Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

  1) Более половины опрошенных не смогли определить свое отношение к проблеме.
  2) По мнению половины опрошенных, качество образования в стране Z остается неудовлетворительным.
  3) Доля респондентов, удовлетворенных качеством образования,выросла.
  4) Доля респондентов, которые не интересуются проблемами отечественного образования, сокращается.

Конец формы

6310E5
Начало формы
Примером горизонтальной социальной мобильности является
  1) получение очередного офицерского звания
  2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
  3) выход на пенсию
  4) переезд в другой город

Конец формы

300FC0
Начало формы
Найдите в приведенном перечне группы, образованные по единому критерию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) богатые
  2) бедные
  3) холостые
  4) женщины
  5) Зажиточные???

Конец формы

Начало формы
Социология «…Только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности» (В. Дудинцев).

Конец формы

10F75E
Начало формы
Тех, кто оказался на социальном дне, называют
  1) кастами
  2) стратами
  3) маргиналами
  4) люмпенами

Конец формы

A3355E
Начало формы
Как моральные, так и правовые социальные нормы
  1) обеспечены силами государственного принуждения
  2) представлены в письменной форме
  3) содержат, прежде всего, представления о добре и зле
  4) регулируют общественные отношения

Конец формы

27CDA6
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы.
Б. Престиж статуса зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

A74EB2
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.
Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

EED081
Начало формы
Репродуктивная функция семьи проявляется в (во)
  1) поддержании культурных традиций общества
  2) укреплении дружеских основ брачного союза
  3) биологическом воспроизводстве населения
  4) взаимообогащении досуговых интересов

Конец формы

 
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Манипулируя индивидуальным сознанием, средства массовой информации не могут осуществлять социализацию молодежи.
Б. Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

9859EC
Начало формы
Социология «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).

Конец формы

9E229F
Начало формы
Социология «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» (И. Гете).

Конец формы

2B569C
Начало формы
Приведите три примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете.

1) В связи с рождением второго ребенка, родители решили осуществить перепланировку в детской комнате, купить в детскую мебель (хозяйственная функция);

2) Семья решила летом поехать на отдых в Египет, поэтому родители откладывают с каждой зарплаты деньги (экономическая функция);

3) Покупка зимней одежды и обуви для всех членов семьи (хозяйственная функция).

Начало формы
Какой общности соответствует данное описание: «Народ отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура»?
  1) профессиональной
  2) демографической
  3) этносоциальной
  4) конфессиональной

Конец формы

7B2B5A
Начало формы
Социология «Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры» (Д.И. Писарев).

Конец формы

8376CF
Начало формы
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Для того, чтобы определить, как россияне относятся к богатым, был проведен опрос.(2)Установлено, что 46% представителей молодежи относятся к богатым людям с интересом, уважением и в чем-то даже сочувствуют. (3)44% представителей старшего поколения воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением. (4)Результаты данного опроса, на наш взгляд, вряд ли отражают мнение всех россиян.
 

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       

Конец формы

79F917
Начало формы
Запишите слово, пропущенное в схеме. религиозному, конфессиональному

Конец формы

94C2D1
Начало формы
В диаграммах отражены изменения в структуре доходов семей россиян с 2003 по 2010 год. О какой наметившейся в этот период экономической тенденции свидетельствуют приведенные данные?
  1) Увеличилась доля заработной платы, так как увеличилась мобильность трудовых ресурсов.
  2) Увеличилась доля доходов от собственности и предпринимательства вследствие развития рыночных отношений.
  3) Увеличились социальные выплаты населению вследствие мощных инвестиций в социальную сферу.
  4) Уменьшилась доля доходов от собственности и предпринимательства вследствие роста налоговых ставок.

Конец формы

F84D26
Начало формы
Элементом социальной структуры общества является
  1) сословие
  2) партия
  3) парламент
  4) государство

Конец формы

2AE9C3
Начало формы
В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример
  1) норм морали
  2) эстетических норм
  3) этических норм
  4) правил этикета

Конец формы

 
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.
Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

81C2FC
Начало формы
Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию
  1) моральной регламентации поведения
  2) биологического воспроизводства
  3) социализации молодого поколения
  4) воспитания и обучения

Конец формы

FA663D
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.
Б. Социализация происходит только в результате стихийных, непреднамеренных воздействий на личность различных общественных ситуаций.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

Начало формы
Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как петербуржцы?
  1) культурный
  2) этнический
  3) демографический
  4) территориальный

Конец формы

601DE0
Начало формы
Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию
  1) организации потребления
  2) биологического воспроизводства
  3) предоставления определенного статуса
  4) создания благополучного эмоционального климата

Конец формы

3B9F95
Начало формы
Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в
  1) предоставлении ее членам определенного статуса
  2) ведении приусадебного хозяйства
  3) организации рационального досуга
  4) создании благоприятного психологического климата

Конец формы

3BC7DE
Начало формы
Н. преподает в лицее. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это результат горизонтальной социальной мобильности?
  1) Родители Н. много лет преподают в институте.
  2) Раньше Н. преподавала в школе.
  3) Н. работает в классах для одарённых детей.
  4) Н. учится в аспирантуре.

Конец формы

0384A3
Начало формы
Ученые опросили группу 25-летних россиян. Девушкам и юношам задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме. Проанализируйте данные таблицы и выберите верное утверждение.
  1) Среди девушек, в отличие от юношей, преобладает мнение, что главой семьи должен быть муж.
  2) Среди тех, кто считает, что главой семьи должны быть старшие члены семьи, доля юношей больше, чем девушек.
  3) Мнение о том, что у всех членов семьи должны быть равные права, разделяет большая доля девушек, чем юношей.
  4) Большинство опрошенных девушек считают, что главой семьи должна быть жена.

Конец формы

BA6AB7
Начало формы
В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.) Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

1) Мужчины, даже в большей степени, нежели женщины, за равноправие;

2) Довольно большое количество женщин считает, что они имеют меньше прав, чем мужчины;

3) Как среди мужчин, так и среди женщин находились люди, которые не знали, что ответить..

FE1ABC
Начало формы
Накануне парламентских и президентских выборов в стране Н. социологи провели опрос населения. Гражданам предлагалось ответить на несколько однотипных вопросов: «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает(-ют) доверия...?» Полученные результаты приводятся в процентах в сводной таблице.
В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает (-ют) доверия...? Вполне заслуживает(-ют) Не вполне заслуживает(-ют) Совсем не заслуживает(-ют)
парламент      
президент      
правительство      
суд      
органы исполнительной власти региона      
муниципальные органы      

Какой вывод можно сделать на основании представленных в таблице данных?

Опрошенные граждане считают, что

  1) больше всего доверия заслуживают органы исполнительной власти региона
  2) парламент заслуживает доверия больше, чем президент
  3) правительство заслуживает доверия меньше, чем муниципальные органы
  4) более всего заслуживает доверия судебная система

Конец формы

3C64EC
Начало формы
С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, кото­рая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения… Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании зна­ний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государ­ственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции… В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распро­странено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею … (В.Л. Иноземцев)
Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите любые два изменения.

Конец формы

DFAC30
Начало формы
С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, кото­рая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения… Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании зна­ний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государ­ственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции… В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распро­странено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею … (В.Л. Иноземцев)
Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите два авторских обоснования этой оценки.

Конец формы

EAC2E0
Начало формы
С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, кото­рая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения… Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании зна­ний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государ­ственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции… В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распро­странено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею … (В.Л. Иноземцев)
Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество». «Социальная стратификация» - это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материальных богатств, прав и обязанностей, привилегий и престижа. «Элита» - неотъемлемая и важная часть любого социума. «Постиндустриальное общество»— общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг.

Конец формы

Начало формы
Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком действия норм
  1) моральных
  2) правовых
  3) экономических
  4) политических

Конец формы

9BD3B2
Начало формы
Какое положение раскрывает одно из проявлений демократической национальной политики?
  1) представители только одной нации обладают полнотой прав и свобод
  2) образование доступно только для граждан, представляющих национальное большинство
  3) запрещена деятельность, направленная на разжигание национальной розни
  4) национальная принадлежность человека определяется государственными органами

Конец формы

A26622
Начало формы
Регулируют отношения между личностью и властными органами
  1) традиции
  2) менталитет
  3) моральные нормы
  4) политические нормы

Конец формы

D85E91
Начало формы
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение И (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница В_ (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем ____Ж______ (3). Кроме того, в общественном ___Г__ (4) та или иная____Е______ (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального ______А____ (6)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
   

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

 
А) престиж
Б) мобильность
В) доход
Г) мнение
Д) неравенство
Е) профессия
Ж) власть
З) авторитет
И) общество
 

Конец формы

310B3A
Начало формы
Какие нормы предписывают человеку, находящемуся в общественном месте, иметь опрятный вид?
  1) моральные
  2) эстетические
  3) экономические
  4) политические

Конец формы

 
Начало формы
Установите соответствие между примерами и типами санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ПРИМЕРЫ   ТИПЫ САНКЦИЙ
А) присвоение почетного звания 1
Б) дружеская похвала2
В) Комплимент2
Г) вручение грамоты1
Д) присуждение премии1
Е) лестный отзыв коллег2
 
1) формальные
2) неформальные

Конец формы

CB41C2
Начало формы
По каким значимым признакам может быть выделена социальная группа?
  1) возраст, профессия, доход, образование
  2) пол, возраст, физические особенности организма, доход
  3) пол, физические особенности организма, профессия, доход
  4) физические особенности организма, темперамент, способности

Конец формы

4A560D
Начало формы
Гражданин Н. с детства увлекается собиранием птичьих перьев, ему удалось создать большую коллекцию. Какое поведение иллюстрирует этот пример?
  1) негативное отклоняющееся
  2) позитивное отклоняющееся
  3) соответствующее обычаям
  4) соответствующее традициям

Конец формы

 
Начало формы
Кризис современной семьи в демократических странах связан с
  1) ростом стремления людей к личной свободе и автономности
  2) увеличением рождаемости в обществе
  3) юридическим неравенством в правах мужчин и женщин
  4) недостатками школьного образования

Конец формы

BF60A1
Начало формы
При заполнении анкеты гражданин написал, что его национальность – калмык. Таким образом он определил свою принадлежность к общности
  1) демографической
  2) этнонациональной
  3) территориальной
  4) профессиональной

Конец формы

Стр 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: