Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета

Западная Сибирь осваивалась русскими людьми весьма основательно, по­скольку это — ближайшие к европейской части России территории и именно здесь располагаются плодородные сибирские чернозёмы.

Наиболее благоприятными для расселения крестьян в Западной Сибири были лесостепная и степная зоны, объединившие в себе ряд природных про­винций Западно-Сибирской равнины — Зауральскую (Курганская область), Приишимскую (юг Тюменской области), Барабинскую (юг Омской и большая часть Новосибирской областей), Верхнеобскую лесостепную и Кулундинскую степную (значительная часть Алтайского края). Кроме того, довольно интен­сивно осваивалась южная подзона лесной зоны (прежде всего — в средней час­ти Тюменской и Омской областей, а также на юге Томской области).

Здесь сформировался совершенно особый культурный ландшафт. Сибир­ские степи и лесостепные пространства увлажнены сильнее, чем их европейские аналоги. Они покрыты пышной луговой растительностью, красиво цветущими незабудками, лютиками, луговым горошком. Ровные поверхности степей раз­нообразят «колки» берез. Значительная их часть находится в сельскохозяйст­венном пользовании, поскольку это — прежде всего чернозём, хотя и не столь мощный и богатый, как европейский южнорусский или украинский, но всё же дающий обильные урожаи и при тщательном уходе долго сохраняющий своё естественное плодородие.

Зауральские и Западносибирские лесостепи и степи — давние места расселе­ния русского крестьянства. Однако в XVI—XVII веках большая часть этой терри­тории относилась к землям Средней Орды, то есть части Золотой Орды. И поэто­му её доступность для русских переселенцев в те годы была весьма ограничена. Лишь со второй половины XVII века и затем в XVIII веке лесостепи и степи Заура­лья и Западной Сибири, а также примыкающая к ним часть лесной зоны начали осваиваться русскими крестьянами. На месте возведённых русскими казаками


Культурно-ландшафтное районирование

крепостей развились города — Томск, Тобольск, Тюмень, Омск, ставшие впо­следствии крупными административными культурными центрами.

Вместе с тем, здесь до сих пор живут представители этносов, пришедших сюда ещё до русской колонизации. Это, прежде всего, сибирские татары, сфор­мировавшиеся на базе групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхож­дения, а также угров. До сих пор сохраняются татарские деревни и целые кварта­лы городов (например, Тобольска) с преимущественным татарским населени­ем. Много сибирских татар живет в Тюмени, Омске, Новосибирске, Томске и т. д. Несмотря на явное сближение культур сибирских и приволжско-при-уральских татар, а также татар и других этносов, проживающих в Сибири, со­храняются и характерные лишь для сибирских татар черты народной культуры.

Среди других народов, населяющих в настоящее время степи и лесостепи Западной Сибири следует особо сказать о немцах. Несмотря на то, что в настоя­щее время их число быстро сокращается, роль немецкой культуры в культур­ном ландшафте остается весьма заметной. До сих пор сохранились отдельные немецкие поселения со своеобразной культурой, конфессиональными особен­ностями. Большая часть здешних немцев — лютеране и меннониты.

Старинные города Сибири — это истинные хранилища культурного на­следия.

Курган — город ссыльных декабристов, где сохраняются дома первой поло­вины XIX века, связанные с именами В. К. Кюхельбекера, А. Е. Розена, М. М. На­рышкина. На западной границе района, в Курганской области, расположен не­большой городок Далматово, выросший около комплекса Далматовского мона­стыря XVII-XVIII вв.

Тюмень — древний сибирский город, основанный как острог в 1586 году. Это один из старейших городов Сибири, там сохранились земляной вал и ров, старинные ансамбли кремля и менового двора (XVII—XX вв.).

Тобольск — город, насыщенный историей; здесь жил замечательный рус­ский сказочник П. Ершов, были в ссылке и нашли свой последний приют мно­гие декабристы. Поэтому большинство архитектурных памятников города имеет не только художественную, но и историческую ценность.

Тобольск. Исторический центр города


Культурный ландшафт как объект наследия

Томск — город старейшего в Сибири университета, вошедший в историю русской культуры и науки. На территории города сохраняются Томский острог, построенный в 1604 г., архитектурные ансамбли и отдельные памятники конца XIX века.

Писатели и географы, описывающие Западную Сибирь, подчёркивали ос­новательность сибирских сёл; фактически это были своеобразные города, со­стоящие из больших бревенчатых домов с просторными чистыми комнатами, хорошо меблированными. Вокруг деревень — так называемая «поскотина», то есть выгороженные места для выпаса скота; далее раскинулись пашни. В сторо­не от сёл организовывались «заимки» — охотничьи избушки. Именно в сибир­ских сёлах сформировался совершенно особый тип русского человека — сиби-ряк, не знавший крепостного права, независимый и самостоятельный, как в организации своей частной жизни, так и в отношениях с обществом и государ­ством. Среди сибирских крестьян было много старообрядцев.

Старинные сибирские села с добротными постройками, когда-то богатыми крестьянскими дворами создавали хороший фон для сохранения традиций и, вместе с тем, активного освоения новых технологий.

Русская Восточная Сибирь — земля Байкала,
тайги и крупнейших индустриальных гигантов

Русская Восточная Сибирь располагается в пределах современных Кеме­ровской области, юга Красноярского края и Иркутской области, а также Читин­ской области и охватывает живописный, но вместе с тем — трудный для освое­ния ландшафт: возвышенности, переходящие в горные цепи, с довольно суро­вым и малопригодным для сельскохозяйственного производства климатом.

Природа Восточной Сибири чрезвычайно разнообразна. Однако есть в ней и какие-то особые черты, позволяющие охарактеризовать её очень кратко, через обобщенный образ.


Байкал. Малое море, мыс Бурхан (фото А. Коржова)

Это преимущественно горная страна, сложенная из гранитов, базальтов, лав и покрытая безбрежной тайгой. Здесь расположено глубочайшее в мире озе-


Культурно-ландшафтное районирование

ро Байкал с очень чистой водой, текут крупнейшие реки России — Енисей (бе­рущий своё начало в Саянских горах), Ангара (истекающая из Байкала) и Ле­на — одна из величайших рек мира.

Казалось бы, эти территории мало пригодны для жизни русского населе­ния, пришедшего сюда из европейских равнин или степей Западной Сибири. Однако россияне уже более трёх столетий назад начали и продолжают обживать самые потаённые уголки этой земли. Первыми пришли сюда казаки, которые начали осваивать берега Енисея, прежде всего — его низовья; с 1630 года нача­лась колонизация долины Ангары, а затем — бассейна Лены. Всюду казаки за­кладывали остроги, из которых позднее сформировались крупнейшие города Восточной Сибири — Красноярск, Якутск, Иркутск и т. д. С середины XVII века началось освоение Предбайкалья и Забайкалья.

Вначале хозяйственная жизнь Восточной Сибири была связана с добычей пушнины; однако постепенно расширялось значение земледелия и, особенно, промышленности. При этом места расселения русского населения стали сдви­гаться к югу. Под земледелие стали осваиваться районы, расположенные южнее Красноярска, на юге Иркутской области, в Нерчинском и Приселенгинском районе Читинской области. С начала XVIII века началось развитие горной про­мышленности, прежде всего — в Нерчинском районе.

В процессе освоения Восточной Сибири сформировались крупнейшие в России индустриальные районы, специализирующиеся на добыче металличе­ских руд; для их переработки в железо, сталь, чугун строились мощные метал­лургические комбинаты, осваивались угольные бассейны. Сибирь привлекала людей своими ресурсами; на базе вновь возникших производств выросли инду­стриальные центры Сибири — Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск. Именно они определяют сегодня образ Сибири — урбанизированной и индуст­риализированной.

К концу XIX века сложились основные районы концентрации русского на­селения Восточной Сибири: первый — в районе Ачинска — Канска, второй — около Иркутска, третий — в долине Селенги, четвёртый — в Восточном Забай­калье. Развиваются города. К концу XIX века здесь уже было более двадцати го­родов. В XVIII — начале XIX в. наиболее крупным культурным центром Вос­точной Сибири становится Иркутск, где работают гимназии и школы, музей, издаются газеты и журналы, открываются библиотеки и читальни. Затем начи­нают развиваться как культурные центры и другие города — Нерчинск, Чита, Красноярск, Кяхта и т. д.

История освоения Сибири отразилась и в социокультурной структуриза­ции населения Русской Восточной Сибири. Русское население, предки которого приехали сюда в XVII—XVIII веках, называют старожильческим. Это потомки казаков, крестьян, переселённых в Сибирь государством, промышленников, а также крестьян, бежавших из Европейской России от крепостного права. Сло­жилась группа населения, отличающаяся от других групп своеобразным типом культуры, в том числе диалектом, фольклором, особым подходом к ведению хозяйства.

Вторая волна переселений относится к последним десятилетиям XIX — на­чалу XX века, когда множество крестьян после реформы 1861 года, а также в пе-


Культурный ландшафт как объект наследия


риод столыпинских реформ пе­реехало в Восточную Сибирь. В результате сформировалась до­вольно плотная полоса расселе­ния вдоль Транссибирской же­лезной дороги. Большая часть русского населения этого рай­она — это люди, занятые в про­мышленности.

Улица в сибирском селе (Иркутский музей народов Приангарья)

Своеобразная картина рас­селения сложилась в Восточном Забайкалье, которое и сейчас освоено очень неравномерно: плотно заселены лишь южные районы вдоль железных дорог и долин рек Шилки, Аргуни и Ингоды; небольшие «очаги» расселения разбро­саны также по долинам Хилка, Чикоя и их притоков. Больше половины насе­ления живёт в городах и занято в горнодобывающей промышленности.

Среди русского населения Забайкалья особое место занимают так называе­мые семейские (старообрядцы), переехавшие сюда еще в XVIII веке. При этом, поскольку переселялись целые деревни, которые и в дальнейшем жили замкну­той жизнью, сохранялся весь комплекс традиционной культуры — фольклор, обычаи и обряды, особенности природопользования и хозяйствования.

Русское население Восточной Сибири имело длительный контакт с корен­ными этносами, жившими ранее и живущими в настоящее время на соседних территориях, как к северу, так и к югу от основной полосы расселения. Это яку­ты, эвенки, алтайцы, хакасы, шорцы, тувинцы, буряты, тофалары и др.

В течение нескольких веков Восточная Сибирь и Забайкалье были местом ка­торги и ссылки; многие каторжники, представители разных сословий, отбыв свои сроки тюремного заключения, оставались в Сибири на поселении — в горо­дах или сёлах. Многие из них находились здесь до конца жизни, заводили семьи. Значительная часть памятников истории района — это места, связанные с жизнью ссыльных, в том числе декабристов. Особенно выделяются в этом отно­шении Иркутск и Иркутская область. В самом Иркутске сохраняются дома и места захоронения декабристов.

Восточная Сибирь, несмотря на довольно позднюю колонизацию, внесла свой вклад и в сокровищницу русского архитектурного наследия. Это деревян­ная Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь (1778 г.) в г. Чите, баш­ня Бельского острога XVII в. в Черемховском районе и Спасская церковь (конец XVIII — первая половина XIX в.) в селе Урик Иркутского района Иркутской об­ласти. В самом Иркутске сохраняется исторический центр города, в том чис­ле — уже упоминавшийся ансамбль Знаменского монастыря, а также множест­во культовых сооружений XVIII-XIX вв., гражданских зданий и усадебных ком­плексов XIX века.

Весьма интересен архитектурно-этнографический музей около Иркутска, где собраны замечательные образцы деревянной архитектуры XVII-XIX вв.


Культурно-ландшафтное районирование

Красноярск существенно уступает Иркутску по числу старинных памят­ников. Его известность как исторического города связана, прежде всего, с име­нем В. И. Сурикова — знаменитого русского живописца. Кроме того, на тер­ритории Красноярского края находится очень интересный в историко-архи-тектурном отношении город Енисейск с комплексом Спасского монастыря XVIII века.

Важное место в системе объектов культурного наследия Русской Восточной Сибири занимает Алтайский край. Здесь сохранилось множество памятников, посвящённых освоению богатейших подземных кладовых этой земли, свиде­тельство особого пути развития восточного сибирского района.

Район Русской Восточной Сибири известен своим археологическим насле­дием. Среди объектов археологического наследия следует выделить писаницы и петроглифы: на территории Иркутской области — знаменитая «Шишкинская писаница» периода палеолита и средневековья, расположенная на берегу р. Ле­ны, рядом с селом Шишкино Кочугского района.

Природное наследие района сохраняется через систему заповедников и на­циональных парков. Среди заповедников следует назвать: Байкало-Ленский, Витимский в Иркутской области, Даурский в Читинской области, Кузнецкий Алатау в Кемеровской области, Саяно-Шушенский, Столбы и Центрально-Си­бирский в Красноярском крае. Созданы в этом регионе и национальные парки: Прибайкальский в Иркутской области, Шорский в Кемеровской области и Шу­шенский бор в Красноярском крае.

В результате быстрой депопуляции сибирских сёл и относительно стабиль­ного роста городов в этом районе быстро усиливается поляризация ландшафта, когда города, являющиеся центрами инновации, не находят соответствующего отклика в своём окружении и поэтому не влияют на развитие культурного ландшафта района. И это одна из самых серьёзных проблем для Сибири.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: