Жиздринский участок парка

Второй крупный участок национального парка «Угра» включает в себя до­лину реки Жиздры, по которой издавна проходили укреплённые линии засеч­ных лесов. В жиздринской части парка к наиболее ценным ландшафтным тер­риториям отнесена вся долина реки Жиздры от границы с Ульяновским рай­оном и до впадения Жиздры в Оку, а также отдельные ареалы типичных и редких лесных урочищ зандровых и эрозионных равнин. Кроме того, в Пере-мышльском районе к этому типу территорий отнесены участки долины Оки у Перемышля и села Гремячево и массив сосновых лесов на дюнах к востоку от се­ла Корекозова (охранная зона парка).

Пойма Жиздры от Козельска вниз по течению до села Покровское пред­ставляет особую фаунистическую и ландшафтную ценность. Здесь находится ряд памятников природы: озёра Ямное, Орешное, Гороженое с популяцией вы­хухоли — реликтового животного, занесённого в Красную книгу,— и место­обитанием чилима — водяного ореха. Старичные озёра в пойме Жиздры обла­дают редким видовым составом прибрежной луговой и донной растительности, а также фауны, и отличаются высокой аттрактивностью. Большую природную ценность имеет также долинная территория к югу от Козельска вплоть до гра­ниц парка, представляющая собой сочетание пойменных лугов и сосновых ле­сов на склонах и выделяющаяся красотой ландшафтов.

Долина Жиздры и прилегающие к ней территории рассматриваются как ре­ально существующие природно-культурные комплексы, связанные с примы­кающими к ним населёнными пунктами и культурными центрами. Фактор ис­торической и пространственно-композиционной ценности долины Жиздры учитывается во взаимосвязи с природными качествами территории.

Наиболее ценная в художественном отношении часть архитектурного и градостроительного наследия в долине Жиздры и Оки — ансамбли историче­ских городов Козельска и Перемышля с памятниками XVII—ХIХ веков.

Историческая зона Козельска с окрестностями включает Оптину пустынь, формально входящую ныне в городскую черту, село Нижние Прыски, а также систему окрестных деревень с учётом их визуальных связей с городом. В эту зо­ну, шириной 1,5—2 км, попадают деревни Новое Казачье, Стенино и Дешевки. В восточной части к ней следует отнести широкую правобережную полосу до­лины Жиздры и массив леса вдоль шоссе на пос. Сосенский. К северу от Козель­ска её образуют пойма реки около деревень Новое, Казачье и Стенино как есте­ственный фон самого города и монастыря.

Первое упоминание о Козельске относится к 1147 году. Город прославился своей легендарной обороной от полчищ Батыя. Его прошлое связано с историей монастыря Оптина пустынь. Путешественники, посещавшие Козельск в XVIII веке, восхищались красотой его панорам. В настоящее время Козельск ут­ратил значительную часть своей исторической застройки, но, тем не менее, его ансамбль обладает высокой эстетической и историко-культурной ценностью. Здесь сохранилось семь церквей, среди которых выделяется барочная Николь­ская середины XVIII века, а также памятники гражданской архитектуры ХVIII-ХIХ веков. Современный Козельск представляет собой тип небольшого


Культурный ландшафт как объект наследия

Западная окраина древнего Козельска — вид с городского вала (фото М. Кулешовой)

провинциального города с богатым историческим прошлым, о котором свиде­тельствуют сохранившиеся участки старой застройки, остатки земляных укреп­лений и особое, «горнее» положение наиболее старой средневековой его части. С высоких точек города раскрываются живописные и запоминающиеся виды на Жиздру и окрестности.

Перемышль — один из самых древних городов края — существовал уже в ХIV веке. Расположенный в стратегически выгодном месте у слияния Жиздры и Оки, Перемышль долгое время был крепостью, охранявшей рубежи Москов­ского государства. Подобно Козельску, город входил как один из укреплённых пунктов в оборонительную систему — Заокскую Засечную черту. В ХVIII-ХIХ веках Перемышль становится обычным провинциальным городом с харак­терными типами жилых, торговых и административных зданий. О героическом прошлом города наиболее красноречиво говорит его старая часть — «Завер-шье» с остатками крепостных валов и руинами древнего Успенского собора ХVI века. Отсюда, с крутого обрывистого берега Оки, открывается исключи­тельно красивая панорама.

К исторической зоне Перемышля с окрестностями с восточной стороны следует отнести правобережье Оки напротив города вплоть до села Вороново. Южная граница проведена на расстоянии 1,5-3 км от города, чтобы включить широкую луговую пойму со старичными озёрами. С западной стороны бли­жайшее окружение Перемышля менее живописно. Граница проведена вдоль де­ревень Хохловка и Поляна, имеющих хозяйственные связи с городом. На севере граница проходит у моста через Оку.

Границы культурно-ландшафтных территорий, центрами которых явля­ются ансамбли монастырей, выделены с учётом исторических и композицион­ных связей с окружающей территорией, а также с учётом возможностей сохра­нения их природного окружения. Главным основанием для выделения отдель­ных территорий послужила историко-культурная значимость памятников.


Культурно-ландшафтное районирование


На территории Оптиной пустыни (фото М. Кулешовой)

Введенская Оптина пус­тынь — центр духовной культуры России ХIХ — на­чала ХХ веков. Монастырь прославили выдающиеся старцы-богословы. Оптина пустынь привлекала мно­гих паломников. Её неодно­кратно посещали Н. В. Го­голь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. С монасты­рём была связана судьба ли­тературных критиков, пуб­лицистов и фольклористов братьев И. В. и П. В. Кире­евских. Бывали в Опти­ной пустыни и писатель С. Т. Аксаков, публицист и

литературный критик К. Н. Леонтьев, философ В. Л. Соловьев и другие извест­ные люди того времени. Оптина пустынь была крупным издательским центром и распространяла своё влияние по всей России. В ХIХ веке монастырь был не только центром духовного просвещения, но и образцовым хозяйством. В 1987 году комплекс монастыря был возвращён церкви. В настоящее время в нём ак­тивно ведутся восстановительные работы.

В ансамбль Оптиной пустыни в настоящее время входят Введенский со­бор второй половины ХVIII — начала ХХ века, Казанская церковь начала ХIХ века, церковь св. Марии Египетской и праведной Анны середины и второй по­ловины ХIХ века, колокольня начала ХIХ века, ограда монастыря с четырьмя башнями и Никольскими, Казанскими и Святыми воротами, братские корпу­са, комплекс построек скита св. Иоанна Предтечи с церковью, Святыми воро­тами, хибаркой старцев, жилыми корпусами и Заповедной рощей, а также многочисленные хозяйственные постройки. Бoльшая часть построек пред­ставляет собой памятники провинциального классицизма с элементами эклек­тики. Роща и сад при монастыре на площади 16 га являются памятниками при­роды федерального значения.

Основанная в конце ХV века в непроходимых лесах козельских засек Опти­на пустынь исторически тесно связана с окружающим её пространством. В бли­жайшее историческое окружение монастыря входят знаменитый скит св. Иоан­на Предтечи, Заповедная роща, окружающие монастырь леса, хозяйственная зона, сельскохозяйственные угодья и исторический путь от города Козельска к монастырю, описанный в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Особую роль в этом пространстве играет река Жиздра. Силуэт Оптиной пустыни с белыми стенами и колокольней, золотыми куполами церквей на фо­не сплошного массива тёмных козельских лесов — одна из наиболее ярких гра­достроительных доминант речной панорамы Жиздры. Такой же неотъемлемой частью пейзажа является вид от стен монастыря на отделённые от него лентой



Культурный ландшафт как объект наследия


реки Козельск со строй­ным силуэтом Николаев­ской церкви и белую цер­ковь Преображения в ис­торическом селе Нижние Прыски.

На территории Шамординского Казанского монастыря (фото М. Кулешовой)

В историческую тер­риторию Оптиной пусты­ни включено значитель­ное пространство по доли­не Жиздры протяжённо­стью около 6 км и шири­ной более 3 км. Границы территории охватывают лесные массивы в полуто-ра-двухкилометровой по­лосе к востоку и северу от монастыря.

С Введенской Оптиной пустынью исторически связан Шамординский Ка­занский монастырь, построенный на рубеже ХIХ-ХХ веков. Основателем его был знаменитый оптинский старец — преподобный Амвросий. Монастырские постройки, возведённые из тёмно-красного кирпича в так называемом «рус­ском стиле», производят большое впечатление своей монументальностью. Рас­положенный на левом высоком берегу Серены ансамбль Шамординского мона­стыря своим выразительным силуэтом напоминает средневековый замок. В на­стоящее время в комплекс монастыря входят Казанский собор, игуменский корпус с кельей старца Амвросия, трапезная и целый ряд жилых построек. Мо­настырь посещали многочисленные паломники, среди которых было много из­вестных людей. Здесь в гостях у сестры Марии Николаевны часто бывал Л. Н. Толстой. Могила М. Н. Толстой сохранилась на кладбище монастыря.

В границы историко-культурной территории включена часть левого высо­кого берега Серены в окрестностях монастыря, открывающаяся с высокого бе­рега широкая излучина реки с луговой поймой, поля и перелески на левобереж­ном водоразделе. В эту территорию вошли расположенные поблизости от мо­настыря старинные поселения — Серено-Завод, Маслово, Копоново, Городец, а к северу от монастыря — Руднево, связанное с именем преподобного Амвро­сия. Здесь же на участке реки Серены обнаружено несколько археологических памятников (городище в селе Городец, селище в Копонове, стоянка в Шаморди-не), свидетельствующих о древности заселения этих мест.

На жиздринском участке парка находится ещё несколько монастырей, от­дельные постройки которых сохранились до нашего времени. Это Успенский Гремячев монастырь (ХVII-ХIХ вв.) у слияния Оки и Жиздры и Успенский Ша-ровкин монастырь (ХVII-ХIХ вв.) в селе Ильинском на Жиздре. Малые монасты­ри являются неотъемлемой частью сохранившихся исторических ландшафтов. Среди многочисленных усадеб, которые раньше были расположены по Жиздре, выделяется усадьба Березичи в окрестностях Козельска. В Березичскую уни-


Культурно-ландшафтное районирование


кальную историко-культурную территорию включён ансамбль усадьбы Обо­ленских (главный дом, парк, хозяйственные постройки) и старинное село Берези­чи с Никольской церковью. Объединяет всю территорию долина реки Жиздры.

Село Березичи известно с ХVI века. В ХVIII—ХIХ веках в селе находилась старая усадьба Оболенских. Помимо Оболенских, в ХVIII веке ею владели Чиче­рины — дальние родственники А. С. Пушкина, а после Отечественной войны 1812 года владельцем усадьбы недолго был Василий Львович Пушкин — дядя великого русского поэта. В 1877 году усадьбу посетил Л. Н. Толстой. От старой усадьбы сохранилась каменная церковь св. Николая Чудотворца, построенная в 1845 году на месте старинной деревянной. В конце ХIХ века был построен но­вый усадебный дом на противоположном правом высоком берегу Жиздры.

В этот период усадьба Березичи принадлежала Алексею Дмитриевичу Обо­ленскому. Владелец усадьбы находился на государственной службе и занимал высокие посты. Он был близким другом П. А. Столыпина. При А. Д. Оболен­ском была осуществлена реконструкция имения: заложен новый усадебный дом с парком, построены заводы — стекольный, черепичный и кирпичный. Од­новременно в Березичах вводилась улучшенная система полеводства и строи­лись перерабатывающие предприятия. Все постройки правобережной части усадьбы составляли единый комплекс и отличались единством стиля и материа­ла — использовался красный кирпич местного производства.

Архитектурной доминантой ансамбля был главный дом имения — краси­вое двухэтажное здание в стиле модерн с высокой кровлей, покрытой зелёной поливной черепицей. Дом располагался на высоком правом берегу Жиздры, от­куда со специальной видовой площадки, к которой вела короткая прямая аллея, открывалась панорама живописной излучины реки и расположенного внизу се­ла Березичи с Никольской церковью. Красивым видом можно было любоваться с расположенной к югу от усадьбы большой поляны, украшенной огромной елью. Перед парковым фасадом дома располагалась другая поляна с группой многолетних дубов.

Усадьба Оболенских Березичи. Главный дом (фото В. Новикова)

Парк Березичей был распланирован в соответ­ствии с принципами пей­зажной архитектуры. От поляны перед домом рас­ходились живописные дорожки-аллеи, при дви­жении по которым посе­титель, постепенно при­ближаясь к дому, мог на­блюдать его фасад и группу деревьев на поля­не-лужайке в различных ракурсах. Парк довольно богат по флористическо­му составу. Здесь встреча­ются берёза, липа, лист-



Культурный ландшафт как объект наследия


венница, а также поч­ти обязательные для усадебных парков де­коративные кустарни­ки — сирень и боя­рышник. Фасад дома некогда обвивали пол­зучие побеги дикого винограда.

Усадьба Оболенских Березичи в начале XX века

Автором проекта усадебного дома был известный петербург­ский архитектор А. Га-веман. Проект усадьбы Оболенских был опуб­ликован в столичном архитектурном журна­ле среди лучших работ этого зодчего, что свидетельствовало о его высокой оцен­ке архитектурной общественностью тех лет. В настоящее время дом находится в руинированном состоянии — он сильно пострадал во время пожара в 60-е годы XX века. Но даже в руинированном состоянии это архитектурное произведение не утратило своих художественных достоинств и по-прежнему производит впе­чатление красивой и тонко проработанной пластикой фасадов, интересным цве­товым решением и высоким качеством строительных работ.

Выше были описаны лишь наиболее ценные природные и историко-куль­турные территории национального парка «Угра» и его ближайшего окружения. Это описание даёт некоторое представление о природном и культурном насле­дии угорского и жиздринского регионов. Основой продолжения исследователь­ских и практических работ может быть имеющаяся крупномасштабная карта культурно-ландшафтного районирования парка. Для каждой из выделенных уникальных и особо ценных территорий важно определить и установить соот­ветствующие режимы охраны и использования.


3.5 Культурно-ландшафтная
дифференциация территории Кенозерского национального парка

Ю. А. Веденин, Д. В. Тормосов


К

ультурные ландшафты Кенозерского парка представля­ют исключительную ценность как объекты культурного и природного наследия, сформировавшиеся в результате гармоничного взаи­модействия человека и природы. Здесь сохранились не только уникальные па­мятники, но и люди — носители традиционной культуры.

Культурные ландшафты Кенозерья издавна привлекали к себе путешест­венников, записки которых позволяют представить себе облик этого края в кон­це XIX — первой половине XX века. Обратимся к книге И. С. Полякова, в кото­рой он описал свои впечатления от Кенозерья 1873 года.

«Как нижнее течение р. Почи, так и вид на самое Кенозеро производит весь­ма приятное впечатление. Высокое холмы с определёнными очертаниями, час­то с крутыми впадинами и ложбинами, выступают здесь по всем направлениям, и самое озеро Кенозеро, разлившись между холмами, представляется состоя­щим из ряда как бы отдельных озёр, соединяющихся между собою множеством проливов, число которых во время половодья увеличивается, так как в таких случаях вода в озере поднимается на 1-2 сажени и многие из мысов, дробящих на отдельные части озеро, с половодьем становятся островами. Самые мысы всегда более холмисты, чашевидно округлены или несколько столовидны, с об­рывистыми скатами; среди окрестных холмов озеро представляется лежащим в узких, но глубоких впадинах.

Красота местоположения увеличивается здесь ещё и тем оживлённым ви­дом, который приобретают холмы от пашен, одевающих их со всех сторон; во­обще, сравнительно с Водлозером, хлебопашество здесь процветает, так что многие из жителей уделяют часть урожаев и для продажи...» (И. С. Поляков. Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991. С. 80).

Общее впечатление от Кенозерья, которое так хорошо передано в книге Полякова, сохраняется и сегодня. Самое ценное в современном облике ланд­шафтов Кенозерского парка — это луга, раскинувшиеся на месте бывших па­шен, сочетание которых с гладью озёр и многочисленными заливами создаёт живописную картину северной природы, причём освоенной и облагороженной человеком, сделавшим её уютной и приятной для жизни. Разбросанные по бере­гам озёр деревни с окружающими их деревянными оградами, изящными часо­венками и монументальными силуэтами «святых» рощ и сегодня радуют глаз


Культурный ландшафт как объект наследия

многочисленных посетителей парка. Вместе с тем характер ландшафтов на тер­ритории парка весьма различен.

Разнообразие культурных ландшафтов наиболее полно описывается с по­мощью процедуры культурно-ландшафтного районирования.

Всю территорию Кенозерского национального парка предлагается раз­делить на четыре культурно-ландшафтные зоны: Лёкшмозерскую, Вильно-Порженскую, Кенозерскую и Почозерскую.

Для Лёкшмозерской зоны характерно явное доминирование одного боль­шого, почти круглого озера — Лёкшмозера, вокруг которого располагаются компактные группы (кусты) поселений, окружённые открытым пространством лугов. Характерной чертой этой зоны является и то, что именно на её террито­рии особенно заметно проявлялась деятельность монастырей, их вклад в освое­ние ландшафтов Русского Севера.

Для Вильно-Порженской зоны характерно множество небольших озёр или поозёрий, равномерно разбросанных по всей её территории. На их берегах находятся небольшие группы поселений с окружающими их луговыми угодья­ми. В отличие от поселений Лёкшмозерской зоны большая часть из них ориен­тируется сразу на несколько озёр, образующих в сочетании с лугами единые от­крытые пространства.

Для Кенозерской зоны главным ландшафтообразующим объектом слу­жит Кенозеро. Однако, в отличие от Лёкшмозера, Кенозеро состоит из множест­ва плёсов и заливов (лахт), которые воспринимаются как самостоятельные во­доёмы. Большинство кустов поселений и примыкающих к ним угодий связаны сразу с несколькими заливами, а также с расположенными рядом с Кенозером мелкими озёрами.

В Почозерской зоне размещение кустов поселений связано с системой двух озёр — Почозера и Святого, при этом бoльшая часть поселений расположена между этими двумя озёрами.

В каждой культурно-ландшафтной зоне выделяются отдельные культур­но-ландшафтные комплексы, являющиеся главными структурными элемента­ми культурных ландшафтов Кенозерского национального парка. Центральным ядром комплекса является группа поселений, ориентированная на один или не­сколько водоёмов (озеро, систему озёр или заливов, реку). Вокруг этих поселе­ний сформировалось обширное луговое окаймление, образующее вместе с вод­ными поверхностями систему открытых пространств. История формирования луговых угодий весьма интересна. Большинство из них ещё в 30-е годы прошло­го века использовалось как пашни. Прилегающие к деревне поля до возникнове­ния колхозов относились к общинным землям, принадлежавшим всему населе­нию деревни и делившимся между семьями в соответствии с количеством муж­ских душ. Если та или иная семья хотела иметь больше земли, она брала лесной участок, который обрабатывала и использовала как пашню. Такие участки у ме­стного населения назывались полянами. Сегодня сохранилась только малая их часть. В середине прошлого века некоторые поляны устраивались на расстоянии до 5—6 километров от деревни. Примыкающие к ним леса использовались как охотничьи угодья, пересечённые множеством «путиков» (охотничьих троп). Эти же леса вместе с болотами активно использовались для сбора ягод. Важную роль


Культурно-ландшафтное районирование

Культурно-ландшафтные комплексы Кенозерского национального парка

Культурный ландшафт как объект наследия

в жизни местного населения играли малые озёра, расположенные в лесах, кото­рые использовались населением для рыбной ловли. Характерными чертами культурно-ландшафтных комплексов Кенозерского парка является наличие на их территории часовен или церквей, поклонных и обетных крестов, «святых» рощ, хозяйственных построек (мельниц, мостов, амбаров, сараев и т. д.). Грани­цы культурно-ландшафтных комплексов определяются размерами зоны влия­ния деревни или группы деревень, образующих единый расселенческий узел или куст поселений. Зона влияния фиксируется расположением закреплённых за де­ревнями хозяйственных угодий.

Несмотря на определённое сходство в структуре и характере развития куль­турно-ландшафтных комплексов, все они имеют и свои специфические особен­ности. По нашему мнению, наиболее заметные различия проявляются при оценке современного состояния сельских поселений (расселенческих узлов или кустов поселений) и сельскохозяйственных угодий. При оценке поселений осо­бое значение имеет наличие или отсутствие населения, его постоянное или вре­менное проживание, а также состояние жилого фонда. При оценке хозяйствен­ных угодий необходимо исходить, прежде всего, из степени сохранности от­крытых пространств (большие луговые пространства, активно используемые в качестве сенокосов, полуоткрытые пространства, состоящие из системы множе­ства небольших полян, лесные массивы, образовавшиеся на месте бывших сель­скохозяйственных угодий).

Нами было выделено пять классов культурно-ландшафтных комплексов:

1. культурно-ландшафтные комплексы искусственно укрупнённых или
вновь созданных поселений с постоянным населением и используемыми сель-­
скохозяйственными угодьями;

2. культурно-ландшафтные комплексы традиционных поселений с посто-­
янным населением и используемыми сельскохозяйственными угодьями;

3. культурно-ландшафтные комплексы традиционных поселений с вре-­
менным населением и используемыми сельскохозяйственными угодьями;

4. культурно-ландшафтные комплексы исчезнувших поселений с исполь-­
зуемыми сельскохозяйственными угодьями;

5. культурно-ландшафтные комплексы исчезнувших поселений с неис-­
пользуемыми сельскохозяйственными угодьями.

Несколько культурно-ландшафтных комплексов сформировалось в ре­зультате деятельности монастырей. В настоящее время большинство из них, в соответствии со степенью сохранности сооружений и окружающих их лугов, отнесено к четвёртому и пятому классам.

Лёкшмозерская культурно-ландшафтная зона включает три культур­но-ландшафтных комплекса: Морщихинский (1класс), Труфановский и Орлов­ский (2 класс).

Морщихинский комплекс сформировался на базе большой группы сельских поселений: Морщихинская, Калинино, Погост, Подлеша, Лукьяново, Заручевье, Анфаловское, Мартыново и Дьяково. В настоящее время все они слились в еди­ное поселение — Морщихинскую — с «концами», сохраняющими свою истори­ческую топонимику. Морщихинская долгое время была усадьбой отделения сов-


Культурно-ландшафтное районирование

Деревня Морщихинская с церковью Петра и Павла (фото М. Кулешовой)

хоза, а затем в ней (на месте бывшего маслозавода) был создан визит-центр юж­ного сектора национального парка. Комплекс охватывает всю северную часть Лёкшмозерья. На его территории сохраняются значительные площади лугов, ис­пользуемых как действующим сельскохозяйственным предприятием, так и ме­стными жителями. Это самое большое открытое пространство не только в юж­ной части парка, но и на всей его территории. Доминирующей вертикалью ланд­шафта является отреставрированная действующая каменная церковь Петра и Павла (1829 год). Внутри села сохранилась часть традиционной застройки. Ха­рактерный образ сельского поселения создают колодцы-журавли, не типичные для других сёл и деревень этого района. Сохранились две часовни — Фрола и Лавра в Дьякове и Марии Целительницы — за пределами Морщихинской, по до­роге наТруфаново. На некоторых домах можно увидеть традиционный для этих мест декор — наличники, «полотенца», резьбу. Именно Морщихинская является фактической столицей южного сектора Кенозерского парка. Здесь же находится центральная усадьба сельскохозяйственного предприятия (СХП) «Лёкшмозер-ский», вошедшего в состав Кенозерского парка и в настоящее время предостав­ляющего местному населению значительную часть рабочих мест. Это подразде­ление выполняет сегодня функции своеобразного реставрационного участка, осуществляющего сохранение открытых пространств, то есть выкос лугов на значительной части угодий южного сектора парка.

Труфановский комплекс включает куст деревень, расположенный на вос­точном берегу Лёкшмозера и состоящий из Новосёлова, Казариновской, Ив-шенской. В каждой деревне осталось 1—2 семьи постоянных жителей. Когда-то богатые и обширные угодья в основном заросли лесом. Открытые пространства сохранились в непосредственной близости к деревням и частично используют­ся СХП «Лёкшмозерский» и местными крестьянами. В Ившенской восстановле­на часовня Святого Пантелеймона. В Казариновской всё ещё можно увидеть ос­татки деревянной церкви. Основная проблема управления этим культурно-ландшафтным комплексом заключается в сохранении здесь постоянного насе­ления, что является чрезвычайно сложной задачей. Для этого необходимо


Культурный ландшафт как объект наследия

включение Труфановского комплекса в программу деятельности парка и созда­ние здесь новых рабочих мест. Вторая задача, которую необходимо решить,— это наличие надёжной транспортной связи с основной магистралью парка при помощи круглогодично действующей дороги, а также обеспечение местного населения электроэнергией.

Орловский комплекс сформировался на основе куста деревень, располо­женных на западном берегу Лёкшмозера. В этот куст входят деревни Проко-шинская, Илексинская, Хвалинская, Воротниковская и Кайсаровская. Характер­ной чертой этого комплекса является относительно большое число постоянных жителей и активное использование примыкающих к деревне лугов, что объяс­няется, прежде всего, расположением деревень вдоль дороги, связывающей Морщихинскую — центральное поселение южной части парка — с Каргопо­лем. В одной из деревень Орловского комплекса (в Воротниковской) сохрани­лись две часовни. Особая роль этого комплекса заключается в том, что именно с него для гостей, прибывающих в парк со стороны Каргополя и Няндомы, начи­нается знакомство с культурными ландшафтами парка. Это обстоятельство, а также то, что здесь до сих пор всё ещё сохраняется постоянное население, вво­дит этот комплекс в число наиболее значимых культурно-ландшафтных ком­плексов парка. Одна из основных проблем, которую необходимо будет ре­шать,— это обеспечение достаточного числа надёжных рабочих мест для мест­ного населения.

В Лёкшмозерской зоне располагается также Кириллово-Челмогорская пус­тынь, отнесённая в соответствии с принятой нами классификацией культур­но-ландшафтных комплексов к пятому классу и фактически уже потерявшая свою значимость как реально воспринимаемый монастырский культурно-ландшафтный комплекс. Существовавшие здесь когда-то монастырские по­стройки в настоящее время исчезли. Место их размещения отмечают кресты с мемориальными табличками. В прошлом здесь были каменный храм с коло­кольней, каменная ограда. Монастырь имеет древнюю историю. Его основание относят ко второй половине XIV века. Основателем монастыря был Кирилл Челмогорский, пришедший сюда из Великого Новгорода. Можно предполо­жить, что Челмогорский монастырь возник почти одновременно с Ошевенским монастырём под Каргополем и Соловецким монастырём на Белом море. Не­смотря на полное исчезновение построек, здесь сохранился исторический ланд­шафт, фрагменты которого — место землянки Кирилла Челмогорского, дере­во, к которому, по преданию, его привязали разбойники (в действительности это дерево имеет возраст значительно меньший, чем 600 лет); три кладбища (одно из них действующее); место монастырского выселка Пела (где, по преда­нию, находились в ссылке приближённые Ивана Грозного), монастырские луга, старые ели и другие свидетели монастырской жизни.

Очевидно, что в связи с развитием туризма этот комплекс может быть включён в один из туристско-экскурсионных маршрутов парка, и тогда можно будет говорить о системе мероприятий, направленных на его реставрацию. Од­нако это может быть осуществлено лишь в самой далёкой перспективе, а сего­дня необходимо поддерживать те следы прошлого, которые всё ещё прослежи­ваются в современном ландшафте.


Культурно-ландшафтное районирование

Когда-то на Монастырском острове Наглимозера находился ещё один мо­настырь — Аглимозерская пустынь. История возникновения пустыни отно­сится к XVII веку. Она была основана иноком Александрово-Ошевенского мо­настыря Тимофеем в 1649 году, в 1764 году — упразднена, а церкви были при­писаны к Лёкшмозерскому приходу. На территории монастыря действовали две церкви: Тихвинской Божией Матери и Трёх Святителей. Сегодня здесь со­хранились остатки рубленой кельи и фундаменты старых построек. Их место маркируют памятные кресты. Когда-то напротив монастыря, на другой стороне озера, располагалась деревня Баинка. Прилегавшие к ней угодья распахивались, а на Монастырском острове пасли скот. Теперь всё это заросло лесом. Память о бывшем здесь когда-то монастыре отмечается двумя почитаемыми в народе святынями — Николиным крестом и Николиным камнем,— расположенными вдоль дороги, ведущей к Наглимозеру от Морщихинской. По этой дороге ко­гда-то проходили направлявшиеся в монастырь паломники.

Вильно-Порженская культурно-ландшафтная зона включает пять куль­турно-ландшафтных комплексов, расположенных между Лёкшмозером и Ке-нозером на берегах небольших озёр, столь характерных для этой территории. Почти все выделяемые здесь культурно-ландшафтные комплексы относятся к третьему классу и лишь один — Макарьевский — может быть отнесён к пятому классу.

Вильненский комплекс находится в южной части зоны и сформировался на базе деревни Вильно, располагавшейся на мысе одноимённого озера. Вокруг этого места сохранились небольшие открытые пространства, которые до сих пор используются крестьянами, живущими в Морщихинской. Раньше луговые угодья этого ландшафтного комплекса доходили до Коргозера, то есть он был ориентирован сразу на два озера. Вильненский комплекс расположен несколько в стороне от связывающей южную и северную части парка дороги, вдоль кото­рой когда-то размещались наиболее значительные кусты поселений — в том числе Масельга, Думино, Порженский погост. Такое положение заметно снижа­ет значение Вильненского комплекса в жизни парка. К тому же он не выделяется особым богатством сохранившихся на его территории элементов наследия. Здесь можно увидеть только открытые пространства — остатки когда-то бога­той системы сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем, его относительная близость к Морщихинской создаёт определённые предпосылки для продолже­ния активного использования лугов, что позволяет надеяться на сохранение контуров открытых пространств, а значит и всё ещё существующего культур­ного комплекса.

Масельга-Гужовский комплекс расположен между тремя озёрами — Ма-сельгой, Пежихерьем и Вендозером. При этом Масельгская часть комплекса расположена на высоком холме, ориентированном на озеро Масельгу, а Гужов-ская часть занимает холмистый, не заросший лесом полуостров и образует с прилегающими озёрами единое открытое пространство. Важную роль в фор­мировании целостного комплекса играет церковь Александра Свирского (1871 год), возвышающаяся на Хижгоре — узкой гряде, расположенной между де­ревнями Масельгой и Гужово. Эта церковь выполняет функции вертикальной


Культурный ландшафт как объект наследия

Вид на Хижгору и д. Гужово со стороны д. Масельги (фото М. Кулешовой)

доминанты ландшафта (к сожалению, в настоящее время почти закрытой раз­росшимися на склонах Хижгоры деревьями) и вместе с тем — видовой точки, откуда открываются далёкие перспективы на весь ландшафтный комплекс и ок­ружающие его лесные дали. Недалеко от Гужово начинается озёрно-канальная система «Левусозеро-Масельгское», а в трёх километрах от той же деревни, на Левусозере, сохранились руины водяной мельницы XIX века. Луговые про­странства комплекса выкашиваются жителями Морщихинской, работающими в СПХ «Лёкшмозерский». В Гужово летом приезжают дачники, бывшие жители деревни или их дети. В одном из домов обосновались реставраторы, восстанав­ливавшие церковь на Хижгоре. На месте деревни Масельга сохранилось лишь несколько домов. Здесь работает летний экологический лагерь, поэтому Ма­сельга-Гужовский комплекс является одним из приоритетных культурных ландшафтов, на территории которого уже сейчас реализуются уникальные про­светительские функции и сохраняется один из интереснейших (прежде всего по его роли в ландшафте) памятников культуры этого края. В перспективе роль этого комплекса должна стать ещё более заметной. Важнейшим условием, необ­ходимым для поддержания данного культурно-ландшафтного комплекса, яв­ляется активное расширение деятельности экологического лагеря и использова­ние его в течение всего года. Другое условие — это поддержка людей, желаю­щих поселиться в Гужово, причём в первую очередь тех, кто собирается вести там своё хозяйство и сохранять традиционную застройку. Вместе с тем не следу­ет исключать из этого процесса и так называемых «дачников».

Макарьевский комплекс является ярким примером исчезающего мона­стырского культурно-ландшафтного комплекса (пятый класс). С XVII века до начала XX века на этом месте находилась Макарьевская пустынь — одно из са­мых популярных мест среди крестьян, живших на обширной территории, охва­тывавшей не только районы Лёкшмозера и Кенозера, но и всего Каргополья. Эта пустынь возникла в 1640 году. Её основали монахи Ошевенского монастыря Сергей и Логгин. Сейчас это место доступно очень немногим. Здесь редко мож-


Культурно-ландшафтное районирование

но встретить людей. Перестали использоваться луга, которые быстро зараста­ют. Разрушаются и сохранившиеся до сих пор каменные строения комплекса Макарьевской (Хергозерской) пустыни, среди которых церковь Святой Живо-начальной Троицы (1873 год) и почти разобранная на кирпич колокольня (1780 год). Хранят в себе память о прошлом и озёра (Макарье и Келейное), около ко­торых когда-то находился монастырь. Казалось бы, этот комплекс уже никогда не может быть восстановлен. Вместе с тем, необходимо помнить, что его роль в жизни многих поселений края была чрезвычайно велика. Ещё в середине про­шлого века это было одно из самых посещаемых мест Кенозерья. Дороги, свя­зывавшие многие сёла края с Макарьевской пустынью, до сих пор сохраняются в памяти его жителей. Поэтому включение Макарьевского комплекса в турист-ско-экскурсионную программу парка является весьма важным и перспектив­ным. Для этого необходимо проведение ряда элементарных мероприятий, по­зволяющих проиллюстрировать рассказ об истории этого места, об особенно­стях его функциональной и пространственной организации, о внешнем облике располагавшихся здесь ранее строений. Кроме того, необходимо провести ком­плекс работ по консервации сохранившихся строений пустыни.

Думинский, или Долгозерский комплекс образовался на основе довольно большого куста деревень — Думино, Курмино, Херново, Наволок и Ожегово и развитой системы озёр — Долгое, Чёрное, Невгозеро, Корчозеро, Лобозеро (по­следнее в результате прорыва плотины заметно сократилось в размерах). С вер­шины холма, на котором расположено Думино, открываются далёкие перспекти­вы. Дома сохранились в настоящее время в Думино и Ожегово. Ещё недавно в Ду­мино летом жила семья, приезжавшая из Каргополя, однако сейчас село опустело. В Ожегово продолжает приезжать одна семья. Когда-то в Думино была деревян­ная церковь Тихвинской Божией Матери, располагавшаяся на развилке дорог на Пял-озеро и Масельгу; до наших дней сохранились «святая» роща и кладбище.


Деревня Думино — оставленные жителями дома в скором времени могут быть утрачены (фото М. Кулешовой)

Луга здесь регулярно выкашиваются Лёкшмозерским СХП. Думинский комплекс относится к одному из приоритетных. Это обусловлено, прежде всего,


Культурный ландшафт как объект наследия

Порженский погост со «святой» рощей — визуально доминируют над окружающим пространством (фото М. Кулешовой)

его особым положением в парковом пространстве, поскольку именно Думин-ский и Порженский комплексы являются теми звеньями, которые объединяют Кенозерский парк в единое целое. В случае их исчезновения парк разделится на две фактически самостоятельные части. Кроме того, необходимо особо отме­тить чрезвычайно высокие эстетические качества Думинского ландшафта, хо­рошую сохранность его пространственной структуры, качество сохранившихся строений (к сожалению, находящихся под угрозой исчезновения), явно выра­женные сакральные черты.

Порженский комплекс сформировался на базе трёх деревень — Фёдоров­ской, Окатовской и Турова сельца — и двух озёр — Порженского и Большего Порженского. От деревень остались лишь отдельные дома, постепенно разру­шающиеся. Ещё недавно местные луга выкашивались бывшим совхозом Кено­зерский, однако в настоящее время луга оказались заброшенными и зарастают. Порженский комплекс чрезвычайно популярен среди туристов. Он выполняет функции (вместе с Думинским комплексом) связующего звена, объединяюще­го северную и южную части парка. Перспективность и значимость Порженско­го комплекса для Кенозерского парка обусловлена не только его центральным положением, но и высокой ценностью расположенной на его территории Геор­гиевской церкви (1782 год), стоящей в окружении «святой» рощи и входящей в список наиболее значимых памятников деревянного зодчества России. Кроме того, это место выделяется хорошей сохранностью пространственной структу­ры культурно-ландшафтного комплекса, высокими эстетическими качествами раскрывающихся на его территории пейзажей.

Одним из основных условий сохранения Думинского и Порженского ком-лексов является их активное социокультурное и хозяйственное использование, развитие на их территории туристско-экскурсионной инфраструктуры и уст­ройство сети дорог, обеспечивающих нормальную связь для проживающего здесь персонала парка и возможности использования объектов, расположенных на их территории. Через протоку между Порженскими озёрами должен быть восстановлен мост, что будет способствовать и восстановлению дороги, ко­гда-то соединявшей Порженский погост с Макарьевской пустынью. Вдоль неё,


Культурно-ландшафтное районирование

как и вдоль дороги на Кенозеро, располагались зарастающие теперь луга и поля. Следует предусмотреть обустройство дорожно-тропиночной сети, обеспечи­вающей передвижение пеших и конных туристских групп. Может быть, эти но­вовведения приведут к определённому нарушению таинственности и заповед-ности этих мест, но вместе с тем, позволят создать надёжную базу для их даль­нейшего существования как уникальных культурных ландшафтов.

Кенозерская культурно-ландшафтная зона делится на ряд относительно автономных подзон, каждая из которых связана с определённым водным объек­том. Это Кенозерский плёс (включая Глущевскую лахту), Кенорецкий плёс, озеро Долгое и озеро Свиное.

В зоне тяготения Кенозерского плёса выделяется семь культурно-ланд­шафтных комплексов. Вдоль южной части озера располагаются наиболее круп­ные Видягино-Тырышкинский и Зихново-Ряпусовский комплексы.

Видягино-Тырышкинский комплекс относится ко второму классу. В основе его формирования лежит куст поселений — Видягино, Горбачиха, Тырышки-но, Семёново, Косицыно. Все они расположены на берегах Глубокой Лахты и врезающейся в неё Катицкой Лахты. Видягино расположено на мысу, разделяю­щем Глубокую Лахту и озеро Домашнее. Все сохранившиеся дома этой деревни ориентированы на Домашнее озеро, более уютное и укромное, чем Глубокая Лахта. Домашнее озеро соединено с Глубокой Лахтой протокой. Доминирую­щее положение в ландшафтном комплексе занимает деревня Семёново, по­скольку именно от неё видны многие другие поселения и ландшафты Кенозера, в том числе Вершинино, Зихново, разнообразные острова, далёкие перспекти­вы. Деревни Тырышкино и Горбачиха разместились одна против другой на бе­регах Катицкой Лахты. В то же время они входят в основную полосу расселения, протянувшуюся вдоль западного берега Кенозерского плёса. Когда-то Видяги­но-Тырышкинский комплекс обладал обширными луговыми и пахотными угодьями. В настоящее время идет процесс сокращения открытых пространств и, что самое опасное, их раздробление на отдельные участки. С другой стороны, следует отметить относительно хорошую сохранность луговых массивов, рас-

Деревня Видягино, вид с озера Домашнего (фото М. Кулешовой)


Культурный ландшафт как объект наследия


положенных в стороне от поселений, например, вдоль дороги, идущей от Тырышкино вдоль Катицкой Лахты. С этих лугов открываются далёкие перспективы на окрестности, здесь сохранились следы традиционного природопользования, в том числе ва­лы вдоль межей, сложенные из валу­нов и заросшие старыми берёзами и можжевельником, остатки дорог и мелиоративных систем, переходы че­рез ручьи и т. д. Многие из полей ис­пользуются АО «Кенозерский», а так­же жителями деревень.

Часовня Параскевы Пятницы в «святой» роще у д. Тырышкино — одна из самых почитаемых на Кенозере (фото М. Кулешовой)

Видягино-Тырышкинский ком­плекс имеет множество сакральных объектов. В Видягино сохранилась деревянная церковь Ильи Пророка, построенная в 1911 году. Кроме того, на территории комплекса находятся семь уникальных часовен: две около Тырышкино (Параскевы Пятницы начала XIX века и часовня-«крест» Успение XVIII века), две около Гор-

бачихи (часовня Иоанна Крестителя 1803 года и придорожная часовня Святого Николая Угодника 1863 года), а также по одной в Косицыно (часовня Святой Анастасии, восстановленная на месте сгоревшей часовни XIX века), Видягино (часовня Андрея Первозванного начала XX века) и Семёново (часовня Флора и Лавра XIX века). Сохраняются здесь и некоторые ценные гражданские построй­ки (дом Мартынова XIX века в деревне Видягино и амбар XIX века в Семёнове). В Горбачихе и Тырышкино есть ещё и «святые» рощи. Особо следует выделить рощу в Тырышкино. Это одна из наиболее крупных и хорошо сохранившихся «святых» рощ в Кенозерье.

Во всех деревнях (за исключением Видягино) сохранилось постоянное насе­ление; связанные с ними часовни активно посещаются местными жителями и приезжающими гостями. Живописные очертания лахт и разнообразный рельеф придают всему этому культурно-ландшафтному комплексу чрезвычайно живо­писный облик. В Видягино предполагается устройство туристской деревни. В ок­ружающих Видягино деревнях есть несколько трудоспособных семейств, кото­рые могут участвовать в обслуживании туристской деревни. Всё это делает Видя­гино-Тырышкинский комплекс перспективным культурным ландшафтом в программах развития Кенозерского парка. При этом очевидно, что наряду с раз­витием туристских функций необходимо продолжить развитие здесь сельского хозяйства, в частности, традиционных форм животноводства.

Зихново-Ряпусовский комплекс расположен на юго-восточном берегу Ке­нозерского плёса и включает 7 деревень: Спицыно, Зихново, Погост, Ряпусово,


Культурно-ландшафтное районирование


Часовня Иоанна Богослова с фрагментом «святой» рощи в д. Зихново (фото М. Кулешовой)

Майлахту, Сысово, Щан-никово. Почти все дерев­ни имеют как постоянное, так и временное населе­ние. Угодья довольно ин­тенсивно используются АО «Кенозерский» и мест­ными жителями. Всё это позволяет отнести ком-лекс ко второму классу. В то же время обширные в прошлом сельскохозяйст­венные угодья, когда-то доходившие до Мудрозе-ра, сегодня зарастают; воз­растает мелкоконтурность лугов; более заметно, чем в Видягино-Тырышкинском комплексе, проявляется мозаичность угодий, осо­бенно в районе Зихново — Спицыно. Северная часть комплекса, базирующаяся на Ряпусовском кусте поселений, закрыта от остальной части акватории Кен-озера Ряпусным островом, на котором располагается кладбище с архаичными формами захоронения. В Зихнове находится часовня Иоанна Богослова (XVIII век), одна из самых красивых в Кенозерье. Здесь же можно увидеть един­ственную в Кенозерском парке водяную мельницу XIX века. На территории д. Погост сохраняется здание бывшей церкви Сретения Господня начала XX ве­ка. До наших дней она дошла в искажённом виде, заметно перестроенная. Из других сакральных объектов комплекса следует отметить также «святую» рощу и часовню Кирика и Улиты в Майлахте, Макарьевскую часовню в Спицыно (восстановлена местными жителями вместо разрушенной во время войны 1941—1945 гг.), а также несколько придорожных крестов, в том числе и вдоль старинного Ошевенского тракта.

Когда-то этот комплекс имел чрезвычайно развитую систему поселений, довольно мощное хозяйство и, соответственно, большие площади сельхозуго­дий. Это объяснялось многими причинами и, прежде всего, наличием дороги, связывавшей Майлахту с Ошевенским и Каргополем. Особая роль этого ком­плекса в парке и возможность его отнесения к приоритетным культурным ланд­шафтам определяются прежде всего тем, что здесь предполагается разместить летнюю экологическую школу. Кроме того, следует отметить хорошую сохран­ность исторической застройки в сельских населённых пунктах, наличие на их территории чрезвычайно интересных строений, уникальной часовни в Зихно­во, «святых» рощ, а также исключительно живописных пейзажей, открываю­щихся со многих видовых точек комплекса.

В средней части Кенозерской зоны выделяется группа небольших культур­но-ландшафтных комплексов. Среди них комплекс, сформировавшийся вокруг деревни Матёра, два островных комплекса, расположенных на островах Медве­жий и Мамонов, а также Тарасовский и Телицынский комплексы. Замыкает Ке-нозерскую культурно-ландшафтную подзону Вершининский комплекс.



Культурный ландшафт как объект наследия

Власьевская часовня и место бывшей деревни на о. Медвежьем (фото М. Кулешовой)

Матёрский комплекс относится к четвёртому классу. Комплекс сформиро­вался на основе деревни Матёра. От бывших сельских угодий на территории комплекса сохранился лишь небольшой пятачок лугов. Не осталось здесь и де­ревенских домов. В то же время здесь сохранилась и посещается жителями окре­стных деревень часовня Великомученицы Варвары (XIX век) со «святой» ро­щей. Остатки лугов до сих пор не заросли только благодаря тому, что крестьяне из Вершинино продолжают здесь косить и водным путем доставляют сено к се­бе домой. Благодаря этим лугам пейзажи, открывающиеся во время плавания по озеру, становятся более живописными и разнообразными

К четвёртому классу относятся и культурно-ландшафтные комплексы на островах Медвежий и Мамонов.

На Медвежьем острове сохранились дом и часовня. Луга продолжают вы­кашиваться крестьянами Вершинино. Особый интерес представляют «святая» роща и расположенный там крест, а также остатки памятников сельскохозяйст­венного природопользования — валунные гряды на границах полей, отмечен­ные правильными рядами выросших там крупных кустов можжевельника.

На Мамоновом острове, кроме лугов, места, где ещё недавно располагалась деревня, и поклонного креста, не сохранилось каких-либо других следов живого культурного ландшафта. Ценность этого комплекса заключается в близости к Вершинино и возможности его включения в экскурсионную программу тури­стов, посещающих Кенозеро. Кроме того, этот комплекс очень важен для фор­мирования пейзажной панорамы, раскрывающейся во время поездки по озеру.

Для местного населения это — памятное место. Здесь стояла деревянная часовня, вывезенная в Малые Карелы, сохраняется поклонный крест, а на берегу можно увидеть камень, почитаемый бывшими жителями деревни как исцеляю­щий недуги.

К северу от Косицыно расположен Тарасовский комплекс (четвёртый класс). В основе его формирования лежат две деревни — Тарасово и Бор. Тара-сово расположено на берегу Кенозерского плёса, а Бор — в стороне от берега;


Культурно-ландшафтное районирование

однако через систему сельхозугодий эта деревня оказалась тесно связанной с малыми озёрами (Мощным и Купецким), находящимися в стороне от Кенозе-ра. В Тарасове сохранился один дом, часовня Святого Афанасия Многомило­стивого (XIX век), поклонные кресты. Луга, расположенные около Тарасова, выкашиваются АО «Кенозерский». Практически прекратилось использование лугов около бывшей деревни Бор. Деревня не сохранилась; часовня сгорела, и на её месте установлен памятный крест. В устной культуре сохраняется преда­ние о деревне и об исчезнувшем за одну ночь озере, вместо которого образова­лась заболоченная низина. Процесс зарастания лугов на территории всего ком­плекса идёт довольно быстро и вносит существенные коррективы в пространст­венную организацию культурного ландшафта. Так, ещё недавно Тарасовский комплекс был связан через систему открытых сельскохозяйственных угодий с другим культурно-ландшафтным комплексом парка — Тамбичлахтинским. Основное значение Тарасовского комплекса заключается, как и у предыдущих, в формировании пейзажной панорамы вдоль Кенозера.

На мысу, напротив Вершинина, располагается деревня Телицыно. Здесь со­храняются открытые луговые массивы, играющие чрезвычайно важную роль в организации береговых пейзажей, раскрывающихся от Вершинино и от сосед­них с ним мест. Это один из факторов, определяющих современное значение комплекса. Вместе с тем, на его территории сохранилась «святая» роща с поклон­ными крестами, установленными на месте бывшей часовни (часовня перевезена в деревню Емельяновскую и используется как художественная мастерская). К югу от деревни произрастает древовидный можжевельник, сакральное значе­ние которого подтверждается расположенными здесь же поклонными крестами. Это усиливает привлекательность Телицынского комплекса для туристов и акту­альность его включения в туристско-экскурсионную программу парка.

Сельскохозяйственные угодья Телицынского ландшафтного комплекса со «святой» рощей в центре (фото М. Кулешовой)

Вершининский комплекс (первый класс) включает несколько поселений: Вершинино, Погост, Шишкино, Горы, Карпово. К ним примыкает деревня Глу-щево. Этот комплекс занимает особое положение в системе культурно-истори­ческих комплексов парка и выполняет функцию связующего элемента между культурными ландшафтами Кенозерского плёса, Долгого озера и Глущевой


Культурный ландшафт как объект наследия

Деревня Шишкино со «святой» рощей (фото М. Кулешовой)

Лахты. На территории Вершининского комплекса сохранилась часовня Свя­тителя Николая (XVII век) в деревне Вершинино, каменная церковь Успения (XIX век) в деревне Погост, часовни XIX века Святого Пахомия в Карпово и Иоанна Богослова в Шишкино. На территориях Карпово и Шишкино распола­гаются также «святые» рощи, хорошо просматривающиеся во время путешест­вия по озеру. В Шишкинской роще находилась часовня Божией Матери Тих­винской; ныне на её месте установлен поклонный крест.

На территории Вершининского комплекса находится центр управления се­верной частью Кенозерского парка, небольшой музей, хранилище музейных фондов. В Вершинино находится пристань, к которой причаливают суда, при­надлежащие парку и используемые для перевозки туристов и гостей парка. Здесь же в конце 1990-х годов было построено несколько так называемых «гос­тевых» домов парка. На территории Вершининского комплекса проживает бoльшая часть сотрудников парка. Всё это делает Вершининский куст поселе­ний своеобразной столицей северной части Кенозерского парка. В будущем особое внимание должно быть уделено повышению качества коммунального хозяйства, проведению мер по благоустройству села, улучшению внешнего об­лика застройки. Проведение такого рода мероприятий является необходимым условием для возрождения всех крупных поселений Кенозерского парка как элементов его культурного ландшафта.

Вокруг Долгого озера выделяются два культурно-ландшафтных комплек­са: Тамбичлахтинский и Немятинский.

Тамбичлахтинский комплекс (третий класс) сформировался на базе дере­вень, расположенных на берегах Тамбичлахты. Долгое время между ними со­хранялись чрезвычайно чёткие визуальные и функциональные взаимосвязи. Этому способствовало и то, что когда-то здесь были очень обширные сельско­хозяйственные угодья, в настоящее время сильно заросшие. Особое место в комплексе занимают деревни Кривцово и Тамбичлахта. Угодья вокруг них свя­заны не только с Долгим озером, но и с расположенным в одном километре юж­нее Большим озером. Эти угодья активно используются для сенокошения. До наших дней сохраняются часовни XIX века в Кривцово (Святой Анастасии)


Культурно-ландшафтное районирование

и Тамбичлахте (Пречистой Богородицы). В Тамбичлахте сохранилась чрезвы­чайно выразительная и хорошо просматриваемая с самых разных сторон «свя­тая» роща. Деревня расположилась вдоль устья речки Тамбицы. Когда-то отсю­да шла дорога в деревню Бор, следы которой прослеживаются и в настоящее время. В Кривцово располагается один из наиболее интересных «гостевых» до­мов, устроенных в виде традиционных кенозерских жилищ. От него открыва­ются красивые виды на озеро и на Тамбичлахтинскую рощу. Водный транспорт связывает Кривцово с Вершининым и вместе с тем эта деревня полностью изо­лирована от остальных поселений Кенозерья. Вторая часть комплекса включает куст поселений: Тырнаволок, Городское, Бухалово, Горку, Бояриново, Раймово. В Тырнаволоке сохранились две часовни: Святого Феодория (XIX век), располо­женная на мысу, и часовня-«крест» (XVIII—XX вв.), а также «святая» роща. Ча­совни XIX века сохранились в Бухалове (Николая Угодника) и Городском (Ди­митрия). Рядом с Бухаловым в «святой» роще располагалась ещё одна часов­ня — Макария Многомилостливого, но она была некоторое время тому назад разобрана и использована при строительстве жилого дома в деревне Горки. Со­хранилась «святая» роща и на месте деревни Бояриново. Пока не заросли от­крытые пространства, расположенные вокруг Тыр-Наволокского куста поселе­ний, просматривалась тесная связь этого ландшафтного комплекса с Минин­ским комплексом Свиного озера.


Немятинский комплекс (третий класс) располагается вдоль Чолмского про­хода и включает деревни Немяту, Екимово, Захарово. Благодаря близости к Вер-шинино угодья Немятинского комплекса довольно активно используются. На территории деревни Немята сохраняются часовня Трёх Святителей (XIX век) и «святая» роща с остатками поклонных крестов. В Екимове находится «святая» роща. Екимовская часовня была увезена в Вершинино и используется в качестве складского помещения. Относительно высокое разнообразие памятников куль­туры, расположенных на территории комплекса, и надёжность (благодаря актив­ной хозяйственной деятельности) сохранения открытых пространств комплекса делает его одним из перспективных объектов для развития парка и позволяет включить его в программу деятельности парка.

Часовня Трёх Святителей в д. Немята (фото М. Кулешовой)

Культурный ландшафт как объект наследия

На берегах Свиного озера выделяется четыре культурно-ландшафтных комплекса.

В Чолминском комплексе (третий класс) сохранились активно используе­мые луга и остатки небольшой часовни со «святой» рощей, расположенной при глубоком распадке, выходящем к Кенозеру. Тот факт, что этот комплекс нахо­дится на дороге, ведущей от Вершинина к Поче, гарантирует доступность этого комплекса для сельхозпредприятий и частных лиц, что создаёт вполне реаль­ные условия для его сохранения в системе культурных ландшафтов парка.

Свиное комплекс (третий класс) интересен тем, что здесь сохранились сельхозугодья, связывающие в единую систему открытых пространств большое Свиное озеро и два малых озера — Глубокое и Долгое. Здесь также сохраняется часовня Ильи Пророка (XVIII век) и «святая» роща. Деревня Свиное использу­ется лишь в летнее время. Другая деревня — Осташевская — полностью исчез­ла. Относительно близкое положение по отношению к Усть-Поче — одному из самых крупных поселений Кенозерья — гарантирует дальнейшее использова­ние луговых угодий на территории этого культурно-ландшафтного комплекса. Наличие же здесь часовни и «святой» рощи предполагает возможность включе­ния этого комплекса в туристско-экскурсионную программу парка.


Деревня Мыза на п-ове Суитин (фото М. Кулешовой)

Усть-Починский комплекс (первый класс) занимает ведущее положение среди комплексов Свиного озера. Он сформировался на основе трёх дере­вень — Подберезки, Усть-Почи, Мызы. На территории полуострова Суитин находится одна из наиболее живописных видовых точек. В Усть-Поче сохра­нилась часовня Николая Чудотворца (XVIII век), а в Мызе — две «святые» ро­щи. В одной из них стояла часовня Александра Невского, которая была унич­тожена, а теперь восстановлена вновь. Сама Усть-Поча уже потеряла свой тра­диционный облик и, казалось бы, не представляет особой ценности как элемент культурного ландшафта. Однако она играет важную роль в сохране­нии многих культурных ландшафтов, расположенных по берегам Свиного озера и в непосредственной близости от него. Эта роль обусловлена тем, что проживающее в Усть-Поче население продолжает активную хозяйственную деятельность и тем самым обеспечивает сохранность пространственной струк­туры культурного ландшафта. Главные проблемы для Усть-Почи (как впро-


Культурно-ландшафтное районирование

Деревня Федосово с часовней Архистратига Михаила и «святой» рощей (фото М. Кулешовой)

чем, и для Почи, Вершинино и других крупных поселений) — это создание ра­бочих мест и благоустройство.

Шуйлахтинский комплекс (второй класс) раскинулся на берегах залива Шуйлахта и залива Корминская лахта. При этом Шуйлахта разбита островами на несколько самостоятельных заливов. Комплекс включает два куста деревень. Первый куст объединяет Рыжково, Глазово, Федосово, а второй куст — Минино, Печихино и Ершово. Между Мининским и Рыжковским кустами деревень сохра­нились небольшие массивы лугов, хранящие память о бывших здесь когда-то поселениях и земледельческой освоенности этих территорий в прошлом. Тесная связь между ними, до сих пор прослеживаемая система открытых пространств, расположенных между этими кустами деревень, позволяют утверждать, что это единый культурно-ландшафтный комплекс. В Рыжкове сохраняется постоянное население, что обусловлено близостью к Усть-Поче, которая ещё недавно пре­доставляла рабочие места жителям близлежащих деревень. В Глазове и Федосове сохранилось несколько домов, используемых в летнее время. На территории комплекса находятся часовни: в Глазове — Святого Духа (1805 г.), в Рыжкове — Введения Богородицы (1801 г.), в Федосове — Архистратига Михаила (XVIII век), а также «святая» роща (Федосово). При этом следует особо отметить недав­но отреставрированную Глазовскую часовню, выделяющуюся высокими худо­жественными достоинствами. Раньше здесь были обширные угодья, часть из которых до сих пор активно используется. Деревни, образующие второй куст, имеют постоянное население. Расположенные вокруг них луга регулярно выка­шиваются. Вместе с тем, когда-то крупные сельскохозяйственные угодья превра­щаются в множество мелко контурных угодий, что в перспективе грозит зараста­нием лугов и поглощением их лесной чащей. Мининский куст деревень связан не только с Шуйлахтой, но и с Гамозером. Между Печихиным и Мининым располо­жена «святая» роща с двумя часовнями XIX века (Святого Георгия Победоносца и Казанской Богоматери). Сохраняется «святая» роща и в Ершове.

Наличие постоянного населения внушает определённый оптимизм и наде­жду на возможность сохранения этого ландшафтного комплекса в его совре­менном виде.


Культурный ландшафт как объект наследия


Перспективность Шуйлах-тинского комплекса и его ак­тивная роль в программе сохра­нения культурных ландшафтов парка обусловлены, прежде всего, высокой насыщенностью памятниками культуры, а так­же близостью к Усть-Поче с её довольно значительным посто­янным населением.

Дом в д. Поромское с видом на Кенорецкий плёс (фото М. Кулешовой)

На берегах Кенорецкого плёса располагаются Пором-ский и Першлахтинский ком­плексы.

Поромский комплекс (третий класс) находится на Поромском остро


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: