уже сами дистрибьюторы предлагают товар покупателям.

Примером такого сетевого маркетинга является дистрибьюторская торговля от AVON.

Применение сетевого маркетинга позволяет существенно сократить расходы реализации, потому он является перспективной внемагазинной формой обслуживания населения.

Появлению электронной торговли способствовало развитие электронной техники и современных средств телекоммуникационной связи.

В узком значении под электронной торговлей понимается продажа товаров, осуществляемая с помощью компьютерной сети Internet (Internet-магазины) и продаже товаров через телемагазины и телефонных покупателей.

Торговля через сеть Internet это когда покупатель, зайдя на определенный сайт или вебстраницу заказывает его и оплачивает собственной кредитной карточкой или оплатит счет, который придет вместе с товаром по почте.

В настоящее время в Internet существует очень большое число виртуальных магазинов, которые предлагают широкий выбор самых разных товаров, начиная от мобильных телефонов и заканчивая, автомобилями. Больше всего в таких магазинах представлены книги, компьютерная техника, электробытовые приборы, аудио-, видео- и фототовары, игрушки и др.

Покупатель, который имеет доступ к компьютерной сети, может, не выходя из дома, ознакомиться с ассортиментом интернет-магазина, выбрать по описаниям и фотографиям необходимые товары и сразу же заказать их. Другими методом является использование телемагазинов. Телемагазин в свою очередь это рекламная фирма которая осуществляет на заказ производителя или определенного продавца товара его рекламу и при заказах продажу.

В определенный период времени в эфире телеканалов транслируется программа в которой представлен широкий выбор товаров (большинство новых, неизвестных для среднестатистического потребителя), когда у зрителя возникает желание приобрести его он или по телефону или по почте оформляет заказ.

Заказанные товары доставляются покупателю курьером (как правило, на небольшие расстояния) или почтой. Их оплата осуществляется перечислением денег на счет продавца, послеоплатой (при доставке по почте) или с помощью кредитной карты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: